Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведенческие модели принятия решений






Каждому виду управленческих решений свойственны опре­деленные способы организации процедур их принятия и реа­лизации. Важным элементом процесса управления являются лю­ди, принимающие самые различные по своему значению решения. Высшие руководители организаций в основном при­нимают решения, связанные со стратегией развития, определя­ют цели, организует аппарат управления, утверждают номенк­латуру продукции и др. Менеджеры среднего и низового звена управления принимают решение по организации производствен­ного процесса, набора и расстановки кадров и т. п.

Лица, принимающие решения, могут быть как отдельные менеджеры, так и группы работников, наделенных полномочиями для их принятия.

Индивидуальные управленческие решения, принимаемые од­ним лицом, носят более творческий характер, затрачивают меньше времени на разработку, так как не требуют их согласования на промежуточных этапах. Такой подход в принятии решений используется в основном для решения проблем, которые тре­буют затрачивать много времени на сбор и обработку необхо­димой информации. При индивидуальном решении возникает вероятность принятия неоптимальных решений ввиду меньшего количества рассматриваемых альтернативных вариантов, в которых значительно больший риск ошибок.

Поскольку современные проблемы предприятий становятся более сложными, требующими разрешения разнообразных специализированных знаний, то все большее количество управ­ленческих решений принимается с участием специалистов раз­ных квалификаций или создания специальных групп.

Групповое принятие решений характеризуется рядом пре­имуществ по сравнению с индивидуальным. Возрастает качество группового решения, так как предлагается большое количество альтернативных вариантов, уменьшается возможность ошибоч­ных подходов принятия решений. Групповой подход повышает вовлеченность работников в процесс реализации решения, усиливает мотивацию участников этой работы и психологически лучше воспринимается коллективом предприятия.

К недостаткам группового принятия решений относят: выра­ботка решения требует значительных затрат времени для созда­ния группы, подготовки материалов для обсуждения, ознаком­ления, обсуждения и согласования. Специалисты рекомендуют создавать группы, в которых не более семи работников.

Хотя в группе обычно отсутствует четкая ответственность за принятие окончательного решения, однако коллегиальность при­нятия не исключает персональной ответственности руководителя за него.

По степениформализации управленческие решения делят на:

· запрограммированные решения, которые принимаются из ограниченного числа вполне определенных вариантов с помощью стандартной процедуры. При этом число возможных вариантов ограничено, а выбор осуществляется в пределах направлений, заданных организацией;

· незапрограммированные решения. Такие решения прини­маются в новых ситуациях, плохо структурированных или со­пряжены с неизвестными факторами. При этом выбор варианта должен осуществляться на альтернативной основе и требует разработки определенных процедур.

Рассматривая управленческие решения как мыслительный процесс, выделяют решения интуитивные и решения, основан­ные на суждениях, а также рациональные решения.

Интуитивные решения — выбор, основанный только на ощущении того, что он правилен. Руководитель, менеджер, принимающий решение, глубоко не анализирует ситуации и ее последствия. Следует иметь в виду, что в основе успешного реше­ния лежит большой опыт, реальное представление ситуации и глубокие профессиональные знания руководителя.

Решения, основанные на суждениях, представляют собой осмысленный выбор, подкрепленный знаниями и опытом. Такие решения иногда представляются как интуитивные, поскольку логика их принятия может быть неочевидна. Но в отличие от интуитивных, в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. В практической деятельности суждение как основа для принятия решения имеет важное значение, так как управ­ленцу часто приходится встречаться с похожими ситуациями. Однако при принятии решений на базе опыта разрешения аналогич­ных ситуаций в прошлом руководитель может упустить более приемлемую, эффективную альтернативу.

Рациональные решения обосновываются на объективных аналитических действиях, полной информации, описывающей проблемную ситуацию, возможные последствия вариантов реше­ния. Такие решения могут обосновываться формализованными методами с использованием информационных технологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.