Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция научных представлений о принципах менеджмента






Еще задолго до того, как была сформирована классическая теория управления, люди вырабатывали ее правила на основе многове­кового опыта совместной деятельности. Правила эти передава­лись из поколения в поколение, пополняя источник народной мудрости бесценным жемчугом здравого смысла. Исключительно метко подчеркнул роль правил в человеческой деятельности италь­янский писатель Мандзони (1785—1873), указывая на то, что действовать без правил — самое трудное и утомительное занятие на этом свете. Наша современная политическая и экономическая жизнь особенно ярко и рельефно выявила и дала каждому с особой силой ощутить на своем социальном, материальном, нравственном опыте значение правил, выработанных многовековой историей народа: «что посеешь, то и пожнешь»; «мелко плавать — дно ногами задевать»; «ум хорошо, а два — лучше»; «сила уму уступает; воюют не числом, а умением»; «умный рассудит, а глупый осудит» и т. д.

Родоначальниками научного управления в начале века сформулированы правила эффективной управленческой дея­тельности, которые относятся к так называемой классической системе управления и являются до настоящего времени осно­вополагающими. Г. Эмерсон в книге «Двенадцать прин­ципов производительности» (1912) сформулировал их сле­дующим образом:

1) отчетливо поставленные идеалы или цели;

2) здравый смысл;

3) компетентная консультация;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет;

7) диспетчеризация;

8) нормы и расписания;

9) нормализация условий труда;

10)нормирование производственных и управленческих операций;

11)наличие стандартных инструкций;

12)вознаграждение за производительность.

Кроме двенадцати основных принципов в этой же книге при­веден целый ряд других рациональных правил управления:

– каждая высшая ступень управления существует не для удо­вольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;

– начальник существует только для того, чтобы делать про­изводительной работу подчиненного;

– подчиненный существует для того, чтобы расширять и про­должать личность начальника.

В книге «Общее и промышлен­ное управление» (1916г.) А. Файоль создал доктрину административного управления, в которой изложил ее основные черты. Принципы управления (администрирова­ния) в этой доктрине представлены следующим образом:

1) разделение труда (как основа специализации функций и разделения властей);

2) авторитет. Начальник должен восполнять авторитет долж­ности личным авторитетом, который является результатом ин­теллигентности, знания, опыта, морального достоинства; спо­собностью распоряжаться проделанной работой. Ответственность является необходимой принадлежностью власти (т. е. воздаяние награды или наказание за пользование властью);

3) дисциплина (обязательна для руководящихлиц и рядовыхфункционеров);

4) единство распорядительства (подчиненный не должен по­лучать распоряжений более как от одного начальника);

5) единство руководства (должен быть один руководитель и единый план как условие объединения усилий и согласованно­сти действий);

6) подчинение частного интереса общему (вместе с тем при столкновении интересов принято их примирять);

7) вознаграждение труда (должно быть справедливым, удов­летворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя);

8) централизация (необходимо находить степень соотноше­ния централизации и децентрализации, наиболее благоприят­ную для предприятия, организации);

9) иерархия (можно совместить уважение к «иерархической колее» обязательством быстро доходить до цели, идя на «ком­промисс»);

10) порядок (определяется правилом: Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. «Определенное ме­сто для всякой вещи и всякая вещь на своем месте»);

11) справедливость (сочетание благожелательности с право­судием);

12) устойчивость персонала (длительность пребывания работ­ников в одной и той же должности. На практике это вопрос меры);

13) инициатива (возможность нечто задумать и осуществить, предоставляя полную самостоятельность функционерам, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия);

14) единение персонала (обеспечивается многими средства­ми и единством распорядительства).

Принципы классической системы управления получили раз­витие в современных «школах управления».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.