Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ресурсы и барьеры семейной жизни






В биографиях взрослых инвалидов есть немало примеров, как по-разному выстраивались в их семьях детско-родительские и супружеские отношения, что влияло на судьбы людей, кто участвовал в их жизни, кому они сами помогли состояться. Так, чрезмерный контроль и неверие в самостоятельность ребенка в отношениях родителей к детям-инвалидам может стать причиной последующей изоляции взрослого человека с инвалидностью, привести к снижению шансов на собственную семейную жизнь. Нередко случается так, что семья или образовательные учреждения вносят вклад в воспроизводство того неравенства, которая существует в обществе. Если инвалиды выучивают роли пассивных и зависимых в семье или в школе-интернате, они испытывают затем трудности во взрослой жизни. Однако, речь не о том, что инвалиду не нужна помощь, или что семья инвалида должна от нее отказываться. Несмотря на то, что для большинства из нас очевидна формула «мой дом - моя крепость!», что семья закрыта от государства и любого внешнего воздействия, все же внешнее вмешательство в частную жизнь инвалидов зачастую становится непременным условием совладания с повседневными сложностями. К сожалению, там, где подобные услуги недоступны или их объем и качество оставляют желать лучшего, семья может испытывать огромные физические и эмоциональные нагрузки, подвергаясь стрессам и распаду.

И все же, для многих молодых женщин и мужчин инвалидность не означает изоляцию и одиночество, отказ от приключений, жизненных открытий и испытаний. Это испытание, благодаря которому можно выразить и укрепить себя, например, через любовь - к жизни, к людям и к себе. На собственном примере показывают, что свою судьбу, свою биографию они делают сами, с помощью родных и близких.

Отметим, что среди инвалидов не так уж часто можно встретить состоятельных людей, которые могли бы приобрести для себя специальные приспособления с дистанционным управлением - двери, бытовую технику. Однако, очень многие из тех, в чьей жизни есть место ребенку или взрослому с инвалидностью, постоянно осуществляли изменения в том, как они работают и живут. Принять инвалидность - это лишь первое сражение; второе испытание - это изменение, и как только члены семьи определяет и принимает инвалидность человека, они могут двигаться дальше, чтобы удовлетворить потребности этой личности. Некоторые из таких изменений будут осуществляться по необходимости, путем проб и ошибок, другие -потому, что мы осознаем, как они улучшают жизнь человека с инвалидностью и его семьи. Эти изменения, кроме того, позволяют снизить тот стресс, который неизменно присутствует в повседневных хлопотах семей инвалидов - особенно в российских условиях, где пока еще не создана соответствующая физическая среда и не сформировалась достойная система поддержки.

Бывает, что семья превращается как бы в закрытую капсулу, замыкаясь от общества, сокращая контакты с родственниками и знакомыми, а бывает и так, что только член семьи с инвалидностью чувствует себя в замкнутом пространстве, не бывая во внешнем мире. Такая закрытость вредна для инвалида и всей семьи, она угнетает психику, ухудшает характер и приводит к депрессии. Иногда властные родители, любя своего ребенка, чрезмерно заботясь о нем, не позволяют ему никаких самостоятельных действий или решений, и фактически не оставляют возможности для взросления. Такое доминирование может стать причиной семейных конфликтов и нередко встречает сопротивление со стороны детей.

При совместном же совладании с испытаниями, в условиях уважения человеческого достоинства в ребенке, в семье формируется иной тип отношений. Такие отношения основываются на признании относительной независимости и обязательной взаимопомощи, где важную роль играют самооценка членов семьи, участие родственников, соседей, сообщества.

 

 


Раздел II. Подготовка детей-инвалидов
к семейной и взрослой жизни

2.1. Общие рекомендации по организации подготовки детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни

Подготовка к семейной жизни в современном обществе. Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни как задача родителей и специалистов. Развитие социальной компетентности. Семейная — значит взрослая. Пол и сексуальность в жизни человека с инвалидностью. Сексуальность в подготовке детей-инвалидов к семейной жизни. Развитие подростка и проблемы организации сексуального просвещения. Формирование позитивного общественного мнения об инвалидах как фактор успешной подготовки к семейной жизни

Подготовка к семейной жизни в современном обществе [10]

В большинстве стран мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад. Вместе с тем, в течение последних десятилетий резко активизировалась половая жизнь до вступления в брак, особенно в промышленно развитых регионах мира (хотя в некоторых странах эта тенденция уже достигла своего пика и начала снижаться).

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, и отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

В период взросления подростки часто оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение лишенным какого бы то ни было риска, особенно если оно аналогично поведению взрослых людей. Иногда подростки полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них являются сексуальные отношения, беременность и рождение детей. Однако раннее начало половой жизни и связанный с этим риск нежелательной беременности зачастую сочетается с другими рисками, такими как курение, потребление алкоголя и наркотиков, которые снижают способность людей принимать обоснованные решения, в результате чего их поведение становится еще более рискованным. В тех случаях, когда в результате раздоров в семье, социальных изменений, гражданских беспорядков или войн нарушены семейные связи или системы социального обеспечения, положение подростков становится еще хуже.

Агрессивное сексуальное поведение молодых людей нередко получает одобрение их ровесников, а общество не всегда осуждает такое поведение. В проводимых исследованиях все чаще отмечается, что рискованное сексуальное и социальное поведение чаще характерно для тех, кто начинает половую жизнь в раннем возрасте. Формирование личности, не признающей установленных обществом стандартов ответственного поведения, обостряет имеющиеся в обществе проблемы и угрожает здоровью и благосостоянию молодежи.

Нищета, разлад в семье и неудовлетворенность родителей личной жизнью, различные чрезвычайные ситуации, влияющие на положение семьи, могут повысить риск того, что дети станут объектом сексуальной эксплуатации. Боязнь заражения ВИЧ/СПИДом привела к тому, что некоторые взрослые предпочитают иметь контакты с молодыми партнерами, надеясь, что они не являются инфицированными. Чаще всего объектами интереса и соблазна «богатых поклонников» и тех, кто предлагает экономические и общественные блага в качестве платы за сексуальную связь, являются молодые девушки из бедных семей.

Модели ухаживания и подготовки к началу половых отношений могут быть разрушены лицами более старшего возраста, которые зачастую руководствуются только плотским чувством. Многие подростки вступают в первую половую связь со своими ровесниками. Некоторые девушки-подростки после первого полового контакта испытывают чувство разочарования, особенно если вскоре после этого отношения прерываются. Девушки, как правило, надеются, что связь будет постоянной и беспрерывной; а юноши зачастую испытывают другие чувства. Сформировавшаяся в сознании людей картина распределения ролей предусматривает доминирование мужчин, что приводит к неравноправным отношениям мужчин и. женщин.

Хотя в последние годы в программах охраны репродуктивного здоровья все больше внимания уделяется потребностям подростков, по-прежнему остается множество барьеров, которые препятствуют молодым людям иметь доступ к необходимым для них информации и услугам для предупреждения нежелательной беременности и инфекций, передаваемых половым путем. В разрабатываемых программах охраны репродуктивного здоровья потребности людей старшего поколения учитываются в большей мере, чем потребности молодежи, особенно подростков. Общество и чиновники не желают признать тот факт, что подростки ведут половую жизнь, несмотря на то, что имеются многочисленные доказательства этого, включая негативные последствия сексуальных отношений подростков (например, заражение инфекциями, передаваемыми половым путем, возникновение нежелательных беременностей).

Мальчики и юноши ведут себя рискованно чаще, чем молодые женщины. Хотя риск, связанный с сексуальным и репродуктивным поведением, представляет опасность для обоих партнеров, женщины в значительно большей мере испытывают на себе его последствия. Ранняя непреднамеренная беременность обычно является следствием отсутствия доступа к информации и услугам, нежелательных половых связей, ведения половой жизни без противозачаточных средств или их неэффективного применения. О значительном числе непланируемых беременностей у подростков свидетельствует высокий уровень абортов в этой возрастной группе.

Высокому уровню непланируемых беременностей способствует целых ряд факторов. К ним относятся:

□ Нежелательный секс. Необходимо разработать правовые рамки для защиты молодых женщин от изнасилований и сексуальных домогательств и обеспечить осуществление соответствующих правовых мер. Необходимо вести просветительскую работу как среди молодых мужчин, так и среди молодых женщин по вопросам воздержания и об ответственности в сексуальных отношениях с тем, чтобы они уважали личную неприкосновенность и права других людей. Необходимо также вести просветительскую работу о том, как не допустить возникновения рискованных ситуаций.

□ Двойной стандарт. Общество часто сурово осуждает за половое поведение, не соответствующее сложившимся в обществе представлениям, молодых женщин, но не молодых мужчин. Для того чтобы устранить этот укоренившийся в сознании двойной стандарт, необходимо проводить просветительскую работу с учетом тендерного фактора.

□ Отсутствие информации и доступа к услугам в области планирования семьи. Для этого потребуется сильная приверженность делу удовлетворения потребностей подростков в области охраны репродуктивного здоровья, профессиональная подготовка персонала, просветительская работа, передача знаний от подростков другим подросткам по некоторым вопросам (взросление, гигиена подросткового периода) и обеспечение понимания обществом существующих проблем.

□ Неэффективное использование противозачаточных средств. Это может быть результатом использования ограниченного числа методов контрацепции или неадекватной информации о них; и в том, и в другом случае необходимо развивать образовательные программы.

Семья по-прежнему оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям. Поэтому необходима подготовка родителей для оказания помощи подросткам в решении вопросов, касающихся их здоровья и полового созревания.

Некоторые исследователи полагают, что отношения между родителями и детьми являются определяющим фактором в формировании поведения детей и от этих отношений зависит возраст начала половых отношений подростков и число половых партнеров. Однако, как правило, дети и родители оказываются в трудном положении при обсуждении проблем взросления. Кроме того, существуют различные приоритеты: подростки и работники сферы охраны здоровья заинтересованы в том, чтобы избежать беременности и других рисков, связанных с половой жизнью, в то время как родители, дедушки и бабушки рассматривают в качестве проблемы сам факт вступления подростков в половую жизнь.

Откровенные обсуждения матерями и дочерьми, отцами и сыновьями вопросов, связанных с половым развитием и созреванием, по-прежнему зачастую отсутствуют. Школа не справляется с огромным комплексом задач полового просвещения. Не получив информацию по вопросам взросления в школе и в семье, подростки обращаются за этими сведениями к другим подросткам, и зачастую приходят к ошибочным выводам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.