Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие социальной компетентности






Подготовка к семейной жизни, как и, например, содействие в выборе профессии и построении карьеры, совершается во многом стихийно: за счет повседневного общения в семье, со сверстниками; приобретения опыта выстраивания отношений; чтения книг; просмотра фильмов. Тем не менее, дети и подростки с ограниченными возможностями часто нуждаются в особо организованной работе по формированию и развитию личных ресурсов, необходимых для действенного решения проблем взаимоотношений. Специально организованная работа всегда полезна в ситуации дефицита ресурсов для спонтанного развития - а такие условия складываются не только в жизни детей с ограниченными возможностями, но и у их здоровых сверстников. Не секрет, что многие родители не всегда используют те приемы обратной связи, обсуждения с детьми проблем отношений, выражения отношений и чувств, которые располагают ребенка к усвоению наиболее действенного поведения в ситуации взаимодействия с другими. Массовая культура скорее предоставляет целый набор стереотипов, опора на которые затруднит формирование адекватного отношения к проблемам общения, чем те образцы поведения, которые пробуждают рефлексию подростков.

Эффективность такой специально организованной работы будет зависеть от того, насколько удастся связать ее со спонтанным формированием компетентности ребенка в вопросах общения, ответственного отношения к себе и другим. Поэтому представляется важным осуществлять такую работу сразу в двух направлениях:

□ оптимизация опыта, знаний и навыков семейного и профессионального окружения ребенка;

□ обучения детей приемам завязывания и поддерживания отношений, организации независимой жизни.


Таблица 2. Базовые умения

Умения и знания Трудности ребенка Трудности взрослого окружения
Понимание и принятие своих чувств
Принятие и понима­ние того, что чувства важны, не могут быть плохими и недостой­ными Затруднения в выражении чувств. Отстраивание своих чувств от чувства вины, преобладание таких переживаний как жалость, неприязнь, экзальтация Обостренное желание уберечь ребенка от таких чувств как печаль, обида, гнев; Стремление воспитать в ребенке покорность и смирение перед «несчастной судьбой» или, наоборот, непринятие того, что объективно возможности ребенка ограничены
Понимание своих чувств и умение их открыть Стремление не огорчать других или наобо­рот, демонстрировать свое ограничение через постоянно сниженный фон настрое­ния и активности Демонстрация собственного неумения открывать чувства, стремление скрыть те чувства, которые считаются неадекватными и стыдными
Понимание своих же­ланий и намерений Недостаток трансспективы своей жизни -понимания связи между настоящим и бу­дущим, прошлым и настоящим. Трудности в выстраивании приоритетов Иногда невозможность настроить баланс между жизнью «здесь и теперь» и плани­рованием будущего Принятие того, что для человека с ограниченными возможностями многие желания «под запретом», например, стремление к сексуальным отношениям, избегание общения с неприятными людьми и т.д.
Внутренняя эмпатия, умение настроиться на себя и объяснить свои переживания Стереотипное отношение к себе, когда ка­кие-то изменения, в том числе, позитив­ные, не замечаются Убеждение в том, что главное - настраиваться на другого, фокус не на себе, а другом человеке, «обедненная» внутренняя жизнь
Понимание сигналов тела Отчуждение от собственного тела в силу болезни, страданий Внимание к словесной стороне поведения, игнори­рование невербальной компоненты поведения; Затруднения в понимании сигналов тела ребенка с особыми нуждами
Способность чувственного познания окружающего мира, опора на эмоциональную составляющую понимания про­исходящего Объективные ограничения в силу недос­татка сенсорики, двигательной и иной депривации, недостатка опыта Эмоциональному развитию не придается то значение, которое следовало бы придавать в контексте реабилитации ребенка
Способность быть спонтанным Спонтанное поведение не развито в силу недостатка инициативности. Спонтанность ограничена в силу неболь­шого (однотипного) круга общения Стремление держать ситуацию под контролем, еще! сильнее проявляющееся в ситуации воспитания ре­бенка с ограниченными возможностями
Принятие всех сторон жизни, включая такие как смерть, страдание, рок Страх перед такими событиями может блокировать стремление жить среди близ­ких людей, чтобы минимизировать потери Табу на темы смерти, болезни, страданий, неумение обсуждать такие вопросы, страх перед вопросами со стороны детей

 


 

  Взаимодействие  
Способность отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими Привычка к послушанию и более высокий уровень конформизма приводит к немоти­вированной агрессии, унынию Представление о том, что родителям (взрослым) лучше известно, как поступать и относиться, дополнительная инвалидизация ребенка
Раскрываться в об­щении (давать дру­гим информацию о себе) Недостаток общения приводит к тому, что ребенок либо не раскрывается вовсе, либо эгоцентричен — открывается так, что его не понимают и не принимают Родители настраиваются раскрываться определен­ным образом, формируя образ жертвы, бодрячка, но не раскрывая своих реальных чувств
Выражать чувства соответствующим образом Скрывает и стыдится таких чувств как гнев, неприязнь, страх. Доминирует чувство вины. Нормальное отношение часто воспринимается как горячая симпатия - поскольку у детей нет опыта различения интереса, симпатии, неравнодушного отношения, увлечения и любви. Смешение чувств и действии, когда эмоции осуждаются или игнорируются так же как и действия, хотя чувства не могут быть в отличии от действий плохими или хорошими. Испуг перед резким выражением чувств со стороны ребенка, да и самих себя.
Умело выражать голосом свое отношение другим людям Умело выражать телом (при помощи пантомимики, жестов) свое отношение другим людям Умело выражать посредством прикосновений свою симпатию другим людям Стандартны в выражении своих чувств, испытывают ограничения в выборе средств для того, чтобы передать уникальность своего отношения. Опасаются проявлять свои чувства, так как не знают, что получат в ответ. Выражение чувств сращиваются с оценкой. Не считают важным специально учиться выражать свои чувства разными средствами. Предпочитают молчать и выпускать чувства исподтишка, через различные манипуляции. Культивируют идею о том, что лучшее подтверждение добрых чувств - действия.
Преодолевать свою застенчивость Застенчивость свойственна детям с асте­ническим складом психики, поэтому важ­нейшим условием преодоления застенчи­вости становится понимание того, что это теневая сторона нейтрального качества, имеющего и позитивную сторону. Часто застенчивость ассоциируется со скромностью и считается положительным качеством.
Умение слушать Могут существовать физиологические ограничения умения слушать. Часто умение слушать подменяется демонстрацией отношения к говорящему, хотя важнейшие составляющие - давать обратную связь тогда, когда просят и различать мысли и эмоции говорящего.
Поддерживающая обратная связь Потребность в излишней обратной связи, зависимость от оценки других людей. Преобладание похвал и порицаний, а не рефлексивной оценки, которая бы звучала убедительно и как поддержка.
Умение предложить и показать заботу Неумение отказаться от заботы и неумение попросить помощи тогда, когда она действительно нужна. Эффект монополии на заботу, навязывание заботы.
Управлять гневом в отношении других Считают, что гнев следует скрывать, гнев выражается в капризах и недовольстве жизнью. Гнев традиционно относится к чувствам, которых следует избегать, поэтому люди вытесняют это чувство (которое вполне совместимо с любовью к человеку) и вместо прямого выражения гнева ведут себя раздраженно.
Понимание трудностей, связанных с сексуальными ролями Лишены многих спонтанных каналов фор­мирования компетентности в вопросах сек­са, именно поэтому чаще здоровых сверст­ников становятся жертвами сексуального насилия. Полагают, что дети с ограничениями не нуждаются в тендерной идентичности и полноценных сексуальных отношениях.
  Досуг  
Способность высоко ценить отдых и досуг Досуг остается не сферой расслабления, но приоритетной сферой интеграции Отношение к досугу имеет периферийный характер, поскольку многие полагают, что главное работы и дом
Понимание приори­тетов своих интере­сов в сфере досуга Часто досуг навязывается - «инвалиду по­везло, что хотя бы так его развлекают», вследствие этого досуг утрачивает свое ос­новное значение.  
Навыки сбора информации о сфере досуга Важно расширить представление о том, чем можно заняться на досуге, использовать ресурсы НКО, интернета. Родители выбирают удобные и приемлемые формы досуга для себя, а не для ребенка
Навыки принятия решения и разработки планов Как и их здоровые сверстники склоны следовать некой моде на досуг. Часто родители сами планируют праздники и развлечения, не включая детей в разработку этих планов. Сфера досуга часто становится одним из значимых каналов эксклюзии детей-инвалидов.
Готовность развивать особые навыки для досуга — последовательное хобби Занимаются досугом ради досуга, иногда развитие блокируется тем, что взрослые считают достаточным сам факт участия их детей в досуговых мероприятиях Не считают навыки досуга самодостаточными или, наоборот, придают им решающее место – так или иначе роль навыков, связанных с досугом, деформируется.
Способность к пассивной релаксации Важно, чтобы такой вид отдыха был присущ и родителям, если пассивная релаксация подменяется химической зависимостью в том или ином виде, то, скорее всего, выработка подобных приемов у ребенка будет ограничена.  
Умение устроить праздник и адекватно участвовать в праздничных мероприяти­ях Дети привыкают ждать праздник пассивно, а не участвуя в его подготовке   Важны традиции праздника, которые бы позволяли вовлекать всех членов семьи в подготовку и проведение праздника. Часто чувство вины родителей наиболее ярко проявляется в праздничные дни - стремление порадовать ребенка, дать ему все то, что не достает

 

Подготовка к семейной жизни начинается в раннем детстве. Мы полагаем вслед за многими уважаемыми исследователями и практиками, что независимо от состояния развития и здоровья человека социальная компетентность включает одни и те же умения и знания. Тогда что же особенного в подготовке к независимой жизни ребенка с ограниченными возможностями? Несомненно, это те особые барьеры и трудности, которые возникают в ресурсах самих детей и представлениях их окружения. В таблице 1 приведен перечень важных для подготовки к семейной жизни навыков и умений, а также те ограничения, которые возникают в процессе воспитания ребенка с особыми потребностями. Эти навыки и знания мы разделили натри группы:

■ понимание чувств;

■ выстраивание отношений;

■ досуг.

Прежде чем перейти к просмотру этой таблицы, попробуйте сами написать как можно больше умений, связанных с этими сферами жизни, а также препятствий, которые мешают формированию этих приемов у ребенка с особыми потребностями.

Многие родители «вошли во вкус» и стали использовать психологические приемы активизации интеллектуальных возможностей ребенка. Важно расположить семейное окружение детей с ограниченными возможностями использовать психологические рекомендации по формированию эмоциональной и социальной компетентности ребенка и подростка.

Таблица 2 может быть использована как карта диагностики и планирования работы с подростками, имеющими особые потребности. Значительная часть умений и навыков включена в два приема работы, приведенные в Приложении 1 и 2: библиотерапию и тренинг временной трансспективы. Представляется возможным использовать карточные и бланковые игры Н.С. Пряжникова, различные программы развития приемов ассертивного поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.