Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 7. Учёт хозяйственных процессов
1. Учёт процесса снабжения. 2. Учёт процесса производства. 3. Учёт процесса реализации. 4. Учёт поступления и реализации товаров. 5. Учёт выполненных этапов по незавершённым работам. Сущность процесса снабжения заключается в том, что организация за имеющиеся у нее деньги приобретает для своей деятельности все необходимые материальные ценности: сырье, материалы, топливо, товары и другое имущество. Между покупателем и поставщиком заключается договор поставки, где указываются все условия, связанные с куплей-продажей: наименование и характеристики материальных ценностей, их количество, цена, упаковка, способ доставки, порядок оплаты, штрафные санкции за нарушения договора и другие условия. При заготовлении материалов возникают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Транспортно-заготовительные расходы — это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя: · затраты по подготовке продукции к отгрузке; · транспортные расходы; · железнодорожные тарифы; · таможенные пошлины; · расходы по страхованию грузов в пути; · оплату информационных, консультационных и прочих услуг, связанных с приобретением материалов; · затраты по хранению материалов; · затраты на погрузочно-разгрузочные работы; · прочие затраты по доведению материальных запасов до состояния, пригодного к использованию. Транспортно-заготовительные расходы принимаются к учёту одним из следующих способов: 1) отнесение на отдельный субсчёт к счёту 10 «Материалы» (10-ТЗР). 2) отнесение суммы транспортно-заготовительных расходов на счёт 15; 3) прямое включение в покупную стоимость полученных материалов суммы транспортно-заготовительных расходов. Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы составляют фактическую себестоимость материальных ценностей, приобретенных и доставленных в места хранения. Учёт материальных ценностей на складах организуется следующим образом. Материалы поступают от поставщика с сопроводительными документами: со счётом-фактурой и накладной. При поступлении материалов на склад кладовщик выписывает приходный ордер и оформляет карточки складского учёта материалов. На складе учёт материалов ведётся в карточках складского учёта. Отпуск материалов со склада в производство производится на основании лимитно-заборных карт. При внутреннем перемещении материалов между структурными подразделениями выписывается требование-накладная. Отпуск материалов на сторону оформляется следующим образом: выставляется счёт на оплату материалов покупателю, затем в бухгалтерии выписывают счёт-фактуру и накладную на отпуск материалов на сторону. Учёт материалов в бухгалтерии может вестись: 1) на счёте 10«Материалы», если производство нематериалоёмкое, и используется относительно небольшое количество видов материалов и количество поставок материалов небольшое; 2) с использованием счётов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», когда производство является материалоёмким и используется несколько видов (типов, сортов) материалов, большое количество поставок материалов. При использовании счёта 10 схема учёта материалов следующая: 1) Д 10 К 60 – отражена покупная стоимость оприходованных материалов (без НДС); 2) Д 19 К 60 – отражён НДС со стоимости материалов; 3) Д 60 К 51 – оплачена стоимость материалов, включая НДС; 4) Д 68 К 19 – предъявлен к вычету НДС. Транспортно-заготовительные расходы при данном варианте учёта могут учитываться следующим образом: 1) Д 10-ТЗР К 60, 76 – отражена сумма транспортно-заготовительных расходов; 2) Д 60, 76 К 51 – оплачены транспортно-заготовительные расходы; 3) Д 10-ТЗР К 71 – оплачены подотчётным лицом транспортно-заготовительные расходы; 4) Д 20 К 10 – списаны материалы в производство; 5) Д 20 К 10-ТЗР – списана сумма транспортно-заготовительных расходов. При этом транспортно-заготовительные расходы списываются согласно проценту, рассчитанному исходя из соотношения стоимости израсходованных и поступивших материалов: Сумма ТЗР, подлежащая списанию в производство = Общая сумма ТЗР × ((Стоимость израсходованных материалов: Стоимость поступивших материалов) × 100%). Если организация напрямую включает транспортно-заготовительные расходы в покупную стоимость поступивших материалов, то процент списания по приведённой формуле не рассчитывается, субсчёт 10-ТЗР не ведётся. При использовании счетов 15 и 16 схема учёта материалов следующая: 1) Д 15 К 60 – отражена покупная стоимость оприходованных материалов (без НДС); 2) Д 19-3 К 60 – учтён НДС по оприходованным материалам; 3) Д 15 К 76 – отражены транспортные расходы или расходы по оплате услуг посредника; 4) Д 19 К 76 – учтён НДС со стоимости транспортных расходов или услуг посредника; 5) Д 60 К 51 – оплачена стоимость материалов (включая НДС); 6) Д 76 К 51 – оплачены транспортные расходы или услуги посредника: 7) Д 68 К 19 предъявлен к вычету НДС со стоимости материалов, с суммы транспортных услуг или услуг посредника; 8) Д 10 К 15 – оприходованы материалы по учётным ценам (Д 15 – фактическая себестоимость, К 15 – учётная цена); 9) Д 20, 23, 29 К 10 – израсходованы материалы; 9) Д 15 К 16 – списано в конце месяца превышение учётной цены материалов над их фактической себестоимостью; 10) Д 16 К 15 – списано в конце месяца превышение фактической себестоимости материалов над их учётной ценой. Транспортно-заготовительные расходы учитываются в данном варианте в виде отклонения – записи 9 и 10. Дебетовое сальдо по счёту 16 списывается в конце отчётного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материально-производственные запасы пропорционально стоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям: Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 К 16 – списано отклонение в стоимости израсходованных материалов; Д 91-2 К 16 – списано отклонение в стоимости проданных материалов. Сумма отклонений, подлежащая списанию, рассчитывается по формуле: Сумма отклонений, подлежащая списанию = ((Дебетовое сальдо по счёту 16 на начало месяца + Оборот по дебету счёта 16 за месяц) / (Дебетовое сальдо по счёту 10 на начало месяца + Оборот по дебету счёта 10 за месяц)) х Оборот по кредиту счёта 10 за месяц. Кредитовое сальдо по счёту 16 сторнируется в конце отчётного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материально-производственные запасы пропорционально стоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям: Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 К 16 – сторнировано отклонение в стоимости израсходованных материалов; Д 91-2 К 16 – сторнировано отклонение в стоимости проданных материалов. Сумма отклонений, подлежащая списанию, рассчитывается по формуле: Сумма отклонений, подлежащая списанию = ((Кредитовое сальдо по счёту 16 на начало месяца + Оборот по кредиту счёта 16 за месяц) / (Дебетовое сальдо по счёту 10 на начало месяца + Оборот по дебету счёта 10 за месяц)) х Оборот по кредиту счёта 10 за месяц. Сущность процесса производства заключается в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) исходя из статей затрат (статей калькуляции) с использованием определённых методов калькулирования. Учёт готовой продукции может вестись двумя способами: 1. По фактической себестоимости. Схема учёта такая: 1) Д 20 К 02, 10, 70, 69 – отражены затраты основного производства на выпуск продукции. 2) Д 23 К 02, 10, 70, 69 – отражены затраты вспомогательного производства, связанные с выпуском продукции. 3) Д 25 К 02, 10, 70, 69 – отражены общепроизводственные расходы (затраты рабочих, обслуживающих производство). 4) Д 26 К 02, 10, 70, 69 – отражены общехозяйственные расходы (затраты по административно-хозяйственным подразделениям) 5) Д 20 К 23 – затраты вспомогательного производства отнесены на себестоимость продукции. 6) Д 20 К 25 – общепроизводственные расходы отнесены на себестоимость продукции; 7) Д 20 К 26 – общехозяйственные расходы отнесены на себестоимость продукции. 8) Д 43 К 20 – оприходована на склад готовая продукция по фактической себестоимости. По нормативной (плановой) себестоимости. 1) Д 20 К 02, 10, 70, 69 – отражены затраты основного производства на выпуск продукции. 2) Д 23 К 02, 10, 70, 69 – отражены затраты вспомогательного производства, связанные с выпуском продукции. 3) Д 25 К 02, 10, 70, 69 – отражены общепроизводственные расходы (затраты рабочих, обслуживающих производство). 4) Д 26 К 02, 10, 70, 69 – отражены общехозяйственные расходы (затраты по административно-хозяйственным подразделениям) 5) Д 20 К 23 – затраты вспомогательного производства отнесены на себестоимость продукции. 6) Д 20 К 25 – общепроизводственные расходы отнесены на себестоимость продукции. 7) Д 20 К 26 – общехозяйственные расходы отнесены на себестоимость продукции. 8) Д 40 К 20 – отражён выпуск готовой продукции по фактической себестоимости. 9) Д 43 К 40 – оприходована на склад готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости. Организация в данном варианте может использовать только счёт 43 «Готовая продукция», а счёт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не использовать. В этом случае отклонение фактической себестоимости от нормативной отражается на счете 43 «Готовая продукция». К данному счёту организация открывает 2 субсчёта: 43-1 «Готовая продукция по учётным ценам» и 43-2 «Отклонения фактической себестоимости от учётных цен». Делаются следующие проводки: 8) Д 43-2 К 20 – отражена фактическая себестоимость продукции, выпущенной основным производством. 9) Д 43-1 К 43-2 – оприходована на склад готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости. Перечень статей калькуляции определяется отраслевыми Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. В качестве примерной номенклатуры статей калькуляции приведены следующие: 1. Сырье и материалы. 2. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера. 3. Возвратные отходы (вычитаются). 4. Топливо и энергия на технологические цели. 5. Основная заработная плата производственных рабочих. 6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих. 7. Налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; сборы и отчисления местным органам власти, согласно законодательству. 8. Расходы на подготовку и освоение производства. 9. Амортизация основных фондов. 10. Амортизация инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы. 11. Общепроизводственные расходы. 12. Общехозяйственные расходы. 13. Потери от брака. 14. Прочие производственные расходы.
|