Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития детей с аутизмом






Аутизм чаще всего рассматривается как особый тип развития, при ко­тором нарушаются контакты с внешним миром, осложняются, а иногда становятся невозможными коммуникации, взаимодействия с другими людьми. Человек как бы живет в своем мире, имеющем мало общего с со­циальной реальностью.

В 80-х годах при НИИ дефектологии АПН СССР была создана спе­циальная экспериментальная группа по коррекции раннего детского ау­тизма, которая до сих пор остается лидером в исследовании аутизма и ор­ганизации помощи детям и родителям. Работы О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг указывают на значительное снижение у аутичных детей потребности в овладении предметным миром и социальными отношениями, в результате чего наблюдается нарушение усвоения соци­ального опыта в целом, а так же вторично страдают те стороны психиче­ского развития, которые непосредственно связаны со средствами расшире­ния социальных контактов. В этом случае уязвимыми оказываются те сто­роны восприятия, которые развиваются под воздействием предметной практики [53]. Аутизм может проявляться в четырех формах:

1) как полная от­решенность от происходящего,

2) как активное отвержение,

3) как захваченность аутистическими интересами, полная погруженность в то, что ре­бенок делает,

4) как трудность в организации общения и взаимодействия [54]. Выделенные типы соответствуют разным ступеням взаимодействия со средой и людьми.

Современные научные теории аутизма единодушны во мнении, что аутизм связан с генетическими изменениями, нарушениями в центральной нервной системе, которые вызывают особое развитие умственных и рече­вых способностей. Приведем пять характеристик «чистого» аутизма:

· нетипичные социальные связи;

· особые коммуникации;

· нарушения игры;

· своеобразное развитие интеллектуальных способностей;

· повторяющиеся стереотипы, ритуалы.

Нетипичные социальные связи. Люди с аутизмом потенциально могут управлять своим поведением. Даже те, кто в общении с аутичными людь­ми отмечали недостаток соответствующих ситуации реакций на других людей, признавали, что они могут проявляться в ситуации разговорного взаимодействия[55]. Люди с аутизмом могут быть настолько поглощены дея­тельностью, что когда они сталкиваются с необходимостью ее прерывания, они могут испытать значительную тревогу и агрессию (такое может встречаться и у обычных детей). Как правило, они очень необычно реаги­руют на слова, действия и ожидания других людей. Временами создается впечатление, что они ничего не помнят, и тем не менее, в отдельных слу­чаях они с удивительной точностью воспроизводят содержание разгово­ров. Кажется, что люди с аутизмом заперты внутри собственного понима­ния мира и не способны освоить нормы речевого общения. Однако, как пишет человек с аутизмом, «трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас»[56]

Они испытывают трудности в зрительном восприятии и физическом контакте, иногда их пугает общение лицом к лицу. Несмотря на то, что они учат язык в ситуациях повседневного общения, их слова и действия могут удивлять или даже шокировать. В процессе развития ребенка огромную роль играет выработка разнообразных стереотипов поведения (в том числе и социальных стереотипов, образцов).

Особые коммуникации включает многократное повторение одних и тех же звуков, слов или выражений, неправильное использование слов, не­достаток выразительных движений, трудности с конкретными действиями, включающие необычную тональность голоса, отсутствующий взгляд и ходьбу на цыпочках. Аутизм сопровождается снижением потребности в общении. Мы привычно ожидаем от ребенка интереса к другим людям, де­тям, зрелищам. Однако при аутизме ребенок может оставаться равнодуш­ным в ситуациях общения, более того, они могут вызвать страх или агрес­сию. Именно эта специфика развития и обусловливает значительные труд­ности при подготовке к семейной жизни.

Вместе с тем, как отмечает И.Б.Карвасарская, подростки с любой сте­пенью аутизма достаточно легко могут общаться с психологом уже на пер­вой встрече, если создается атмосфера доверия, принятия, безопасности. Поначалу такие контакты кратковременны, но их длительность может су­щественно возрасти[57].

Нарушение игры и воображения как основы игровой деятельности. Ребенок скорее подражает сверстникам, чем включается в игру, он рядом. Но не вместе.

Своеобразное развитие интеллектуальных способностей. Многие исследователи отмечают разнообразие интеллектуальных способностей, которые часто сопровождаются ограниченным аутичным восприятием. У некоторых людей, достигших высокого уровня развития, интеллектуаль­ные и артистические способности граничат с одаренностью, что не может не удивлять.

Репетиционное поведение и ритуалы. Одной из особенностей аутизма является склонность к повторению движений, слов и действий.

Люди с аутизмом с большим трудом обобщают свой опыт, им трудно приложить полученные знания и навыки в другой ситуации. Часто они ис­пытывают тревогу в ситуациях, когда другие люди предъявляют к ним оп­ределенные требования или ожидания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.