Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что требуется от подчиненного






 

Жизнь нам портят люди, которых мы вовремя не уволили. Думаю, что не только я не раз убеждался в справедливости этого правила. Сформулируем требования к сотрудникам.

Всегда требуется, чтобы сотрудник мог справиться с порученным ему делом. У него должно хватать квалификации: необходимых знаний и навыков, скорости реакции и общей культуры. Нужно, чтобы он хотел заниматься порученным делом. Существует миллион причин, почему квалифицированный человек может работать «спустя рукава». Он может считать, что работа не престижна или недостаточно оплачиваема. Ему может быть элементарно скучно выполнять эту работу. Встречаются любители поговорить, но не сделать. Мочь и хотеть — совсем не одно и то же.

Избыточная квалификация может быть вредна, особенно когда нужно просто аккуратно, без самодеятельности выполнять рутинные операции. Для многих это составляет проблему, боюсь, что ваш покорный слуга относится к их числу.

Работник должен быть лоялен. Это очень принципиально. На практике именно отсутствие этого качества чаще всего приводит к увольнению или резкому неудовольствию руководства. Человека можно обучить или передвинуть на другую должность, систему мотивации можно изменить, лояльность же теряется раз и навсегда, а с ней и ценность работника.

В каждой организации свое представление о лояльности. Где-то это совпадает с понятием личной преданности и распространяется даже на личную жизнь, обязательно участие в «релаксационных» мероприятиях. Где-то «просто» требуют соблюдения корпоративных норм. В любом случае это означает: ему можно доверять. Он сделает все от него зависящее для выполнения поручения, а если не сможет, то вовремя и честно доложит! Введение совершенно нелогичного жесткого требования в некоторых структурах: секты, советское государство — способ проверки лояльности.

Чем менее формализованы требования к сотруднику, чем труднее его заменить, тем выше требования к лояльности. В политике, где в нашей стране, по существу, нет никакого правового регулирования отношений, вопрос о лояльности особенно актуален и болезнен.

В 1995 году мне предложили пост заместителя председателя Госкомпредпринимательства, но через некоторое время движение в этом направлении прекратилось. Только через год я случайно узнал, в чем причина. На выборах губернатора Свердловской области я проголосовал не за действующего главу администрации, который представлял правительственную партию «Наш дом Россия», а за Э. Росселя. Причем я нигде свои взгляды не афишировал, просто не пришел добровольно в нужную команду, и в Москве это отследили.

 

Режиссер Алексей Герман перед утверждением Андрея Миронова на роль в своем фильме потребовал от него постричься налысо. Когда после долгих колебаний артист согласился, Герман сказал: «Отлично, можешь не стричься».

Трудно требовать преданности от всех сотрудников. Но очень важно, чтобы были такие, на которых можно уверенно положиться в трудную минуту: когда неясно кто кого, когда кажется, что все пропало, когда предают. Есть должности, где лояльность — вопрос номер один: служба охраны, финансы, помощники. У каждого лидера есть люди, для которых лояльность является, по существу, единственным обязательным качеством. Люди — аккумуляторы. Они накапливают вашу силу, энергию и в нужный момент, момент вашей слабости, неуверенности, возвращают ее вам обратно. Ведь невозможно всегда и везде быть суперменом, даже у Наполеона были минуты слабости. Он растерялся и пал духом в момент захвата власти, когда встретил отпор у депутатов, но его генералы, безоговорочно верившие в будущего императора, довели разгон собрания до конца.

Полностью полагаться можно только на тех, кто состоялся благодаря вам. Если именно рядом с вами он совершил качественный скачок. Если для него совершенно естественно, что вы лидер и в своем праве. Когда произошло разделение исполнительной и представительной власти в Свердловской области, будущий губернатор взял себе руководителем аппарата не многоопытного начальника орготдела, а его молодого заместителя. Алексей Петрович 16 лет служил Эдуарду Эргартовичу верой и правдой.

Если же работник начал заниматься политикой, бизнесом или тренерской работой раньше вас и пришел к вам уже состоявшимся специалистом — он по-настоящему лоялен никогда не будет, он только попутчик. То, что именно вы лидер, для него вовсе не само собой разумеющееся. Поэтому на курсах MBA учат, что в случае поглощения все топ-менеджеры присоединяемой компании должны быть уволены сразу, они не смирятся с новой ролью.

Выделим признаки лояльности. Сотрудник должен подробно и без утайки отвечать на все поставленные вопросы. Круг вопросов зависит от организации. Чем иерархичнее и жестче организация, тем на более широкий круг вопросов придется отвечать, включая частную жизнь. Если сотрудник отказывается отвечать на вопросы или отвечает неполно и неохотно — он вас за начальника не считает, он вам нелоялен. Это очень важный индикатор: как отвечают на ваши вопросы.Вас расспрашивает, про себя не рассказывает — считает себя выше вас. Без утайки ответит на любой ваш вопрос, и вы ответите на любой его — это друг, таких немного.

Вопросы — очень мощный способ воздействия. Так, модный сегодня тренинг основан на том, что вы разрешаете тренеру задавать себе вопросы и обязуетесь отвечать на них. Продуманная система вопросов позволяет ясно осознать желанные цели и пути движения к ним. В конечном итоге вы совершаете заметный скачок в своем развитии. Так же работает психотерапевт. Управление вопросами — очень действенный и гибкий способ управления.

Далее: сотрудник не должен лезть со своей правдой, своими советами, когда его об этом не просят. Поступая таким образом, он наступает на вашу территорию, на ваши права, вольно или невольно присваивая их часть. Он сомневается в вашей компетентности. Он мешает вам вести сложную игру, лишая вас «права на незнание». Главное отличие начальника от подчиненного не в том, что он умнее (увы!). У него больше информации. Он ходит на совещания «наверху» и получает циркуляры, присутствует на мероприятиях «не для всех». Именно поэтому не все его поступки понятны подчиненным. Большинство из нас выросли в стране Советов, но давать советы по любому поводу, просят нас об этом или нет, — плохая привычка. Это признак распущенности, если называть вещи своими именами. Это не достоинство, а недостаток. Иногда требуется большое мужество и выдержка, чтобы не вмешиваться, не отвлекать, но именно такое поведение является в данной ситуации оптимальным.

О потере (или отсутствии) лояльности говорят: любая ложь, включая утаивание неприятных фактов и происшествий, все виды шантажа: «повысьте мне зарплату, а то уйду к конкурентам, мне тут как раз предложили», «клиенты работают со мной, а не с фирмой» и т.д. О том же говорят саботаж — невыполнение поручений, вдруг не спросит, или любая грубость. Лояльный подчиненный не имеет права похвалить начальника, но выразить ему восхищение — может и должен.

 

Когда я был председателем политсовета партии «Единство» в Свердловской области, я был заместителем председателя областной Думы. Председатель исполкома и его заместитель не были депутатами и по вопросам, как голосовать на Думе, естественно никогда никаких советов мне не давали. Когда же начался довольно болезненный процесс объединения трех организаций в одну партию, они вдруг приехали ко мне в Думу с советами, как я должен голосовать. Это было совершенно явное указание на то, что они вышли из-под моего подчинения и стали нелояльными. Примерно через месяц они стали за моей спиной вести переговоры с Москвой и осуществлять действия, с которыми я был не согласен.

 

Нелояльного человека перестают считать своим, за него больше не несут ответственности, и это в конечном итоге приводит к увольнению. Здесь не надо иллюзий и ложного гуманизма: каждая минута нахождения в компании нелояльного сотрудника разрушает ваше предприятие, вред, наносимый его присутствием, гораздо больше пользы от его работы. Американцы, приняв решение об увольнении, дают работнику один час на сборы под присмотром службы безопасности.

К сожалению, за нелояльность часто принимается то, что не вписывается в привычные рамки.

 

Самое сильное влияние (после родителей) на формирование моей личности оказала мой классный руководитель в 31-й челябинской физико-математической школе — Надежда Степановна. Каков же был механизм воздействия Надежды Степановны на нас (мы встретились классом даже через 35 лет)? Она умеет раскрыть человека, его потенциал. Там, где она, люди начинают любить друг друга. Вот такое удивительное умение, катализатор добрых че­ловеческих чувств. Она учила жизни, а не приспо­соблению к школьной действительности. Тому, что действительно необходимо для полноценной самостоятельной жизни. Вначале она неизменно нравилась директорам школ как очень талантливый и творческий учитель. Но через некоторое время у нее возникали с ними проблемы: разное понимание лояльности.

 

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Вы, в свою очередь, имеете начальников и покровителей, и вопрос о том, что мы можем позволить начальству, а что нет, является очень важным и тем становится принципиальней, чем выше мы забираемся. Вы должны для себя решить, кроме всего прочего, главную задачу: а готовы ли вы заплатить требуемую цену, или их представления о лояльности слишком тяжелы для вас. Особенно этот вопрос часто возникает в политике. Ведь переступив некоторую черту, можно «потерять бессмертную душу», потерять себя. И есть ли вещи, за которые нужно платить такую цену?

О чем еще стоит помнить, формируя коллектив компании. Говорят, первое впечатление самое верное. Но это не повод отказать человеку, который вам не понравился. Вспомним трех мушкетеров, их первая встреча с д’Артаньяном была не очень радостной и не походила на начало дружбы, которая служит образцом для подражания всему человечеству. Маркс и Энгельс очень не понравились друг другу при первом знакомстве, а сейчас их имена неразрывны. Первые полгода своего директорства я воевал с главным бухгалтером, но зато потом не было более преданного работника. Часто отношения с теми, с кем легко и просто договорился с первого раза, начинают потом пробуксовывать. Оказывается, это была только иллюзия взаимопонимания — вы имели в виду разные вещи.

Работник вписывается в коллектив через год, только тогда его начинают считать за человека: смеяться его шуткам, прислушиваться к его мнению. Полностью своим становятся ориентировочно за два года.

Плохое (или незаконченное) образование ничем компенсировать невозможно. Ведь речь идет об общем уровне культуры. Хотя мы едва ли вспомним большинство правил или законов из вузовской программы, мы безошибочно определяем, есть ли у человека высшее образование. А есть вещи, которые и образованием не восполнишь. Хороший дизайнер может выйти только из соответствующей семьи, просто учебы в вузе недостаточно.

Мужчины в целом лучше пробивают двери в неизведанное, а женщины лучше обустраивают территорию и поддерживают порядок. Поэтому количество женщин в коллективе — важный признак того, на каком участке развития находится ваша компания. Если на подъеме — большинство в ней составляют мужчины, большое количество женщин говорит о переходе в стабильную фазу. По моим наблюдениям, комфортнее всего люди чувствуют себя, если соотношение мужчин и женщин два к одному: женщины ходят довольные, мужчины — поджарые.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.