Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная и административная школы. Основные теории и концепции






 

Школа научного управления(1885—1920). Основоположником научного менеджмента считают американского ученого, инженера Ф. Тейлора (1856—1915). Он первый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход и преуспел в этом. На его могиле сделана надпись: «Отец научного менеджмента».

Ученый и его последователи использовали наблюдение, замеры анализ и логику для совершенствования многих операций ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. При этом использовались хронометры и кинокамера. В 1911 г. была опубликована фундаментальная работа Ф. Тейлора «Принципы и методы научного управления», основные положения которой сводились к следующему:

1) создание научного фундамента вместо старых практически сложившихся методов работы, исследование каждого отдельного ее элемента;

2) отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;

3) сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации груда;

4) равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими;

5) использование прогрессивной системы оплаты труда для стимулирования большей производительности.

Сторонники научного управления выступали за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы, т. е. они считали, что работа по управлению — это определенная специальность и что организация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.

Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т. п.

Научная школа занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Основные положения выглядят следующим образом:

· развитие принципов управления;

· описание функций управления;

· систематизированный подход ко всей организации.

Все сказанное нашло отражение в подходе Ф. Тейлора к проблемам управления людьми, его основным принципам и методам, получившим общее название как система Ф. Тейлора.

Основные положения данной системы позволили сформулировать ряд общих принципов организации труда. Они включают в себя: 1) изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий; 2) отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника; 3) определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников.

Достоинство данной школы заключается в том, что управление стало признаваться самостоятельной областью исследования, а недостаток — приравнивании всех людей к простым средствам производства, не учитывая их социальные и психологические мотивы и потребности.

Если работы сторонников научного управления касались повышения эффективности на конкретных рабочих местах (т. е. на уровне ниже управленческого), то с возникновением административной (классической) школы специалисты начали работать над совершенствованием управления организацией в целом.

Так, А. Файоль (1841—1925), с именем которого связано возникновение этой школы, в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией. Он вывел ее из состояния банкротства и оставил одним из самых процветающих концернов, известным своими управленческими, техническими и научными кадрами.

Основные управленческие концепции А. Файоля нашли отражение в его известной работе «Общее и промышленное управление» и заключаются в следующем:

1. Основные принципы управления являются универсальными, и следование им приведет организацию к успеху. Принципы управления А. Файоля: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение, централизация, порядок, справедливость стабильность рабочего места для персонала, инициатива и корпоративный дух.

Теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать. (Это привело к появлению такой дисциплины, как менеджмент, которую стали серьезно преподавать в учебных заведениях.)

«Управлять, — писал А. Файоль, — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

· предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действий:

· организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

· распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

· координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

· контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям» [3, с. 59].

Достоинство данной школы состоит в разработке структурно-функционального анализа в управлении, а недостаток — в том, что на первый план выдвигались экономические интересы, а не социальные и психологические мотивы людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.