Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественное своеобразие произведений «Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануила Шмитта и «Либо к Нему, либо от Него» Юлии Авериной: сравнительная характеристика.






Идейное содержание и пафос произведений

Идейно и даже сюжетно произведения Э. Шмитта и Ю. Авериной довольно близки. Фабула кажется простой и незамысловатой, однако в этой простоте и заключается, по-видимому, вся ненавязчивость повествования и глубина авторской мысли.

Главная идея этих произведений, как нам представляется, - обращение человека к Богу, духовное прозрение в мире страданий и боли, радостное приятие человеком жизни во всех ее проявлениях благодаря спасительной силе веры. Эта тема стала вечной для всего человечества, а философы даже выявили умозрительным путем специфику такого религиозного опыта. Например, философ-теолог И.А. Ильин в «Аксиомах религиозного опыта» писал следующее: «…человек остается субъективным, индивидуальным и одиноким, и остро почувствует это в час болезни, гневного разрыва, несчастной любви, ревности, преступления, покаяния, заключения брака, душевной депрессии, отчаяния и смерти… Это означает, что религиозный опыт у всех людей самобытен и своеобразен… Этот опыт вынашивается каждым из нас на протяжении всей нашей жизни, самой этой жизнью; – каждым из нас, самим собой, своими самобытными силами, про себя и для себя… Религиозный опыт " одинок" – потому что он приобретается, вынашивается и изживается в человеческой душе, изолированной по способу ее земного бытия. В конечном счете человек живет всегда один-на-один с собой, предоставленный себе самому на свое духовное усмотрение, постижение, обращение, решение, очищение и просветление; или же – на свое разнуздание, ожесточение и погубление... И человек, который хочет " спасти" другого, должен взывать к его одинокой самости. И к этой же одинокой самости обращается и спасающая нас Божия Благодать». Как близки должны быть эта мысли Э.Э. Шмитту и Ю. Авериной, авторам столь трогательных историй об одиноком «предстоянии» человека Богу!

Действительно, главные персонажи их книг (мальчик Оскар и мальчик Саша), тяжело заболев, на краю жизни, узнают чувство веры в Бога. Приходит им это откровение с помощью «проводника»: в первом случае, это «розовая Дама», или, как мягко и любя называл ее Оскар, «розовая мама» - медсестра, которая помогала по уходу за больными, а в пьесе «Либо к Нему, либо от Него» девочка Груша – нищая, лишенная материнского тепла, но сама ставшая духовной матерью для мальчика. Пройдя ряд испытаний, Оскар и Саша уверовали, они стали жить по законам Божьим.

Оскар сумел прожить полную событий жизнь за 12 дней, испытать все чувства взрослеющего, стареющего и мудреющего человека. И, наверное, весь пафос произведения звучит в этом отрывке из письма Оскара, ставшего по-настоящему взрослым: «И тогда я угадал, что ты пришел. Было утро. Я был один на Земле. Было так рано, что птицы еще спали, и даже ночная сиделка мадам Дюкрю давала храпока. Ты же пытался устроить рассвет. Тебе было трудно, но ты настаивал. Небо бледнело. Ты вдувал в воздух белое, серое, голубое, заталкивал ночь, возвращал мир к жизни. И не прекращал ни на минуту. И тогда я понял разницу между тобой и нами: ты неутомимый! Ты не устаешь. Всегда за работой! И вот вам день! И вот вам ночь! Теперь весна! Теперь зима! А вот Пегги Блю! А вот Оскар! И Розовая мама! Какое здоровье! Я понял, что ты здесь. Что ты раскрыл мне свой секрет: смотри всегда на мир так, будто это в первый раз. Тогда я последовал твоему совету и приложил старание. Впервые я созерцал свет, краски, деревья, птиц, животных. Я ощущал воздух ноздрями, я вдыхал его. Слышал голоса в коридоре, как будто под сводами собора. Чувствовал, что живу. И дрожал от чистой радости. Счастье бытия. Я был восхищен. Спасибо, Господи, что сделал это для меня. Мне казалось, ты взял меня за руку и ведешь в самое сердце тайны – созерцать тайну».

Саша же, уверовав в Бога, готовился отдать последнее лекарство девочке Люде, родители которой не способны были купить дорогие медикаменты.

При всей схожести их историй финалы различны и в то же время – похожи. Оскар, постепенно угасая физически и укрепляясь в вере и в безмерном чувстве настоящей, подлинной жизни, умер в Новый год, «смертью смерть поправ». Саша, медленно и неумолимо приближаясь к концу своей жизни, но понимая, что его жертва не напрасна, что он может спасти другую жизнь, остается жить благодаря своей вере и вере окружающих. Похожи финалы, потому что авторы произведений доказывают читателю, что жизнь, озаренная светом веры в Бога, в справедливость, в радость, неизменно торжествует.

Э. Шмитт поднимает огромное количество проблем, связанных с идеей веры. Об этом говорит сам Оскар: «С Пегги Блю мы долго читали медицинский словарь… А я посмотрел на те слова, которые меня интересуют: «Жизнь», «Смерть», «Вера», «Бог». Хочешь верь, хочешь нет, но их там не было! Заметь, что одно это означает, что ни жизнь, ни смерть, ни ты – не болезни. Новость, скорее, хорошая. Но ведь в достаточно серьезной книге должны же быть ответы на самые серьезные вопросы, а?».

Эти-то вопросы и есть, по-видимому, главное поле исследования для Э. Шмитта. Автор усматривает тесную и нерушимую связь между жизнью и смертью (так, в диалоге Оскара и Розовой мамы проскальзывает важная мысль: «… но ведь на самом деле здесь и умирают… Ты прав, Оскар. Думаю, то же заблуждение касается и жизни. Мы забываем, что она эфемерна, непрочна, бренна. И притворяемся бессмертными»), говорит устами Розовой Дамы, что мысль о неизбежной смерти не должна портить саму жизнь («Возьмем, к примеру, Плюм Пуддинг, мою ирландскую соперницу, сто пятьдесят кило натощак. Она всегда говорила мне так: «Мне очень жаль, но я не умру, не согласна умереть, и не договаривалась». Она ошибалась. Никто ведь и о вечной жизни с ней не договаривался! Но она упорно в нее верила, бунтовала, отвергала мысль о бренности, приходила в ярость, впадала в депрессию, похудела, бросила профессию, вес ее снизился до тридцати пяти килограммов, она стала похожа на обглоданную рыбину и буквально распалась на части. Видишь, она тоже оказалась смертной, как и все люди, но только ей мысль о смерти испортила жизнь»), заставляет читателя искренне поверить в то, что «у «Жизни» множество решений, а, следовательно, нет единого решения», а потом – в то, что «единственное решение у жизни – это жить». Как видим, все смысловое пространство произведения Э. Шмитта как будто выстроено вокруг одной проблемы (вера в Бога), с которой тесно связаны другие проблемы (радость и боль, физическое и духовное, жизнь и смерть).

В пьесе Ю. Авериной практически каждый герой задумывается о Боге, о вере, о жизни, о смерти, и каждый делает это по-своему. Так, отец Саши, Владимир Михайлович, на вопрос сына о том, почему они с мамой не верят, ответил: «…я уважаю верующих людей, и сам охотно допускаю, что материалистическая картина мира несколько однобока. Наверно, существует Нечто более высокое, чем наш вещественный мир, некий Высший принцип. Но взглядов на Бога очень много. В них надо разбираться. А мне некогда – работой завалили вот как!», и в противовес этому ответу, звучат Грушины слова о вере, искренние и чистые (на вопрос о триединстве Бога она ответила Саше: «Не знаю. Но я знаю, что это так», а потом: «Надо Господа любить, тогда все поймешь»). В этом произведении, как и в повести Э. Шмитта, вопросы о жизни, о смерти и о вере остаются сложнейшими тайнами, постигать которые приходится каждому человеку на протяжении всей его жизни.


Жанровое своеобразие произведений

Однако важно, что при общем жизнеутверждающем пафосе и при сходстве смысловой ткани произведений авторы работают в разных жанрах и (даже родах) литературы.

«Оскар и Розовая Дама» Э. Шмитта - это повесть в виде 12 писем мальчика к Богу. Это очень лично, это похоже на проникновение в глубины сознания и чувств. Герой предельно правдив с Богом: «Дорогой Бог, меня зовут Оскар, мне десять лет, я поджигал кошку, собаку, дом (думаю, что при этом золотые рыбки поджарились), и пишу я тебе в первый раз…». Данный жанр не позволяет развернуть огромные картины повествования. Это прежде всего картины, увиденные глазами умирающего и живущего полной взрослой жизнью мальчика, и оттого они еще трогательнее. Здесь как будто нет ничего лишнего: только о жизни, жизни с верой. 12 писем к Богу становятся постепенно короче, как будто напоминая читателю о том, что приближается день, когда мальчик не напишет письма. И последнее, 13 письмо, от Розовой мамы, которая благодарит Бога за Оскара, который стал якорем в ее жизни: «Я полна любви, она сжигает меня, он столько дал мне, что этого хватит на многие годы вперед». Это письмо, хоть и не от Оскара лично, но все же от него, – опять о жизни, которая возможна благодаря Богу и благодаря вере. «Либо к Нему, либо от Него» Ю. Авериной - это пьеса. Здесь читатель слышит уже не монолог, а диалог. Однако это тоже диалог о Боге, о вере, о смысле жизни.
Хронотопы произведений

Э.Шмитт и Ю.Аверина в довольно похожей форме решают проблему места и времени действия в произведении.

Доминантное пространство повести и пьесы – больничные палаты и коридоры, в которых первоначально незаметно, как будто само по себе, вершится движение жизни. «Топос» «Оскара и Розовой дамы» - это больница для смертельно или тяжело больных детей. Каждый ребенок здесь – это целая история медицинских успехов и неудач. Оскар оказался в числе «неудачников». Об этом и пишет герой Э.Шмитта в первом письме к Богу: «Мне стало ясно: я плохой больной, потому что мешаю уверовать в то, что медицина – это здорово. Наверное, мысли у врачей – заразные. И теперь весь этаж – сестры, практиканты и нянечки – все смотрят на меня с таким же выражением, как и он. У них печальный вид, когда у меня хорошее настроение; они смеются через силу, когда я острю. По правде говоря, никто уже здесь и не шутит, как прежде». Все служащие больницы испытывают прежде всего чувство жалости к ребенку, умирающему от рака, и только одна Розовая дама не жалеет мальчика, ибо понимает, что это чувство унижает, что это чувство, витающее в воздухе, способно убить в Оскаре любовь к жизни, к окружающим, к миру. В то же время эта больница остается вполне «земным» местом («Больница моя – классное место») со всеми его радостями и печалями, где можно по-настоящему «словить свой кайф», где взрослые жалеют детей, а дети остаются детьми: дают клички (кстати, вполне соответствующие действительности), влюбляются, ссорятся, мирятся. Больница у Э.Шмита – это не что-то отдельно стоящее от цивилизации, это не темно-угрюмое место, а вполне благополучное западноевропейское заведение, в котором лишь изредка попадаются неизлечимые больные, такие, как Оскар.

«Топос» произведения Ю. Авериной – тоже больница. В ее коридорах, намываемых тетей Машей, резвятся болезненные мальчики и девочки, нескольким из которых поставили уже страшные диагнозы, в ее палатах работает строгий врач Борис Сергеевич, который на деле оказывается не столь уж суровым и даже разрешает поселить в больнице бездомную девочку Грушу. Однако в этой больнице все гораздо строже, и многие дети здесь имеют недетские мысли в голове. Например, Люда, на лекарства которой матери необходимо собрать огромные средства, рассуждает следующим образом: «Если уж это средство не помогает… А как мне тогда быть? Мама деньги занимает – говорит, как потом расплачиваться, неизвестно!». И вопросов, подобных этому, в пьесе немало. Больница Ю. Авериной – все же гораздо суровее, угрюмее и печальнее, по сравнению со шмиттовской. Возможно, подкрепляет это стойкое ощущение у читателя и специфика выбранного авторами времени действия.

В повести «Оскар и Розовая дама» действия разворачивается в течение 12 дней с 19 по 31 декабря, когда большинство европейцев готовится к встрече главного католического праздника – Рождества Христова, а затем и ко встрече Нового года. В эти радостные и яркие дни как-то особенно остро верится в свершение божественных чудес и одновременно в Деда Мороза. На этой сложной параллели Э. Шмитт выстраивает важную проблему: как уверовать в Бога человеку, который разочаровался в существовании Деда Мороза. В этом плане знаменательны слова Розовой дамы: «В Деда Мороза я не верю, а в Бога верую», и именно это уверование Оскара в Бога, а не слепая вера в новогоднюю легенду становится по-рождественски радостным чудом в произведении Э. Шмитта.

Совершенно другая тональность в произведении Ю. Авериной «Либо к Нему, либо от Него». Здесь действие происходит на фоне предпасхальных и пасхальных событий, которые представляют сложное переплетение тягостных переживаний о распятом Христе со светлой верой в Воскресенье. И действительно, вся пьеса в начале пропитана горестным и тяжелым чувством людской греховности (так, ребята на чисто вымытом полу рисуют мелом карикатуру на тетю Машу, оскорбляют друг друга, завидуют), а позднее как будто просыпается в душах людей некое покаянное чувство (так, ближе к финалу дети как будто становятся чище, решая встретить Пасху пением «Христос воскресе»).

Как видим, при всех сходствах и различиях авторы выбирают довольно символичные хронотопы для своих произведений (больницу для детей в момент радостных христианских праздников – Рождества и Пасхи).
Система персонажей

Авторы произведений по довольно сходному, на первый взгляд, плану выстраивают всю систему персонажей: главный герой – тяжело больной мальчик. Он окружен такими же, как он, ребятами, страдающими и не очень, добрыми и не очень, злыми и не очень.

Особенно интересно в этом плане произведение «Оскар и Розовая дама». Сверстники наградили друг друга очень обидными кличками, соответствующими их заболеваниям (Оскар – Лысый, другие: Пегги Блю (из-за голубого цвета кожи), Попкорн (из-за полноты), Копченое Сало (из-за ожогов), Эйнштейн (из-за водянки мозга)). И эти прозвища выглядят как довольно обидное напоминание о болезни, о смерти.

В пьесе «Либо к Нему, либо от Него» Сашу – новичка в больнице – тоже окружают довольно жестокие дети. И только к финалу пьесы как будто проявляется в них что-то поистине святое, вблизи от умирающего Саши, Груши и тети Маши.

Оскар и Саша становятся в произведениях центрами действия. Они через душевные муки уверовали в Бога. И этот процесс постижения Бога показывают и Эрик Шмитт, и Юлия Аверина.

Для Оскара своеобразным проводником стала Розовая мама, открывшая ему Бога. Розовая дама, которую мальчик прозвал нежно «Розовой мамой», покоряет прежде всего своим ровным отношением к ребенку. Она, сознавая, что Оскар смертельно болен, не дает ему возможности «раскиснуть», пожалеть самого себя, ибо жалость делает жизнь неполноценной, а Розовой маме хочется, чтобы мальчик последние свои «земные» дни провел по-настоящему. Она придумывает смешные и очень поучительные истории о своих кетчистских боях, словно направляя Оскара и задавая вектор развития его 12-дневной жизни. Она же подарила ему цветок Сахары, который становится символом жизни в произведении, символом ее бренности (растение, которое живет один день) и символом мужества в приятии этой краткой, но жизни («Правда, растение довольно хилое и цветочек – жалкий, уж с баобабом никак не сравнится, но оно мужественно проделало свою работу на наших глазах, в течение одного дня, без остановок. Как настоящее, большое растение»). С одной стороны, несомненно, Розовая мама подарила мальчику веру, Бога и смысл жизни. Но с другой стороны, последнее письмо, письмо Розовой мамы Богу, - это признание того, что именно Оскар стал «проводником» к Богу для нее: «Благодаря ему я была забавной, придумывала всякие небылицы, оказалась даже знатоком кетча. Он помог мне верить в тебя».

Саша окружен по-настоящему верующими людьми. Его главным «проводником» оказалась Груша, с которой он впервые в больнице заговорил о Боге, но позднее его проводниками становятся и тетя Маша («Теть Маш, а душа после смерти идет к Богу?»… «К Богу, деточка, в рай»), и даже мальчик Юра («Юр, а ты в Бога веришь?» … «В Бога? Не знаю. Наверно, верю. Меня бабушка в церковь водит причащаться»). И подобных диалогов на протяжении всей пьесы Ю. Авериной довольно много. Заметим, что и здесь есть те, кто уверовал в Бога именно благодаря Саше. Это прежде всего его мать, ранее увлекавшаяся различными оккультными учениями и в финале произведения трепетно молившаяся Богу за Сашеньку.

Заключение.
Обращение к теме - постижение и приятие Бога человеком – часто встречающееся явление в мировой литературе. Писатели разных эпох по-своему отображали, как человек приходит к Богу. Но мало произведений литературы, в которых ребенок, тяжело заболев, пытается постичь смысл жизни и осознанно начинает верить в Бога. Удивительно, что два современных писателя Эрик Шмитт и Юлия Аверина, живущие в разных странах, обратились именно к этой теме. Произведения были созданы в 2002 году, но до сих пор нет фундаментального исследования, сопоставляющего данные произведения. В связи с этим мы и обратились к данной теме и впервые провели

сравнительный анализ двух замечательных произведений литературы.

В данной работе мы пытались провести сравнительную характеристику, рассмотреть идейное содержание и систему персонажей двух произведений. В ходе анализа и сопоставления произведений «Оскар и Розовая дама» и «Либо к Нему, либо от Него» мы пришли к следующим выводам:

1. Главная идея этих произведений - обращение человека к Богу, духовное прозрение в мире страданий и боли, радостное приятие человеком жизни во всех ее проявлениях благодаря спасительной силе веры.

2. Идейно и сюжетно произведения Э. Шмитта и Ю. Авериной довольно близки.

3. Эти книги учат любить жизнь и ценить каждый прожитый день.


Библиографический список.

1. Аверина, Ю. Либо к Нему, либо от Него // Духовно-нравственное воспитание. – 2003. - № 2.

 

2. Шмитт, Э. Оскар и Розовая дама // Театр. – 2004. - № 3.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.