Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






После манифеста 17 октября




Первые черносотенные организации оставались небольшими салонными кружками, перелом в развитии движения произошёл в 1905 году.После царского манифеста от 17 октября 1905 года, даровавшего свободы, повсей стране покатилась волна демонстраций. Революционеры праздновали своюпервую победу и призывали добиваться большего. Это сопровождалосьсимволическим уничтожением атрибутов монархии. Демонстранты жгли портретыНиколая II, разбивали его бюсты, собирали деньги на «похороны царя».Конечно, всё это глубоко задело монархические чувства части населения.Особенно враждебные толки вызывало присутствие среди революционеров евреев идругих «инородцев».Например, в Киеве после появления царского манифеста революционная толпазахватила здание городской думы, разорвала в зале заседаний портреты НиколаяII и его предков. Какой-то студент вышел на думский балкон с портретом царя.Он сделал в полотне отверстие, просунул туда голову и кричал толпе: «Теперь я— государь!». С балкона думы выступали революционные ораторы. ЖурналистВасилий Шульгин вспоминал: «Случилось это случайно или нарочно — никтоникогда не узнал. Но во время разгара речей о «свержении» царская корона, укреплённая на думском балконе, вдруг сорвалась или была сорвана и на глазаху десятитысячной толпы грохнулась о грязную мостовую. Металл жалобно зазвенело камни. И толпа ахнула. По ней зловещим шёпотом пробежали слова: “Жидысбросили царскую корону.”».В тот же день сразу у многих людей появилась идея ответить на революционныевыступления стихийными «патриотическими демонстрациями». Как вспоминал В.Шульгин, в редакцию газеты «Киевлянин» 18 октября 1905 года пришли четверочитателей: рабочий, ремесленник, торговец, чиновник. Он так передавалразговор в редакции: «— Какое они имеют право! — вдруг страшно рассердился лавочник. — Ты краснойтряпке поклоняешься — ну и чёрт с тобой! А я трёхцветной поклоняюсь. И отцы идеды поклонялись. Какое ты имеешь право мне запрещать? — Господин редактор, мы хотим тоже, как они, демонстрацию, манифестацию.Только они с красными, а мы с трёхцветными.— Возьмём портрет государя императора и пойдём по всему городу. Вот что мыхотим. Отслужим молебен и крестным ходом пойдём.— Они с красными флагами, а мы с хоругвями.— Они портреты царские рвут, а мы их, так сказать, всенародно восстановим.».На «патриотические шествия» повсюду решено было собираться у стен храмовНачинались они церковными службами. На такие демонстрации по всей страневышли сотни тысяч людей. Они несли российские флаги, иконы, портреты царя.Праздновали отчасти манифест 17 октября, отчасти годовщину вступления напрестол Николая II (21 октября). Кое-кто выкрикивал, что надо бить смутьянов— студентов и евреев.Начавшись с простого шествия, события развивались по нарастающей. Некоторыеучастники демонстрации останавливали прохожих и требовали от них сниматьшапки перед портретом государя. С тех, кто не хотел обнажить голову, шапкисбивали. Конечно, это вызывало ответное возмущение, и в демонстрантов частолетели камни. В Иваново-Вознесенске большевик В. Морозов в ответ натребование снять шапку обозвал Николая II сволочью, выстрелил в портрет изастрелил двух демонстрантов. Самого его за это сильно избили, арестовали иприговорили к каторге.

«Союз русского народа»

В октябре 1905 года черносотенное движение впервые переросло в массовое ираспространилось по всей стране. В ноябре возникла самая крупнаячерносотенная организация — «Союз русского народа» (СРН). Вышел первый номереё газеты «Русское знамя».Вскоре отделения СРН образовались по всей стране. Кое-где крестьяне вступалив союз целыми деревнями. Руководители союза утверждали, что он резкоотличается от любой политической партии. Если партия защищает сословные, классовые интересы, то РСН выражает интересы всех сословий и классов русскогообщества.Через некоторое время, однако, в черносотенном движении сложились дваразличных направления. Одно направление в первую очередь защищало привилегиидворянства, землевладельцев. Это направление возглавляли Владимир Пуришкевичи Николай Марков. Последний как-то раз удачно сравнил весь класс помещиков свымирающими зубрами. В защите этих «зубров» от вымирания он видел своюосновную задачу.Другое направление во главе с Александром Дубровиным было ближе к низамобщества, охватывало часть крестьянства. В его лозунгах часто своеобразноотражались крестьянские требования. Например, А. Дубровин резко выступалпротив уничтожения общины в ходе столыпинской реформы.Характерным выразителем этого течения черносотенства являлся проповедник изЦарицына иеромонах Илиодор (в миру — Сергей Труфанов). Илиодор входил в «Союзрусского народа». В страстных и зажигательных проповедях он призывал боротьсяс богачами, чиновниками и интеллигентами.Проповеди монаха привлекали толпы жителей заводских посёлков под Царицыном, —замечал историк С. Степанов. — Он говорил с ними на понятном им языке и опонятных им вещах. Вообще события в Царицыне чем-то напоминали народныедвижения XVII-XVIII веков. Среди народа распространялись слухи, что Илиодор –побочный брат Николая II. Около храма было водружено огромное чучело драконас надписью: «Гидра революции». По окончании проповеди Илиодор отсекал головугидре.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.