Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 7. Учёт хозяйственных процессов






1. Учёт процесса снабжения.

2. Учёт процесса производства.

3. Учёт процесса реализации.

4. Учёт поступления и реализации товаров.

5. Учёт выполненных этапов по незавершённым работам.

Сущность процесса снабжения заключается в том, что организация за имеющиеся у нее деньги приобретает для своей деятельности все необходимые материальные ценности: сырье, материалы, топливо, товары и другое имущество. Между покупателем и поставщиком заключается договор поставки, где указываются все условия, связанные с куплей-продажей: наименование и характеристики материальных ценностей, их количество, цена, упа­ковка, способ доставки, порядок оплаты, штрафные санк­ции за нарушения договора и другие условия. При заготовлении материалов возникают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Транспортно-заготовительные расходы — это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя:

· затраты по подготовке продукции к отгрузке;

· транспортные расходы;

· железнодорожные тарифы;

· таможенные пошлины;

· расходы по страхованию грузов в пути;

· оплату информационных, консультационных и прочих услуг, связанных с приобретением материалов;

· затраты по хранению материалов;

· затраты на погрузочно-разгрузочные работы;

· прочие затраты по доведению материальных запасов до состояния, пригодного к использованию.

Транспортно-заготовительные расходы принимаются к учёту одним из следующих способов:

1) отнесение на отдельный субсчёт к счёту 10 «Материалы» (10-ТЗР). 2) отнесение суммы транспортно-заготовительных расходов на счёт 15;

3) прямое включение в покупную стоимость полученных материалов суммы транспортно-заготовительных расходов.

Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расхо­ды составляют фактическую себестоимость материальных ценностей, приобретенных и доставленных в места хранения.

Учёт материальных ценностей на складах организуется следующим образом. Материалы поступают от поставщика с сопроводительными документами: со счётом-фактурой и накладной. При поступлении материалов на склад кладовщик выписывает приходный ордер и оформляет карточки складского учёта материалов. На складе учёт материалов ведётся в карточках складского учёта. Отпуск материалов со склада в производство производится на основании лимитно-заборных карт. При внутреннем перемещении материалов между структурными подразделениями выписывается требование-накладная. Отпуск материалов на сторону оформляется следующим образом: выставляется счёт на оплату материалов покупателю, затем в бухгалтерии выписывают счёт-фактуру и накладную на отпуск материалов на сторону.

Учёт материалов в бухгалтерии может вестись: 1) на счёте 10«Материалы», если производство нематериалоёмкое, и используется относительно небольшое количество видов материалов и количество поставок материалов небольшое; 2) с использованием счётов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», когда производство является материалоёмким и используется несколько видов (типов, сортов) материалов, большое количество поставок материалов.

При использовании счёта 10 схема учёта материалов следующая:

1) Д 10 К 60 – отражена покупная стоимость оприходованных материалов (без НДС);

2) Д 19 К 60 – отражён НДС со стоимости материалов;

3) Д 60 К 51 – оплачена стоимость материалов, включая НДС;

4) Д 68 К 19 – предъявлен к вычету НДС.

Транспортно-заготовительные расходы при данном варианте учёта могут учитываться следующим образом:

1) Д 10-ТЗР К 60, 76 – отражена сумма транспортно-заготовительных расходов;

2) Д 60, 76 К 51 – оплачены транспортно-заготовительные расходы;

3) Д 10-ТЗР К 71 – оплачены подотчётным лицом транспортно-заготовительные расходы;

4) Д 20 К 10 – списаны материалы в производство;

5) Д 20 К 10-ТЗР – списана сумма транспортно-заготовительных расходов. При этом транспортно-заготовительные расходы списываются согласно проценту, рассчитанному исходя из соотношения стоимости израсходованных и поступивших материалов:

Сумма ТЗР, подлежащая списанию в производство = Общая сумма ТЗР × ((Стоимость израсходованных материалов: Стоимость поступивших материалов) × 100%).

Если организация напрямую включает транспортно-заготовительные расходы в покупную стоимость поступивших материалов, то процент списания по приведённой формуле не рассчитывается, субсчёт 10-ТЗР не ведётся.

При использовании счетов 15 и 16 схема учёта материалов следующая:

1) Д 15 К 60 – отражена покупная стоимость оприходованных материалов (без НДС);

2) Д 19-3 К 60 – учтён НДС по оприходованным материалам;

3) Д 15 К 76 – отражены транспортные расходы или расходы по оплате услуг посредника;

4) Д 19 К 76 – учтён НДС со стоимости транспортных расходов или услуг посредника;

5) Д 60 К 51 – оплачена стоимость материалов (включая НДС);

6) Д 76 К 51 – оплачены транспортные расходы или услуги посредника:

7) Д 68 К 19 предъявлен к вычету НДС со стоимости материалов, с суммы транспортных услуг или услуг посредника;

8) Д 10 К 15 – оприходованы материалы по учётным ценам (Д 15 – фактическая себестоимость, К 15 – учётная цена);

9) Д 20, 23, 29 К 10 – израсходованы материалы;

9) Д 15 К 16 – списано в конце месяца превышение учётной цены материалов над их фактической себестоимостью;

10) Д 16 К 15 – списано в конце месяца превышение фактической себестоимости материалов над их учётной ценой.

Транспортно-заготовительные расходы учитываются в данном варианте в виде отклонения – записи 9 и 10.

Дебетовое сальдо по счёту 16 списывается в конце отчётного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материально-производственные запасы пропорционально стоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям: Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 К 16 – списано отклонение в стоимости израсходованных материалов; Д 91-2 К 16 – списано отклонение в стоимости проданных материалов.

Сумма отклонений, подлежащая списанию, рассчитывается по формуле:

Сумма отклонений, подлежащая списанию = ((Дебетовое сальдо по счёту 16 на начало месяца + Оборот по дебету счёта 16 за месяц) / (Дебетовое сальдо по счёту 10 на начало месяца + Оборот по дебету счёта 10 за месяц)) х Оборот по кредиту счёта 10 за месяц.

Кредитовое сальдо по счёту 16 сторнируется в конце отчётного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материально-производственные запасы пропорционально стоимости материально-производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям: Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 К 16 – сторнировано отклонение в стоимости израсходованных материалов; Д 91-2 К 16 – сторнировано отклонение в стоимости проданных материалов.

Сумма отклонений, подлежащая списанию, рассчитывается по формуле:

Сумма отклонений, подлежащая списанию = ((Кредитовое сальдо по счёту 16 на начало месяца + Оборот по кредиту счёта 16 за месяц) / (Дебетовое сальдо по счёту 10 на начало месяца + Оборот по дебету счёта 10 за месяц)) х Оборот по кредиту счёта 10 за месяц.

Сущность процесса производства заключается в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) исходя из статей затрат (статей калькуляции) с использованием определённых методов калькулирования.

Учёт готовой продукции может вестись двумя способами:

1. По фактической себестоимости. Схема учёта такая:

1) Д 20 К 02, 10, 70, 69 – отражены затраты основного производства на выпуск продукции.

2) Д 23 К 02, 10, 70, 69 – отражены затраты вспомогательного производства, связанные с выпуском продукции.

3) Д 25 К 02, 10, 70, 69 – отражены общепроизводственные расходы (затраты рабочих, обслуживающих производство).

4) Д 26 К 02, 10, 70, 69 – отражены общехозяйственные расходы (затраты по административно-хозяйственным подразделениям)

5) Д 20 К 23 – затраты вспомогательного производства отнесены на себестоимость продукции.

6) Д 20 К 25 – общепроизводственные расходы отнесены на себестоимость продукции;

7) Д 20 К 26 – общехозяйственные расходы отнесены на себестоимость продукции.

8) Д 43 К 20 – оприходована на склад готовая продукция по фактической себестоимости.

По нормативной (плановой) себестоимости.

1) Д 20 К 02, 10, 70, 69 – отражены затраты основного производства на выпуск продукции.

2) Д 23 К 02, 10, 70, 69 – отражены затраты вспомогательного производства, связанные с выпуском продукции.

3) Д 25 К 02, 10, 70, 69 – отражены общепроизводственные расходы (затраты рабочих, обслуживающих производство).

4) Д 26 К 02, 10, 70, 69 – отражены общехозяйственные расходы (затраты по административно-хозяйственным подразделениям)

5) Д 20 К 23 – затраты вспомогательного производства отнесены на себестоимость продукции.

6) Д 20 К 25 – общепроизводственные расходы отнесены на себестоимость продукции.

7) Д 20 К 26 – общехозяйственные расходы отнесены на себестоимость продукции.

8) Д 40 К 20 – отражён выпуск готовой продукции по фактической себестоимости.

9) Д 43 К 40 – оприходована на склад готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости.

Организация в данном варианте может использовать только счёт 43 «Готовая продукция», а счёт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не использовать.

В этом случае отклонение фактической себестоимости от нормативной отражается на счете 43 «Готовая продукция». К данному счёту организация открывает 2 субсчёта: 43-1 «Готовая продукция по учётным ценам» и 43-2 «Отклонения фактической себестоимости от учётных цен». Делаются следующие проводки:

8) Д 43-2 К 20 – отражена фактическая себестоимость продукции, выпущенной основным производством.

9) Д 43-1 К 43-2 – оприходована на склад готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости.

Перечень статей калькуляции определяется отраслевыми Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. В качестве примерной номенклатуры статей калькуляции приведены следующие:

1. Сырье и материалы.

2. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера.

3. Возвратные отходы (вычитаются).

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Основная заработная плата производственных рабочих.

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

7. Налоги, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; сборы и отчисления местным органам власти, согласно законодательству.

8. Расходы на подготовку и освоение производства.

9. Амортизация основных фондов.

10. Амортизация инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы.

11. Общепроизводственные расходы.

12. Общехозяйственные расходы.

13. Потери от брака.

14. Прочие производственные расходы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.