Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация как функция менеджмента






При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т. е. в отношении управления, можно дать такое определение:

Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Организация деятельности персонала фирмы должна осуществляться не только в целях выполнения плана. Важно обеспечить заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей и общих результатах работы коллектива. Эту задачу решает функция мотивации. Ее назначение состоит в том, чтобы создать у сотрудников фирмы внутренние побудительные мотивы к высокопроизводительному труду. Существует два способа воздействия на людей: принуждение и побуждение. В случае принуждения человека заставляют делать то, что необходимо. Даже если сотрудник не заинтересован в выполнении задания, он тем не менее его выполняет. Им движет не внутренняя потребность, а воля, приказ руководителя. Побуждение в отличие от принуждения настраивает человека на поведение, способствующее эф­фективному достижению целей организации. Человек — субъект, способный к активным или пассивным действиям. С точки зрения психологии им управляют три фактора: разум, чувства и эмоции, импульсы подсознания. Вклад каждого фактора в мотивацию различен. Как показывают наблюдения, далеко не всегда основную мотивационную роль играет разум. Это необходимо учитывать менеджеру, стремящемуся обеспечивать эффективный труд людей.

Сотрудник, получивший в процессе обучения и производственной деятельности знания и навыки, хочет применить свои умения в труде. Чем больше ему это удается, тем выше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выражения мотивов. В данном случае работник считает цели организации своими целями. Там, где управление позволяет человеку максимально реализовать себя в своем деле и это подкрепляется достаточным материальным вознаграждением, его труд потенциально более эффективен, а мотивы к труду — более высоки. Поэтому мотивировать сотрудников — значит затронуть их жизненно важные интересы и дать им возможность реализоваться в трудовой деятельности. Материальные и моральные интересы — основной фактор, движущий работником в рыночной экономике.

Цель, содержание и результаты выполнения функции мотивации

Поведение человека всегда мотивировано. Традиционный подход к мотивации основывается на понимании того, что сотруд­ники — это ресурсы организации, которые необходимо рачитель­но и эффективно использовать. Задача менеджера — заставить сотрудников эффективно работать. Помимо методов формальной организации работы в рамках реализации функций планирова­ния, организации и контроля менеджер должен проводить специ­фическое управление, направленное на развитие осознанного, эффективного труда сотрудников для достижения целей организации. В этом состоит главная задача функции мотивации. Со времен промышленной революции человеческое общество становилось все более сложным. Научно-технический прогресс ради­кально изменил отношение к труду и повседневному существова­нию человека. В результате произошедших перемен современный менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации дея­тельности своих сотрудников. Важно направить их энергию на выполнение имеющейся и необходимой работы для достижения целей организации и успеха. Личное удовлетворе­ние от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда прививает сотрудникам чувство цели. И это имеет не менее важное значение для мотивации их труда, чем материальное воз­награждение.

Науку управления всегда занимало, в каких условиях и при каких обстоятельствах человек мотивирован к работе по чужому заданию. Этот интерес возрастал по мере расширения личных свобод подчиненного, его превращения в частичного «сопредпринимателя». Чем свободнее становится человек, тем важнее осоз­нание мотивов, которые движут человеком в работе и заставляют его приносить больше пользы.

По мере обучения, повышения квалификации, приобретения навыков и накопления опыта у человека пробуждается все большее желание применить свое умение в труде на благо себе и обществу. Чем лучше это удается, тем большее удовлетворение по­лучает человек, а соответственно, тем сильнее проявляется моти­вация к эффективному труду. Стремление выразить себя в своем деле нуждается в поддержке. Там, где управление и организация груда предоставляют для этого возможности сотрудникам, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду — высокими.

Суть мотивации сотрудников в современном менеджменте состо­ит в познании и реализации путей их личных интересов, пред­оставлении им возможностей реализовать себя в процессе дости­жения целей организации. Менеджеры воплощают свои решения в дела, применяя на практике осознанные принципы мотивации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.