Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь трудностей в формировании письма, чтения у младших школьников с несформированностью невербальных форм психических процессов






Тип нарушений, несформированность познавательного процесса Варианты ошибок при обучении в начальной школе Трудности в усвоении учебных дисциплин (отдаленные последствия)
• Нарушение пространственного восприятия, пространственных представлений • Затруднения ориентировки: • В схеме собствен-ного тела. • В пространстве относительно себя. • Относительно заданного объекта   • В воспроизведении линейного ряда. • В понимании предложенных конструкций. • Трудности ориентировки в тетрадном листе. • Чтение и письмо справа налево. • Трудности при соотнесении письменных и печатных букв. • Трудности пони-мания логико - грамматических конструкций.   • Предложно -падежные аграмматизмы. • Трудности операций с цифровым рядом. • Невозможность дифференциации геометрических фигур. • Письмо • Чтение • Математика • География • Геометрия • Черчение и др.
• Нарушение общей и мелкой моторики. • Двигательной памяти. • Контроля за ходом двигательного акта. Несформированность двигательного акта и костно - мышечных ощущений (кинезий). • Нарушение оптико - моторных координаций. • Кинетические смешения букв на письме. • Трудности при выполнении всех видов графических работ. • Нарушение почерка. • Нарушение рисунка. • Письмо и чтение во всех учебных дисциплинах.

Изучение сформированности различных видов зрительно-пространственной ориентировки является одним из моментов в определении возможных затруднений в письме и чтении.

Поэтому, при углубленном обследовании первоклассников с речевой патологией и обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения (1-15 сентября) помимо традиционного обследования речевого развития, исследуют ряд гностико - практических функций, используя пробы Озерецкого Н.И., пробы Хеда, альбом оптических проб на основе исследований Б.Г. Ананьева, А. Р. Лурии, Е. П. Коха.

С целью выявления особенностей зрительно-пространственного гнозиса предлагаю следующие упражнения:

1. Задания на исследование предметного гнозиса - см. приложение №1, №2. Затруднения возникают при узнавании рисунков предметов, наложенных друг на друга и вписанных друг в друга геометрических фигур.

2. Задания на исследование буквенного гнозиса - см. приложение №3, №4. Трудности проявляются при дифференциации правильно и зеркально написанных букв; при узнавании букв, наложенных друг на друга; при нахождении среди сходных по начертанию букв нужной.

3. Исследование симультанного гнозиса (одномоментное восприятие объекта).

Направлено на выяснение способности к пониманию смысла сюжетной картинки; изображению реальной ситуации; нелепых ситуаций; составление сюжетной картинки из 4, 6, частей.

У детей наблюдается фрагментарность, поверхностность понимания.

4. Исследование сукцессивного гнозиса (последовательное, поэлементное опознание объекта).

Уровень развития сукцессивного гнозиса можно оценить как наиболее низкий. Дети не могут выявить причинно-следственные связи, разложить картинки в нужной последовательности. Рассказы лишь частично соответствуют изображенной ситуации. Дети не всегда понимают смысл сюжета картинок, не могут вскрыть временные и причинно-следственные отношения, не сформирован навык выделения деталей и признаков объекта. Следствием этого может быть забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч-ц, ф-щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв.

5. Исследование оптико-пространственного гнозиса.

Самое простое задание по ориентировке в собственном теле у многих детей вызывает затруднения; допускают ошибки при выполнении проб Хеда и ориентировки в пространстве и на плоскости; основную трудность вызывает дифференциация правой и левой стороны.

6. Изучение состояния кинетической и динамической организации- см. приложение №5.

У детей с речевой патологией выявлен ряд особенностей:

– пересчет пальцев выполняется не координированно, напряженно, с пропуском то одного, то другого пальца;

– пересчет пальцев на обеих руках одновременно - ведется асинхронно, со сбоями, ошибками;

– в пробе кулак-ребро-ладонь нельзя различить трехчленное действие.

Наблюдаются пропуски, изменения последовательности движений;

– в клавиатурных движениях пальцы напряжены, не сгибаются;

– отмечаются частые проявления синкенезий или синкенезии противоположной руки, или другой руки и артикуляционных органов.

Обнаруженные трудности, являются одной из причин, затрудняющих усвоение графо-моторных навыков в начальной школе.

Проведенное обследование показывает, что способности к переработке оптической информации у детей с речевой патологией снижены. Поэтому возникает необходимость:

– совершенствования логопедической работы по формированию зрительно-пространственного гнозиса;

– применения адекватных методов коррекции зрительно-пространственного восприятия;

– прогнозирования возможностей успешного обучения детей в школе.

Результаты обследования помогают составить перспективный план работы по развитию зрительно- пространственного гнозиса у обу-чающихся в коррекционно-развивающих классах (см. приложение №6). Развитие зрительно-пространственного гнозиса сохраняет свою значимость на первоначальных этапах работы с детьми-логопатами. Коррекционная работа зависит от речевого диагноза и от индивидуально-психических особенностей детей.

Она включает в себя: совершенствование пространственного восприятия и пространственных представлений; развитие и совершенствование зрительного восприятия, зрительного анализа, координации в системе «глаз-рука».

Упражнения по развитию данного вида гнозиса предназначены для индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении. Учебные задания предлагаются учителем-логопедом в игровой, занимательной форме.

Они способствуют совершенствованию:

ориентирования в пространстве;

слухового и речевого внимания, памяти;

наглядно-образного и словесно-логического мышления;

закрепления умственных действий - сравнения, сопоставления;

навыка учебного развернутого высказывания;

навыка организации целенаправленных умственных действий, самоконтроля.

Работу по развитию восприятия и ориентировке в пространстве провожу в четыре этапа:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.