Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В структуре государственных финансов включаются;






· бюджеты разных уровней управления,

· внебюджетные фонды,

· финансы госпредприятий,

· государственный кредит.

Наличие финансовых ресурсов для обеспечения различных потребностей образует государственные доходы, а их использование на эти цели - государственные расходы.

Основная часть доходов и расходов государства в течение определенного времени отражается в его бюджете, который представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций государства и местного самоуправления.

Эффективность социально-экономического развития страны в огромной степени зависит от планирования государственных финансов.

Финансовое планирование охватывает все стадии создания, распределения, перераспределения и использования денежных доходов и накоплений.

Потребность в финансовых ресурсах определяется затратами на развитие производства, оборону, реализацию социально-культурных программ и обеспечение других общегосударственных нужд.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нем отражаются отношения в обществе, возникающие между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, бюджетных расходов на социальные цели; между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций и т. д.

В государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального продукта. Огромные суммы, сосредоточенные в бюджете позволяют государству проводить активную экономическую и социальную политику. Сейчас в ведении правительства должно находиться и регулирование бизнеса, и помощь социально незащищенным слоям населения, и стимулирование экономического развития страны.

Укрупненно структура доходов и расходов государственного бюджета выглядит следующим образом:

Расходы бюджета (на примере России):

1. Расходы на оборону - 18%

2. Финансирование государственных программ и инвестиций - 18%

3. Вложения в народное хозяйство - 15%

4. Затраты на социально - культурные нужды - 3%

5. Расходы на образование - 4%

6. Расходы на науку - 4, 5%

7. Расходу на здравоохранение - 1, 7%

8. На обслуживание внутреннего государственного долга - 14%

Доходы бюджета:

Деньги на покрытие государственных расходов поступают из трех источников:

1. Налоги

2. Займы в форме государственных облигаций, приносящих процент

3. Эмиссия бумажных денег

Среди этих источников наибольший удельный вес в странах с рыночной экономикой принадлежит налогам.

 

2. Принципы налогообложения, функции налоговой системы и виды налогов

 

В настоящее время разработаны рациональные основы налогового обложения, в результате которых возникли определенные принципы налогообложения.

1. Принцип получающих преимущества. Этот принцип означает, что получающие преимущества от какой либо правительственной программы должны платить за ее осуществление. Данный принцип прекрасно работает, если дело касается оплаты пользования автомобильной дорогой, пляжем, мостом.

2. Принцип уплаты по возможностям. Согласно этому принципу, те, кто получает большие доходы должны платить и большие налоги и наоборот.

3. Третий принцип - простота и доступность для исчисления. Система налогов не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов слишком дорогим.


 

Налоговая система должна выполнять следующие функции:

· фискальную (источник доходов)

· перераспределительную (от богатых к бедным, из одних отраслей в другие)

· стимулирующую (способствовать ускорению научно - технического прогресса, расширению экспорта, увеличению занятости населения, укреплению семьи). Стимулирующая функция, в основном, осуществляется через систему налоговых льгот и привилегий).

Большинство налогов могут быть отнесены в одну из трех групп:

1. Пропорциональный налог: взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например % отчислений в пенсионный фонд от любого заработка)

2. Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.

3. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

Прямые и косвенные налоги:

- прогрессивное (перераспределяющие доходы) налогообложение связано с прямыми налогами на доходы.

- регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, такими как акцизные сборы, налоги с продаж, налог на добавленную стоимость.

В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов: 1 -подоходный налог с физических лиц; налог на доходы предприятий; налог в фонд социального обеспечения и социального страхования; налоги на имущество и наследство; налоги с продаж, акцизы и таможенные пошлины.

Вторым источником доходной части бюджета являются государственные займы.

Считается, что государственные ценные бумаги - самый ликвидный вид финансовых активов.

Третий путь увеличения государственных доходов - это эмиссия денег.

Использование эмиссии денег для пополнения казны является на самом деле формой налогообложения - инфляционным налогом.

Инфляционный налог - это те потери, которые несут владельцы денег из-за инфляционного роста цен.

Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Та сумма, на которую в данном году расходы правительства превышают доходы, составляет бюджетный дефицит.

Общая, накопленная за все годы сумма дефицитов составляет государственный долг.

Внутренний государственный долг - это задолженность правительства населению.

Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям других стран.

Государство, управляя бюджетом, располагает возможностями влиять на экономическую ситуацию в стране: рост расходов, занятость, спрос - через увеличение или уменьшение налоговых ставок, через выпуск государственных займов, дефицитное бюджетное финансирование.

Манипулирование государством доходами и расходами бюджета представляет фискальную политику государства.

 

3. Прогнозирование финансов

 

Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей.

Процесс разработки финансового плана можно представить в следующем виде:

1. Оценка экономических проблем.

2. Формирование целей и разработка комплекса мер.

3. Подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики.

4. Анализ целесообразности и потребности в дополнительных ресурсах и определение их источников.

Система финансов должна обеспечить расходы на производство валового внутреннего (национального) продукта в виде средств на потребление, инвестиций, государственных закупок, расходов на торговлю с внешним миром

Информацию о финансовых ресурсах дает сводный финансовый баланс. Он включает в себя баланс денежных доходов и расходов населения, государственный финансовый баланс страны, кредитно-денежный баланс, финансовый баланс нефинансового сектора экономики (предприятий - производителей продукции и услуг).

Сводный баланс позволяет получить целостное представление о процессах образования, распределения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также о финансовых взаимоотношениях с внешним миром.

Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он в отличие от сводного финансового баланса ежегодно утверждается в виде закона и представляет систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства.

По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной - затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу.

При прогнозировании налоговых поступлений необходимо использовать следующие методы:

- методы экстраполяции (на начальном этапе прогнозирования)

- метод соотношения налоговых поступлений с ВВП, т.е. налоговые поступления определяются на основе доли их в ВВП и прогнозируемого объема ВВП.

- метод пропорциональных корректировок, который предполагает учет следующих компонентов: изменение ставок налогов, изменение налоговой системы и изменение налогооблагаемой базы.

Неналоговые поступления можно прогнозировать с применением методов экстраполяции и методом соотношения налоговых поступлений с ВВП.

При прогнозировании расходной части госбюджета используется нормативный метод (при определении расходов на образование, здравоохранение), расходы на финансирование инвестиционных проектов формируются на основе государственной инвестиционной программы, многие виды расходов формируются эмпирически. Кроме того, при формировании расходов должна учитываться политика государства.

Реализация национального продукта и связанное с ней движение потоков товаров и услуг вызывают необходимость нахождения в обороте массы обращающихся денег. Обращающаяся масса денег постоянно находится в обороте в форме наличных и безналичных денежных средств (включая перечисления средств, связанные с кредитными операциями).

При прогнозировании спроса на деньги учитываются соотношения количества денег с ВВП.

На величину предложения денег оказывают влияние изменение денежной базы (наличных денег и депозитов), соотношение между массой наличных денег и вкладами до востребования, а также изменение норм резервных денег для банков.

Платежный баланс характеризует связи государства с внешним миром. Общую схему платежного баланса можно представить в следующем виде: Схема платежного баланса:

1. Текущий счет 2. Капитальный и финансовый счет:

а) торговый баланс а) капитальный счет

1. Экспорт б) финансовый счет

2. импорт

1. прямые инвестиции (сальдо) б) услуги:

2. другие инвестиции (сальдо) Доказанные

3. Общий баланс

2) полученные

4. Финансирование

а) чистые резервные активы

б)исключительное финансирование

в) доход, сальдо

г) текущие трансферты, сальдо

При прогнозировании платежного баланса особое значение придается прогнозированию экспорта и импорта. В мировой практике широко используют методы экстраполяции, методы экспертных оценок и многофакторные модели. Среди важнейших факторов, влияющих на объем экспорта следует выделить: спрос на экспортируемую продукцию и услуги, цены мирового рынка и внутренние цены, затраты, валютный курс, возможности производства.

На объем импорта оказывают влияние потребности в импортируемой продукции, соотношение мировых и внутренних цен, валютный курс.

Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Спрос и предложение валюты зависит от объемов импорта и экспорта.

В мировой практике при прогнозировании валютного курса широкое распространение получили многофакторные модели. При этом учитываются следующие факторы: состояние платежного баланса, процентная ставка за кредит. Также могут применяться методы экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок.

 


 

Тема 9. Прогнозирование развития ПМР

 

1. Основные аспекты прогнозирования социально-экономического развития ПМР

2. Важнейшие цели и параметры социально-экономического развития на 2010 год

 

Вопрос 1. Основные аспекты прогнозирования социально -экономического развития ПМР

 

Государственное прогнозирование социально- экономического развития Приднестровской Молдавской Республики представляет собой систему обоснованных направлений социально- экономического развития, обоснованных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально- экономического развития Приднестровской Молдавской Республики используются как инструмент вариантного анализа, получения информации при выработке органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики республики. Важнейшими целями государственного прогнозирования в ПМР являются: достижение устойчивого экономического роста, обеспечение высокой степени занятости населения, материально-финансовой сбалансированности в республике, обеспечение внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни населения.

Прогноз социально-экономического развития ПМР содержит содержательный анализ потенциальных ориентиров развития экономики, общих направлений решения ключевых социально-экономических проблем, осуществляемых на основе текущего состояния и реальностей возможного изменения воспроизводственных процессов в экономике. Разработка социально-экономического прогноза развития ПМР основана на " Концепции социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики", которая включает систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Методологическими основами разработки прогноза являются основополагающие принципы, методы и соответствующие методики. Разработка комплексных государственных прогнозов социально-экономического развития ПМР осуществляется Министерством экономики ПМР на основе информации, предоставляемой министерствами и ведомствами ПМР, Приднестровским республиканским банком, государственными администрациями городов и районов республики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах, с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних экономических и политических факторов, в целом по республике, по отраслям экономики, по административно-территориальным единицам и ведомственной подчиненности.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, социальной структуры, экологической обстановки, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Основным макроэкономическим показателем, используемым для оценки и прогноза макроэкономической ситуации в ПМР, является ВВП, на основе которого определяются:

- темпы экономического роста или уровень спада производства в республике;

- реальный ВВП на душу населения;

- отраслевую структуру экономики (по валовой добавленной стоимости);

- удельный вес потребления домашних хозяйств в ВВП;

- долю инвестиций в основной капитал в ВВП;

- экспорт и импорт в процентном отношении к ВВП (экспортная и импортная квоты);

- удельный вес государственного потребления в ВВП;

- денежную массу по отношению к ВВП.

Прогноз ВВП позволяет определить стоимостной объем конечных результатов экономической деятельности (товаров и услуг) резидентов в прогнозируемом периоде.

При прогнозировании объема ВВП необходимо придерживаться макроэкономического тождества, согласно которому доходы, полученные от производства продукции всеми производителями равны расходам всех потребителей на покупку данной продукции.

Прогноз номинального объема ВВП рассчитывается в ценах текущего года, а реальный ВВП - в сопоставимых ценах (т. е. постоянных, базисных ценах), что дает возможность оценить изменение физического объема выпуска за определенный промежуток времени.

При прогнозе инфляции, позволяющим определить количественную оценку инфляционных процессов, используются индексы потребительских цен, цен производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, дефлятор ВВП.

Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа, прогнозирования и регулирования экономики в условиях рыночных отношений. Цель прогноза платежного баланса заключается в перспективной оценке развития экономических операций, осуществляемых республикой с другими странами. Прогнозные данные используются в качестве индикаторов при определении основных направлений экономической политики, особенно в валютной, денежно-кредитной и налоговой сферах. При разработке платежного баланса в соответствии с принципами построения должна быть обеспечена его итоговая сбалансированность.

Так как бюджетно-налоговая политика является основой финансово-экономической политики государства, прогнозирование этой сферы позволяет отразить перспективное развитие финансовых взаимоотношений, возникающих между государством и общественными институтами и гражданами.

Прогнозирование показателей, определяющих бюджетную политику должно быть направлено на обеспечение условий по стабилизации процессов в сфере государственных финансов, содействовать инвестированию бюджетных средств по направлениям, способным сформировать современную структуру экономики республики. От качества государственного бюджета и заложенных в него параметров зависят уровень социальной защиты граждан, инвестиционные возможности государства, а также предпринимательская активность граждан.

Основным направлением налоговой политики должно быть обеспечение приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих достижение целей бюджетной политики.

Основная цель кредитно-денежной политики состоит в обеспечении финансовой стабильности в экономике и в сдерживании инфляционных процессов. При этом прогноз должен опираться на результаты и тенденции в динамике показателей, сложившихся в предыдущем периоде. В качестве заданных параметров выступают целевые показатели темпов инфляции, реального ВВП, изменения дефицита государственного бюджета и сальдо внешнеторгового баланса.

 


 

2. Важнейшие цели и параметры социально-экономического развития на 2010 год

 

Основные тенденции развития экономики республики за последние 5 лет и социально-экономические приоритеты развития Приднестровья в 2010 году отражены в Прогнозе, представленном Министерством экономики. Как отметила в своем выступлении глава экономического ведомства Елена Черненко, итоги за 8 месяцев 2009 года говорят о следующем: в этом году общее падение производства ожидается на уровне 30-35%, внешнеторговый оборот, в частности экспорт, снизился до 49% от уровня прошлого года, инфляция за прошедшей период не превысила 1% при прогнозе - 16%. Все эти показатели непосредственно влияют на прогнозируемые параметры 2010 года.

Ожидаемый номинальный объем ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 9 млн. 143 тыс. Таким образом, прогнозируется, что в 2010 году данный показатель увеличится на 9% по сравнению с ожидаемым размером ВВП в 2009 году. Объем промышленной продукции увеличится на 8%. Планируемая инфляция – 15%.

«Мы рассматриваем прогноз социально-экономического развития на следующий год в контексте влияния мирового финансового экономического кризиса. По отчетам за 1 квартал этого года наблюдается реальный спад экономики на 30%, а это недопоступления в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды. Основным лейтмотивом данного прогноза социально-экономического развития является поддержание уровня жизни населения нашей республики, реального сектора экономики и оказание ему государственной поддержки», – отметил заместитель председателя Комитета по экономической политике, бюджету и финансам Петр Пасат.

В Прогнозе социально-экономического развития содержится норма о поэтапном повышении минимального размера пенсий в течение 2010 года в целом на 30%. Напомним, что данное повышение было инициировано и принято депутатами Верховного Совета при утверждении Концепции бюджетной и налоговой политики на следующий финансовый год.

Предоставление льгот при получении индивидуально-предпринимательского патента – такую норму депутаты рекомендовали принять сессии Верховного Совета. По предложенной поправке 70-типроцентное снижение платы за индивидуальный патент устанавливается для одиноких родителей, не вступивших в повторный брак, воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет; одного из родителей с ребенком-инвалидом, требующим постоянного ухода; инвалидов I и II групп, для вдов, родителей, погибших в вооруженном конфликте 92 года, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пенсионеров, достигших пенсионного возраста.

Также при рассмотрении предложений Президента об увеличении налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей депутатами предложено исключить такие нормы из законопроекта и сохранить действующую систему налогообложения индивидуальных предпринимателей.

«Индивидуальный предприниматель не только содержит себя и свою семью он отчисляет налоги в бюджеты всех уровней, а это те средства, которые будут направлены на выплату пенсий нашим пенсионерам. От того, насколько нам удастся поддержать данную категорию предпринимателей, будет зависеть и развитие малого и среднего предпринимательства в республике. Предложенные меры очень актуальны и способствуют увеличению количества рабочих мест, а также призваны поддержать индивидуальных предпринимателей на практических примерах», – подчеркнул депутат Верховного Совета Виктор Гузун.

В первом чтении также рекомендовано принять изменения в закон о таможенном тарифе. С его вступлением в силу лица, переезжающие в Приднестровье на постоянное место жительства, будут иметь право перевозить с собой автотранспортное средство, даже если с момента его выпуска прошло более 15 лет.

В действующем законодательстве такой нормы не предусмотрено.

1. Исчисление фонда заработной платы: а Оплат труда работников учреждений и организаций, финансируемых за счет средств Республиканского бюджета, рассчитывается согласно действующему законодательству ПМРб) Взносы в бюджет государственного социального страхования планировать в соответствии с Законом ПМР " О едином социальном налоге" (СЗМР 00-3) (код 110200) в размере 24%, в том числе: 1) в Государственный Пенсионный фонд (код 110220) - 20, 7%; 2) в Государственный фонд социального страхования (код 110210) - 3, 0%; 3) в Государственный фонд содействия занятости населения (код 110230) - 0, 3%.в) При расчете на 2010 год: 1) для исчисления заработной платы работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих и лиц, приравненных к ним по условиям выплат денежного довольствия РУ МЗП принимать равным 5, 0 рублей; 2) для исчисления пособий по безработице и иных выплат, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, установленных в зависимости от РУ МЗП, а также для исчисления подоходного налога, единого социального налога (включая обязательный страховой взнос), РУ МЗП принимать равным 6, 65 рублей; 3) для других целей, в том числе для исчисления прочих налоговых и иных обязательных платежей - на уровне 2009 года РУ МЗП принимать равным 8, 25 рублей; 4) для исчисления штрафов и иных сумм, определенных Уголовным кодексом Приднестровской Молдавской Республики, Кодексом Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях - на уровне 2009 года РУ МЗП принимать равным 9, 95 рублей; 5) для исчисления стоимости предпринимательского патента, фиксированного сельскохозяйственного налога, земельного налога – на уровне 2008-2009 годов РУ МЗП принимать равным 6, 4 рублей.г) прогноз величины прожиточного минимума на 2010 год, приведен в таблице, которую необходимо использовать для расчета потребности средств для доведения фактической заработной платы работников до уровня прожиточного минимума в среднем на душу населения и представить при сдаче проекта бюджета отдельным приложением помесячно к расчету по статье 110 100, по форме, разработанной Министерством финансов Приднестровской Молдавской Республики3. Расходы на переподготовку кадров (код 111044) планировать: а) в пределах 1% годового Фонда оплаты труда (код 110100); б) или за обучение в Тираспольском филиале Одесской национальной юридической академии - 6 525 рублей за одного человека в год (Распоряжение Президента Приднестровской Молдавской Республики от 15.07.2004 года №503 рп " О ежегодной квоте мест в Тираспольском филиале Одесской национальной юридической академии" (САЗ 04-29).4. Командировочные расходы (код 110400) планировать в пределах 1% годового Фонда оплаты труда5. Расходы на приобретение оборудования (код 240100) планировать в пределах 10% годового Фонда оплаты труда (код 110100)ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Расчет оплаты труда производить в РУ МЗП в разрезе подстатей предметной статьи 110100 " Оплата труда". В расчете оплаты труда справочно указать: а) все нормативные акты, согласно которым произведен расчет фонда оплаты труда; б) плановую численность на 2010 год и фактическую численность за 1 полугодие 2009 года.2. По коду 130580 " Оплата квартир и коммунальных услуг" расчет производится в соответствии с инструкцией " О порядке предоставления бесплатных коммунальных услуг работникам образовательных учреждений, проживающих в сельской местности ПМР", зарегистрированной в МЮ, от 19.06.2003 года №22403. При наличии на балансе учреждения (организации) здания (сооружения), представить документы, подтверждающие право собственности. Также следует указать юридический адрес, срок постановки здания (сооружения) на учет в министерство (ведомство), функциональное назначение, размеры здания в плане, этажность, объем здания и инженерное обеспечение. В случае аренды помещения(-ий) представить договор(-а) аренды. В случае передачи в аренду помещений, находящихся на балансе учреждения (организации), представить перечень арендаторов и копии договоров о передаче данных помещений в аренду.4. Расходы, не предусмотренные данными Рекомендациями, планировать согласно нормам и требованиям соответствующих нормативных актов с обязательной ссылкой на них.5. Расходы на санаторно-курортное лечение планировать по стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в здравницах ПМР: а) санаторий " Днестр" г. Каменка - полная стоимость путевки – 3 600 рублей; б) ОК " Днестровские зори" с. Меренешты - полная стоимость путевки- 3 500 рублей; 6. Расчет суммы доходов от оказания платных услуг осуществляется по ценам и тарифам, установленным в соответствии с требованиями Закона Приднестровской Молдавской Республики 31 декабря 2004 г. №513-З-III " О ценах (тарифах) и ценообразовании" (САЗ 05-1).7. Лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов в натуральных показателях для составления проекта бюджета на 2010 год должны быть согласованы с министерством промышленности помесячно. Плановые лимиты топливно-энергетических ресурсов в натуральных показателях не должны превышать фактический уровень 2008 года, а в случае его превышения необходимо наличие обоснования главного распорядителя кредитов.8. Дополнительная информация, необходимая для анализа и составления расходной части проекта Закона Приднестровской Молдавской Республики " О Республиканском бюджете на 2010 год", представляется по требованию и формам, разработанным министерством финансов Приднестровской Молдавской Республики.

Размещено на Allbest.ru

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.