Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






G> ■ '—■—«^чш






щий подход к построению взаимодействия с другими людььй| Стиль общения, как считают ученые, зависит как от индивиду^ ных особенностей и личностных черт людей (вспыльчивости, BKl I держанности, доверчивости, закрытости и т. п.), так и от истор^! жизни, отношения к людям, общепринятых в данной культу^! норм общения и т.д. Важность стиля общения в коммуникац^! заключается в том, что с его помощью происходит понимание! различных ситуаций, формируется отношение к партнерам ш коммуникации, выбираются способы решения проблем.

Эффективная межкультурная коммуникация требует знания I умения использовать все ее компоненты. Среди этих компонент тов важное место принадлежит стилю вербальной коммуникации! В данном аспекте стиль общения — это своеобразное мета-посла! ние, которое указывает, как индивидам следует понимать и ин-' терпретировать вербальное сообщение — контекст коммуникации Он представляет собой индивидуальную стабильную форму ком­муникативного поведения человека, проявляющуюся в любых ус-1 ловиях взаимодействия, в любой ситуации. Здесь мастерство ком­муниканта проявляется не только в культуре его речи, но и в уме-нии найти наиболее точное и наиболее подходящее для каждого конкретного случая стилистическое средство языка. Вербальная коммуникация предполагает искусное владение всеми речевыми | жанрами: от реплики или комментария до лекции, доклада, ин­формационного сообщения, публичной речи.

Стили коммуникации также существенно варьируются в раз­ных культурах. Обычно выделяют четыре группы (класса) стиле! вербальной коммуникации:

■ прямой и непрямой;

■ вычурный, точный и сжатый;

■ личностный и ситуационный;

■ инструментальный и аффективный.

4.1.3.1. Прямой и непрямой стили коммуникации

Благодаря этим стилям выявляется степень выражения чело­веком своих внутренних побуждений и намерений в процессе об­щения, то есть выясняется степень открытости человека. Пря^° I стиль связан с выражением истинных намерений человека. Не| прямой стиль позволяет скрывать желания, потребности и ^е1| человека в общении. Выбор стиля коммуникации, безусло0нЧ связан с контекстуальностью общения в разных культурах. ПР


ara 4. Элементы коммуникации в контексте МКК_____ 167

^ой, жесткий стиль общения, по мнению исследователей, харак-тере'я для низкоконтекстуальной американской культуры. В ней остается мало места для недосказанности. Американцы стремятся вызывать собеседника на прямой и ясный разговор, для которого оцень характерны следующие высказывания: «Говорите, что вы умеете в виду», «Давайте по существу» и т.д. В этом стиле прояв­ится больше заботы о сохранении лица говорящего, о четком обосновании собственной позиции по теме разговора. Чаще всего такой стиль развивается в индивидуалистских культурах.

Для высококонтекстуальных культур ведущим стилем комму­никации является непрямой стиль. В таких культурах предпочте­ние отдается непрямой, двусмысленной коммуникации, что про­диктовано важностью уважения лица другого человека. Чаще все­го это коллективистские культуры. Так, корейцы не дают негатив­ных ответов типа «нет» или «я не согласен с вами». Обычно они используют уклончивые ответы типа «я согласен с вами в принци­пе» или «я сочувствую вам». Понимать, что это — формы отказа, нужно уже из контекста ситуации.

4.1.3.2. Искусный, точный и сжатый стили коммуникации

Данные стили показывают степень использования экспрессив­ных средств языка, пауз, молчания.

Искусный, или вычурный, стиль предполагает использование богатого, экспрессивного языка в общении. Так, в арабских куль­турах, отказываясь от угощения, мало сказать просто «нет», отказ сопровождается клятвами и заверениями, совершенно неумест­ными с точки зрения европейца или американца. Ведь они при­выкли к использованию точного стиля, предполагающего упот­ребление лаконичных, сдержанных высказываний. Точный стиль заключается в использовании необходимого и достаточного ми­нимума высказываний для передачи информации (не больше, но йне меньше, чем необходимо). Сжатый стиль, помимо лаконич­ности и сдержанности, включает уклончивость, использование пауз й выразительного молчания.

Использование вычурного стиля характерно для многих ближ­невосточных культур, точного — для Западной Европы и США, с*атый стиль свойственен многим азиатским культурам и некото-РЬ1м культурам американских индейцев.

Вычурный стиль дает возможность сглаживать свою речь и °хРанить как свое лицо, так и лицо своего собеседника.


168 Раздел II. Основные положения теории коммуникаци и. МьИ
с~^ --------- ^~^sl

Точный стиль связан с заботой о сохранении своего собствен I ного лица, желанием искренности в общении. Имея высокий упп I вень адаптивности к непредсказуемым ситуациям, представител I этих культур желают быть самими собой всегда.

Сжатый стиль, подразумевающий управление ситуацией с по I мощью пауз и недосказанностей, позволяет не оскорбить лицо свп I его собеседника, не потеряв при этом и своего лица. Обычно он! доминирует в коллективистских культурах, целью которых в обще.| нии является сохранение и поддержание групповой гармонии.

4.1.3.3. Личностный и ситуагщонный стили коммуникации
Личностный стиль коммуникации делает акцент в общении на I

личности индивида, а ситуационный — на его роли. В личност-1 ном стиле вербальными средствами усиливается Я-идентичность I в ситуационном стиле — ролевая идентичность. Можно сказать! что личностный стиль использует язык, отражающий социальное! равенство, и характерен для индивидуалистских культур, ситуащ-И онный стиль отражает иерархичность общественных отношений! и характерен для коллективистских культур.

Так, американцы избегают формальных кодов поведения, ти-1 тулов, почтительности и ритуальных манер во взаимодействии си другими. Они предпочитают прямое обращение к собеседнику по I имени и стараются не делать половых различий в стиле вербаль-1 ного общения. Японцы же считают формальность самым главным! в своих человеческих отношениях. Она позволяет общению быть! гладким и предсказуемым. Японский язык склонен ставить участ-1 ников разговора в соответствующие ролевые позиции и придавать! каждому место в статусной иерархии.

4.1.3.4. Инструментальный и аффективный стили
коммуникации

Эти стили различаются своей ориентацией на того или иного! участника вербальной коммуникации. Инструментальный стиль! общения главным образом ориентирован на говорящего и на цель! коммуникации, а аффективный — на слушающего и на процесс! коммуникации. Инструментальный стиль опирается на точные зиа-1 ния, чтобы достичь цели общения. Аффективный стиль используй! аналогии, чтобы достичь определенности и получить одобрен^! партнера. Инструментальный стиль позволяет человеку утверДиТЬ| себя, поддержать собственное лицо, а также сохранить чувство з0'|


вА, f Элементы коммуникации в контексте МКК_______ 169

номии и независимости от собеседника. Аффективный стиль, таГТротив, ориентирован на сам процесс общения, на приспособле-к чувствам и потребностям собеседника, на достижение груп­пой гармонии. Это приводит к тому, что при аффективном стиле едовек вынужден быть осторожным в своей речи, избегать риско-аННых высказываний и положений. Для этого он пользуется не­точностями и избегает прямых утверждений или отрицаний. Если оба собеседника в общении придерживаются этого стиля, то посто-яНно возникает проблема интерпретации сказанного, его провер­ки, которая опять-таки проводится косвенным образом. В такой ситуации важно не то, что говорится, а то, что делается. При аф­фективном стиле речи особую важность имеет контекст общения. Характерным образцом аффективного стиля коммуникации может служить японский стиль общения. Главной своей целью он ставит процесс понимания собеседниками друг друга. От собесед­ников ожидается, что они проявят интуитивную чуткость к значе­ниям между слов. Сами же слова, вербальные выражения служат лишь намеками на реальное содержание, никто не ждет, что они будут восприняты как точные факты, отражающие реальность. Этот стиль характерен для коллективистских культур.

Инструментальный стиль общения представлен в европейских культурах и США. Здесь люди стремятся предъявить себя собесед­нику в речи, хотят, чтобы их поняли посредством вербального общения. Этот стиль также представлен в Дании, Нидерландах и Швеции, которые являются индивидуалистскими культурами.

Названные варианты коммуникативных стилей присутствуют практически во всех культурах, но в каждой из них они оценива­ются по-своему, всем им придается свое собственное значение. В каждом случае стиль коммуникации отражает ценности и нормы, лежащие в основе той или иной культуры, ее культурно-специфи­ческую картину мира. Он усваивается ребенком в раннем детстве и составляет характерную неотъемлемую черту присущего ему спо­соба взаимодействия с окружающим миром и другими людьми.

4.2. Невербальная коммуникация

Специалистами по общению подсчитано, что современный че-л°век произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тЫсячи слов в час. Речевое общение, как правило, сопровождается Несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить ре-


170 Раздел II. Основные положения теории коммуникации^ ^ I

чевой текст. Эффективность любых коммуникационных конта* тов определяется не только тем, насколько понятны собеседниц слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и уме% ем правильно интерпретировать визуальную информацию, то ес^ взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дИс танцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самьщ эффективным и продуктивным инструментом человеческого об. щения, все же он не является единственным инструментом. Уче, ные установили, что с помощью языка мы передаем не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также слу. жат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация», Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас пред. меты, привычные для нас действия — все они представляет собой определенный вид сообщений, получивших название невербаль­ных сообщений, то есть происходящих без использования слов, На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передаю­щейся в процессе коммуникации.

Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника I способствует достижению высокой степени взаимопонимания. I Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникацией-1 ного акта дает нам сведения о морально-личностном потенциале I партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и пережи-1 ваниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или I отсутствии таковой.

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невер­бальными сообщениями между людьми, а также их интерпрета­цию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и симво­лами в каждой культуре закреплено определенное значение, по­нятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обыч­ный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства).

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммУ' никатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональной состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностнь^ свойства и качества, коммуникативную компетентность, соД#' альный статус, получить представление о его лице и самоонен#е I


вА ^Элементы коммуникации в контексте МКК________ 171

Также через невербальные средства мы узнаем об отношении оММУникантов Д13уг к дРугУ> т близости или отдаленности, типе их к нощений (доминирование — зависимость, расположенность — ^расположенность), а также динамике их взаимоотношений.

ц9 наконец, это информация об отношениях участников ком­муникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувству- 0 себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее вЬ1Йти из нее.

В процессе межкультурной коммуникации невербальное обще-нне является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах.

■ Невербальное общение может дополнять вербальное сооб­
щение: если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти
два действия дополняют друг друга. Дополнение означает, что
невербальные элементы делают речь более выразительной, уточ­
няют и разъясняют ее. Ваша улыбка при встрече с другом, когда
вы говорите ему, что очень рады увидеться с ним, дополняет рече­
вое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается
жестами. Так, для привлечения внимания к какому-то сообще­
нию можно поднять вверх указательный палец.

■ Невербальное поведение может противоречить вербальным
сообщениям: если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и
говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербаль­
ное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообще­
ние. Опровержение означает, что невербальная информация про­
тиворечит словам человека. Если вы говорите, что рады кого-то
видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш со­
беседник наверняка усомнится в вашей искренности. Из-за нео­
сознанности и спонтанности невербального поведения, которое
ялохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказан-
Ное- Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спу-
Стя некоторое время обнаруживается его подлинное состояние.

■ Невербальные поступки могут заменять вербальные сообще-
*•' ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать:

(очу эту игрушку». Замещение означает использование невербаль­но сообщения вместо вербального. Вы вполне можете, находясь в ^ной аудитории, жестами показать своему приятелю, что вы при-Шаете его выйти и поговорить. В магазине вы также можете же-том указать продавцу на интересующий вас товар.


172 Раздел II. Основные положения теории коммуникаци и а**,

■ Невербальные действия могут служить регуляторами верб^
ного общения. Регулирование представляет собой использовав
невербальных знаков для координации взаимодействия у^У
людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, зам
щающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому.т
и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или на°
клону туловища мы можем понять, что пришла наша очередь bctv
пить в разговор.

■ Невербальное действие может повторять вербальное сооб
щение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением ука.
зательного пальца к губам.

Люди используют невербальное общение для того, чтобы пол-нее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции Это является общим для всех культур, хотя тем или иным невер. бальным знакам в различных культурах придается разное значе­ние. Следовательно, для общения с представителями других куль­тур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.