Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Независимая жизнь инвалидов - это.






· возможность самим определять и выбирать такой образ жизни, который позволяет самостоятельно принимать решения и свободно управлять обстоятельствами в разных жизненных ситуациях.

· право человека быть неотъемлемой частью современного общества, и принимая активное участие в социальных и политических процессах, иметь свободу выбора.

· возможность иметь право полного участия в процессах медицинской и социальной реабилитации, и быть главным экспертом в оценке их качества.

· право человека иметь свободный доступ к жилью и среде обитания, социальной инфраструктуре и транспорту, работе и образованию, медицинскому обслуживанию и социальным услугам.

· все то, что дает возможность инвалиду считать себя Личностью и быть независимым человеком[14].

В мире существуют такие организации инвалидов, которые специально занимаются вопросами продвижения идеологии и практики независимой жизни. Такие организации называются центрами независимой жизни (ЦНЖ), они появляются и в России.

Центр независимой жизни — это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей.

Общественные организации инвалидов предоставляют возможности взаимной поддержки, развития таких важных жизненных навыков, как уверенность, умение общаться, целенаправленность - ведь именно они являются основой взрослой жизни. Важным ресурсом в деле подготовки ребенка-инвалида к семейной жизни являются общественные организации инвалидов, из которых самые старейшие - Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество глухих (ВОГ), Всероссийское общество слепых (ВОС) - имеют свои отделения во всех городах России.

Вопросы пола в подготовке к семейной жизни

Большое значение в подготовке к семейной жизни имеют вопросы пола, которые усваиваются ребенком естественным путем, в повседневной практике семейной жизни, выучивая роли мужчин и женщин, предлагаемые родителями на собственных примерах. Если в семье нет одного из родителей, в качестве примера соответствующей роли выступают родственники, близкие знакомые, которые оказывают на ребенка влияние. Кроме того, важную модель поведения представляют герои книг и фильмов.

Особенно ярко проявляется меняющееся отношение общества к инвалидам в литературе и искусстве, в частности, в кино. Известны экранизации советских литературных произведений Н.Островского «Как закалялась сталь» (М. Донской, 1942) и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (А. Столпер, 1948), которые представляют истории известных героев, защитников Отечества, преодолевающих собственную неподвижность и пренебрежительное отношение общества. Фильм «Председатель» (А.Салтыков, 1964) рассказывает о сопротивлении инвалида-фронтовика консервативным стереотипам (в главной роли - Михаил Ульянов). В фильме «Не могу сказать: прощай!» (Б. Дуров, 1982) главный герой, прикованный к постели из-за травмы спины, переживающий переоценку собственных жизненных ценностей, кардинально изменив свой образ жизни и образ мыслей, все же с помощью друзей и любящей его женщины становится социально активным, придает своей жизни новый достойный смысл. Героя фильма «Время отдыха с субботы до понедельника» (И. Таланкин, 1984) - безногого ветерана - вскоре после войны насильно отправляют на Валаам в дом-интернат. Однако, его воля не сломлена, и духовно он намного выше многих других персонажей фильма - здоровых, образованных и хорошо устроенных в обществе.

Известные американские фильмы, где в качестве главного героя выведен инвалид, это, например, «Человек дождя» (Б. Левинсон, 1988), «Рожденный четвертого июля» (О. Стоун, 1989), «Форрест Гамп» (Р. Земекис, 1994), «Великан» (П. Челсон, 1998). Франко-бельгийский фильм «День восьмой» (Ж. ван Дормал, 1996) - психологическая драма, прозванная европейским «Человеком дождя». История путешествия переживающего семейный кризис бельгийского бизнесмена Гарри в компании забытого собственной матерью Жоржа, диагноз которого - синдром Дауна. В процессе общения с открытым, искренним Жоржем в душе циничного Гарри происходят благотворные перемены, у него появляется шанс научиться понимать и прощать ближних.

Как видим, в основном в героях кинематографа оказываются инвалиды-мужчины. Это происходит потому, что инвалидность здесь используется либо как инструмент для переделки «здорового, но неблагородного» главного героя, либо как метафора преодоления бессилия, как образец мужества, как яркий пример конфликта мужественности и жалости. Именно этот ролевой конфликт попадает в центр внимания массовой культуры, которая обращается к образу инвалидности, олицетворяющей слабость, зависимость, уязвимость, потерю мужественности. Персонаж Тома Круза в фильме «Рожденный четвертого июля» - это «классический» американский инвалид: молодой белый (европеоидный) парализованный ветеран войны, с трудом привыкающий к своей инвалидности, которая здесь характеризуется в контексте импотенции или сексуальной неспособности, но впоследствии достигающий высокого социального статуса и признания, возвращает себе мужские качества активности, инициативы и контроля, участвуя в пацифистском движении.

Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности усиливают друг друга, ассоциируясь с жалостью. Хотя негативный образ истерической женщины, как правило, нужный для того, чтобы оттенять выгодные стороны положительного персонажа-мужчины, есть практически в каждом произведении кинематографа, фильмы, где главная героиня -это женщина, имеющая проблемы физического или психического развития, - довольно редки. Один из примеров - это картина «Другая сестра» (Г.Маршалл, 1999) - о любви и счастье, которого достойны все люди, невзирая на их умственные способности. «Оазис» (Ли Чан Дон, 2002) - корейский фильм о любви никому ненужного, простого, но благородного паренька к девушке с церебральным параличом, которую ее родственники не любят, но терпят ради хорошей квартиры. Фильм потряс многих зрителей, а кинообозреватели продемонстрировали неспособность размышлять о тяжелых формах инвалидности и об инвалидах не как объектах жалости и насмешки, а как о субъектах собственной судьбы, о людях, исполненных достоинства и гордости. Поэтому многие критики посчитали, что метафора оазиса использована режиссером в связи с понятием миража, чтобы показать невозможность и недостижимость счастья для тех, чье тело не соответствует никаким канонам, кого общество воспринимает как изгоев. На самом деле, именно любовь становится оазисом для тех, кто используется окружением, кого не ценят и избегают родные и близкие.

Большинство родителей считают, что в зависимости от пола детей, их надо воспитывать по-разному. Например, девочку приучать к аккуратности и чистоте, а мальчика - к уверенности в себе и активности. Детям внушают эти качества, предлагая им разные занятия, игры и игрушки, закладывая в них «соответствующие полу» представления о их будущем. При всей важности подобного воспитания, не следует делать на нем очень большой акцент, напротив, важно избегать перекосов. Например, если девочке внушить, что она должна быть мягкой и осторожной, ребенок может вырасти пассивным и не сможет отстоять себя в различных конфликтных ситуациях в семье, на дискотеке, на работе. В свою очередь, когда мы стремимся сформировать в мальчике силу и целеустремленность, то есть риск оставить недоразвитыми способности к сопереживанию, чувство ответственности и нежность.

Современные исследования показывают, что стереотипы относительно пола и половых ролей, которые родители закладывают в своих детей воспитанием, приводят к тому, что взрослые люди становятся менее адаптивными, у них остается меньше возможностей совладать с рисками постоянно меняющегося современного общества. Кроме того, стереотипы относительно характера и внешности нередко прочно связаны с ожиданиями относительно обязанностей и жизненных планов. А это уже серьезно влияет на жизненный выбор человека, на возможность состояться как личности.

Например, женщине общество предписывает быть зависимой от мужчины, оставаться объектом его внимания, ждать «принца на розовом коне» и не проявлять инициативы. Девушка, которая сама ищет себе друга, должна была решиться на преодоление общественного осуждения. Но те, кто нашел в себе мужество пересмотреть распространенные заблуждения, нередко были благодарны судьбе за это. Молодая женщина, использующая кресло-коляску для передвижения, несколько раз давала объявление в газету. Ей не хотелось знакомиться с теми мужчинами-инвалидами, кого так настойчиво разыскивала ее мать. Встретившись с несколькими кандидатами по объявлению, она выбрала свою судьбу. Эта женщина активно работает в общественной организации инвалидов и одновременно учится в университете, ее муж трудится в коммерческой фирме, каждый из супругов является профессионалом в своем деле, и у них дружная семья.

В другом случае молодой парень-инвалид рассказал нам, что не хочет знакомиться со «здоровой» девушкой, поскольку опасается, что имея большую, по сравнению с ним, свободу, его супруга будет ему неверна. Такие страхи основаны вовсе не только на чувстве собственной беспомощности, а проистекают из уверенности в том, что мужчина должен иметь над женщиной власть. Доверие, равенство, партнерство в этом мировоззрении отсутствуют. А ведь именно такие отношения должны воспитываться в семье.

Социальные ожидания от мужчин и женщин, или «гендер» (от aнгл. gender - род) выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются тендерные аспекты.

Мужчины, сопротивляясь стереотипам, все же могут приобрести высокий статус, которому будут соответствовать социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, соединяясь, лишь усиливают друг друга. Жизненная реальность инвалидов отличается от этих стереотипов. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин и женщин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, возможностями независимой жизни. Получается, что половая принадлежность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчине и женщине.

Женщины с инвалидностью под действием многих обстоятельств, хотя и работая в общественных организациях инвалидов, в меньшей степени участвуют в принятии решений, их истории редко представлены в примерах независимой жизни, среди них гораздо меньше руководителей организаций и на конференциях и собраниях по проблемам инвалидов, как правило, присутствуют мужчины. Тендерные стереотипы и дискриминирующие социальные установки затрудняют развитие социальной толерантности и препятствуют полноправному участию детей-инвалидов и их семей, а также взрослых инвалидов в жизни современного общества.

Социальные работники и родители в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы. Исследования показывают, что женщины с инвалидностью нередко подвергаются двойной дискриминации - при приеме на работу, при поступлении в образовательные учреждения - ввиду их инвалидности и половой принадлежности.

Задача родителей - привить ребенку чувство гордости и уважения к своему полу. Родители сами должны уважительно относиться к полу ребенка, не пренебрегать им. Родители не должны препятствовать общению мальчиков и девочек. Необходимо воспитывать в ребенке чувство достоинства его тела. Ребенка следует обучать навыкам обращения со своим телом, чтобы он знал предназначение всех органов, гигиеническим навыкам.

Сексуальность в подготовке детей-инвалидов к семейной жизни [15]

Немаловажной стороной подготовки ребенка-инвалида к независимой, взрослой, в частности, к семейной жизни является его половое воспитание. Половое воспитание - часть общего физического и нравственного воспитания. Оно должно начинаться с раннего возраста и продолжаться всю жизнь. Осуществляя половое воспитание, необходимо давать ребенку только правдивую информацию. Эффективность его повышается только при полном доверии ребенка к взрослому. Любая беседа с ребенком не должна сопровождаться двусмысленными намеками; все вопросы родитель или воспитатель должен излагать серьезно; необходимо прививать ребенку нравственные, лишенные пошлости, взгляды. Освещая те или иные аспекты темы, необходимо учитывать возраст, пол, психофизиологические особенности и уровень умственного развития ребенка.

Важную роль в сексуальном воспитании должны играть родители. В связи с этим именно родители должны быть подготовлены к роли воспитателей, знать основные положения сексуального воспитания детей. Половое созревание является неотъемлемой частью жизни каждого человека. В этот период человек раскрывается и начинает осознавать себя как мужчина или как женщина. Положительный опыт сексуальности как исполнение желаний или отрицательный опыт - травма, испуг играет огромную роль на формирование личности, оставляет глубокий след в памяти человека.

Социально-психологическая и лечебно-педагогическая работа с людьми, имеющими те или иные ограничения развития, по мнению доктора Дитера Фишера, должна ориентироваться на выполнение двух полярно противоположных друг другу задач:

■ С одной стороны, необходимо отстаивать право на сексуальность для каждого человека — независимо от степени тяжести его заболевания — и, при наличии у него возможности для реализации себя в этом плане, всячески поддерживать его стремление жить полной жизнью

■ С другой стороны, если человек не может реализовать свою сексуальность вследствие каких-то внешних обстоятельств или своего недуга и сознательно выбирает альтернативный образ жизни, т.е. отказывается от реализации своей сексуальности, то к такому выбору нужно отнестись с уважением.

Иными словами, родители и воспитатели должны позволить молодому человеку или девушке самостоятельно определиться, что делать со своей сексуальностью.

Современная сексология определяет три основные функции сексуальности: продолжения рода, соотнесенности, удовольствия. Сексуальные отношения, телесная близость между двумя людьми говорят о том, что человек принят другим партнером, а значит, ты находишься под защитой и в безопасности - это естественные потребности любого человека. Подобно ребенку, который стремиться к физическому контакту с матерью/отцом, уже достаточно взрослый человек ищет защищенности и оберегающей близости. Подобные близкие телесные контакты в раннем детстве будут способствовать развитию сексуальности в будущем.

Сексуальность определяет формы переживания человека с самого раннего детства и до старости.

Что способствует созданию развитию сексуальности?

· Жизненная среда человека должна создавать благоприятные условия для эмоциональных и социальных процессов, таких как доверие другим людям, желание быть среди людей, потребность общаться.

· Однозначные социо-культурные правила, отсутствие двойных стандартов морали.

· Отсутствие запретов или напряженного отношения к сексуальности.

· Информированность молодых людей/девушек, соответствующая уровню их развития.

В младенчестве образуется симбиотическое единство с родителями, чаще с материю, поскольку ребенок в этом возрасте именно с ней соотносит свои ощущения. Это значит, что посредством немедленного удовлетворения физических и эмоциональных потребностей ребенок ощущает внутренний покой, расслаблений, чувство благополучия и безопасности, что способствует формированию доверяя к себе и к окружающему миру.

Ребенок, имеющий ограниченные возможности может быть лишен на этом этапе развития все вышеописанных ощущений, в силу травмирующих ограничений - затруднение приема пищи, боли, чувственные ограничения.

Поэтому для положительного развития сексуальности нужно:

· Удовлетворение симбиотических желаний в соотнесении с каким-либо лицом (если ребенок находится в отрыве от матери/отца)

· Направленный на удовольствие уход за телом. Чувственное возбуждение, расслабление и активизация.

· Создание возможностей познания своего тела, путем обнаружения приятного телесного контакта (прикосновений, движений), называния разных частей тела.

В раннем детском возрасте ребенок становится все более независим, тесный симбиотический контакт ослабевает. Повышается мобильность ребенка, ребенок начинает делать первые шаги, растет интерес к окружающим людям, предметам быта. Этот возрастной период характеризуется потребностью ребенка использовать свои физические возможности для достижения независимости, автономности. Центральным становится любопытство в отношении нового.

Рекомендациями для этого этапа развития ребенка следующие:

· Необходимо предоставить ребенку свободное пространство для самостоятельных действий, проб.

· Фаза упрямства, сопротивления, отказ от выполнения каких-либо действий - показатель потребности отделиться, стать автономным. Поэтому родители, педагоги должны признавать желания независимости и одновременно с этим предоставлять близость и чувство безопасности.

· Предоставление возможности выбора (еда, игрушки, одежда) для стимулирования принятия решений.

· Первое обучение о жизни девочек и мальчиков вместе.

· Побуждение ребенка к самостоятельности в самообслуживании (уходе за телом, одевании, раздевании).

Дошкольное детство - это период, когда ребенок осваивает присущее полу ролевое поведение, знакомится со своей сексуальностью. Часто дети в этом возрасте требуют внимания и телесных контактов с родителем противоположного пола. Посещение детских учреждений расширяет опыт общения ребенка с разными людьми, помогает осваивать социальные нормы и правила. Здесь родители могут:

· Помогать осваивать ребенку этические моменты общения с людьми противоположного пола,, формы вежливого поведения.

· Стимулировать и помогать заводить дружеские контакты.

Школьное детство - это период предполового созревания. На этом этапе развития телесный опыт касается, прежде всего, движений, спорта, формирования интересов. В этот период дети, как правило, предпочитают общаться с лицами того же пола, что позволяет им укрепить свою половую идентичность. Для ребенка становится необходимым иметь свое личное пространство (комнату, место, где хранятся личные вещи). Это время активного сексуального просвещения, подготовка к телесным измененям в период полового созревания.

Половое созревание (подростковый возраст) может привести к кризису самопонимания, нередко - к невротическим и патопсихологическим расстройствам. Изменения на физиологическом, телесном уровне могут вызывать страх, чувство неполноценности, поэтому родители должны помочь пережить эти эмоциональные состояния.

Родителям в этот период следует обратить внимание на следующие моменты:

· Становится важным уход за телом и формирование позитивного отношения к собственному телу.

· Спокойное принятие желание самоопределения в выборе одежды, увлечений, оформления пространства жизни (личного места)

· Стимулирование контактов со сверстниками

· Предоставление информации о противозачаточных средствах, СПИДе, алкоголе и наркотиках.

· Создание перспектив для будущей жизни.

Много сложных и конкретных вопросов в сексуальном воспитании возникает в подростковом возрасте. Подросток настороженно наблюдает за изменением своего тела. В этот период родители без насмешек, с пониманием должны относиться к быстрому росту и изменению тела, появляющимся прыщам. Важным моментом в жизни подростка является развитие вторичных половых признаков: появление менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. Матери доходчиво необходимо объяснить дочери, что когда она взрослеет, ее тело меняется, у нее появляется ежемесячное кровянистые выделения - менструации. При этом, по возможности, необходимо дать краткие сведения о строении половой системы. Если яйцеклетка не оплодотворяется, то все питательные вещества, которые готовились для развития плода, выходят из организма в виде кровянистых выделений. Это естественный физиологический процесс, такой же, как мочеиспускание или дыхание. Регулярная работа яичников обеспечивает в будущем при половой жизни возможность возникновения беременности и рождения ребенка. Девочку надо обучить правилам гигиены при менструации. Мать, проводя беседу с дочерью, должна избегать представления о менструации как о чем-то постыдном, нечистом.

Об изменениях, происходящих в организме мальчика в период взросления, должен поговорить с ним отец. Если в семье нет отца, то этим должен заняться другой взрослый мужчина (дедушка, дядя и др.). Начать необходимо с рассказа о том, что тело его растет, изменяется, изменяются и половые органы: Яички скоро начнут вырабатывать сперму или мужское семя. Если сперма попадет в организм женщины, то зародиться ребенок. А пока этого не случается, организм по мере накопления семенной жидкости будет периодически избавляться от нее. Истечение спермы, поллюции, могут быть днем, чаще - ночью. Главное, чтобы подросток понял, что это естественное явление, и спокойно относился к нему. Желательно, чтобы мальчик знал о менструации у девочек, а девочка - о поллюции у мальчиков.

Подросткам особенно необходима эмоциональная близость с родителями, которые должны вести себя открыто, доброжелательно, гибко разрешать возникшие проблемы. Характеризуя особенности дружбы подростка со сверстниками, необходимо иметь ввиду, что это прежде всего стремление к близости, пониманию друг друга, уход от одиночества. Родители должны с большим вниманием и уважением относиться к дружбе своего ребенка, помогать, приглашать друзей в дом.

Главное препятствие полноценной независимой жизни инвалидов, в том числе и сексуальной, - это представления об инвалидах как больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и которым нужно сочувствовать, «которым чего-то не хватает», то есть отождествление их с неполноценными людьми.

В средствах массовой информации или кино редки репрезентации инвалидов, которые просто рассказывают что-то интересное о своей профессии, обучении, политической активности или о себе в роли родителей. Акцент на «неполноценности» создает впечатление, что инвалидность означает отсутствие каких бы то ни было «неинвалидных практик», в т.ч. семейных, сексуальных, родительских. В результате родители, воспитатели, медики, а порой и сами инвалиды полагают, что секс и инвалидность не могут сосуществовать.

«Нельзя говорить на тему сексуальности, делая обобщение о гендер-ных отношениях всех людей с инвалидностью. Поверхностный взгляд на проблему может дать ответ, что люди с более серьезным физическим недостатком имеют меньше шансов на счастливые половые отношения и развитие сексуальности, чем люди с менее серьезным недостатком. Но это совсем не так просто. Особенно решающую роль здесь играет характер воспитания. Но, конечно, важную роль играют судьба и везение», - заявила Петра Йориссен из Совета по делам инвалидов Нидерландов на форуме в Киеве. По ее мнению, техническая сторона секса, как правило, не является главной проблемой, не имеет значения, каким способом человек занимается любовью, или в какой позе он это делает. На Западе инвалиды организуют самопомощь, понимая, что они имеют такие же права, как другие граждане, в том числе и на сексуальную жизнь. Так, группа инвалидов в Нидерландах учредила бюро эротических услуг для инвалидов, в котором можно заказать эротический массаж или сексуальные услуги. В некоторых городах инвалидам частично или полностью возмещают средства, которые они затрачивают на получение подобных услуг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.