Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения






Материалы тренинга могут использоваться и для диалога с подрост­ком (с теми подростками, кто ограничен во многих внутренних ресурсах), и для его индивидуальной работы над собой (для тех, кто склонен разби­раться в себе, проявляет интерес к своему внутреннему миру). Материал для индивидуальной работы выделен в рамках. Работа в диалоге нужна тем подросткам, которые отличаются слабостью волевых усилий. Для них в программу тренинга включены дополнительные упражнения, которые мо­гут использоваться по усмотрению тренера.

Этот тренинг может стать хорошим началом в вашей работе с подро­стком. Эти упражнения направлены на пробуждение рефлексии подрост­ков. Существенным ограничением для проведения этого тренинга стано­вится недавняя утрата (например, смерть кого-то из близких, отказ от под­ростка со стороны семьи и т.д.). Кроме того, подростки могут нуждаться в предварительной подготовке для такой работы - например, участии в групповой работе.

Вы сами можете установить режим работы - разделите ли вы тре­нинг на несколько занятий или проведете упражнения за один раз. Каждый новый шаг тренинга отделен заголовком. Если вы решаете разделить тре­нинг на несколько занятий, то начинайте каждое занятие с вопросов «Чем мы занимались на прошлом занятии?», «Что тебе больше всего запомни­лось на занятии?», «К каким вопросам ты хотел бы вернуться?». Мы реко­мендуем самим тренерам «проиграть» упражнения тренинга на себе до то­го, как вы начнете работать с ребятами. В рекомендациях тренеру приве­дены и формы записи вашей работы с подростком, которые могут быть включены в дневник вашей работы.

В заключении тренинга спросите подростка о том, что ему понрави­лось в проведенных занятиях, что показалось сложным и не очень инте­ресным. В финале тренинга, если вы работали с подростком несколько не­дель, можно повторить первоначальное упражнение - попросить подрост­ка еще раз написать свои желания. Заключительное собеседование можно провести, сравнивая первоначальный список желаний и финальный вари­ант.

В ходе этого тренинга специалист может выявить самые болевые точки подростка, те проблемы, в решении которых подростку нужны под­держка и содействие. Желаемыми результатами работы становятся:

■ Формирование активной позиции подростка в решении вопро­сов своей социальной реабилитации.

■ Расположение подростка к участию в социально-психологических программах.

■ Пробуждение интереса к себе и своим ресурсам.

■ Развитие ответственности и самостоятельности.

Диагностика продвижения может основываться на том, как подрос­ток рассуждает о желаемых целях и путях их достижения. Важно опирать­ся на динамику подростка, а не на существующие представления о том, ка­кими должны быть представления подростка о своем будущем.

Проработка перспективы может спровоцировать такое явление как контрперенос - когда специалист не согласен с представлениями подрост­ка и стремится, опираясь на свои принципы и ценности, изменить подрост­ка. Помните, что перспектива жизни активизируется в рамках гуманисти­ческого подхода, т.е. основанного на движении специалиста за стремле­ниями и отношениями клиента. Во многом советы и рекомендации в этой ситуации - не только неблагодарная работа, но и фактор риска в ваших от­ношениях с подростком. Если семья и семейные отношения значат для подростка больше, чем профессиональный рост, не нужно менять его уста­новки, и наоборот. Предоставьте подростку возможность самому решать, что правильно для него или для нее, а что нет. В то же время почаще вы­зывайте подростка на дискуссию - скорее всего, многие из них привыкли или к глухому сопротивлению мнению других, или безоговорочному дове­рию к точке зрения взрослого. Пусть подросток получит опыт отстаивания своей точки зрения - провоцируйте его не соглашаться с Вами, находить убедительные доводы и т.д.Еще один риск проведения этой программы - сопротивление подро­стка формированию представлений о своем будущем. «Зачем думать о бу­дущем, если от нас мало, что зависит, нужно жить только сегодняшним днем, нельзя загадывать» - вот неполный перечень доводов, которые при­водит подросток, закрываясь от такой работы. В основе такого сопротив­ления находится привычка к перекладыванию ответственности на других, которая только усиливается в закрытых учреждениях, где жизнь идет по заведенному порядку, который оставляет мало места единственно доступ­ному способу свободного времяпрепровождения, а именно размышлению. Возможно, вам стоит сказать подростку, что сейчас ему трудно думать за себя, но это важно для того времени, которое наступит после выхода из интерната. Можно обсудить с подростком и такую проблему, как смысл жизни, от чего он зависит, только ли от стечения обстоятельств или чего-то еще. Многие герои, популярные среди подростков, оказывались в без­выходных ситуациях и спасались, во многом благодаря стремлению к бу­дущему. Попросите подростка привести примеры такого поведения (Ро­бинзон Крузо, Монте-Кристо, герои многих современных мультфильмов: «Шрек», «Ледниковый период», «Корпорация монстров»).

Еще одной причиной сопротивления становится неприятие ситуации инвалидности - «зачем думать о будущем, если я так ограничен в ресур­сах». Если это отношение проявляется явно - подросток подчеркнуто отка­зывается говорить о настоящем, выказывает пренебрежение к тому, чему может научиться, считает, что свой теперешний опыт будет изживать го­дами, предложите ему определить, при каких условиях его настоящее ста­ло бы еще невыносимее, а при каких - более сносным. Что окажется в цен­тре внимания подростка - общенческие проблемы или ограничения его возможностей учиться и работать? Обсудите вместе с подростком, что за его отрицанием ситуации стоит и непринятие себя (не хочу верить, что это происходит со мной). Постарайтесь в ходе тренинга расположить подрост­ка принять этот опыт, определить его отрицательные и положительные черты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.