Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выпрямление из поясного поклона и слова обращения к Аллаху, произносимые после поясного поклона






 

Затем «он выпрямлял свой позвоночник, поднимаясь из поясного поклона, произнося:

 

ﻩ ﺪ ﻤ ﺣ ﻦ ﻤ ﻟ ﷲ ﻊ ﻤ ﺳ

 

Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху

 

«Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!»426.

 

Он велел так же поступать «человеку, который плохо помолился», сказав ему: «Намаз человека не будет полным до тех пор, пока …он не произнесёт такбир …, затем не совершит поясной поклон …, затем не скажет: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!» (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху), и (снова) не будет стоять прямо»427. «Когда он поднимал свою голову, то выпрямлялся, пока каждый позвонок не возвращался на своё место»428.

Затем «выпрямившись, он говорил:

 

ﺪ ﻤ ﺤ ﻟ ﺍ ﻚ ﻟ [ﻭ ]! ﺎ ﻨ ﺑ ﺭ

 

Рабба-на, [ва] ля-кя-ль-хамд

 

«Господь наш, [и] хвала Тебе!»429.

 

Он велел каждому молящемуся, который совершает намаз как под руководством имама, так и без него, делать всё, что описано выше, при выпрямлении из поясного поклона, сказав: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я».430

Он также говорил: «Имам назначается для того, чтобы (во время намаза) молящиеся следовали его примеру …, и когда он произнесёт: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!» (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху), то говорите: «[О

 

Аллах, ] Господь наш и хвала Тебе!» ([Аллахумма, ] Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд);

 

Аллах вас услышит, ибо, поистине, Всеславный и Всевышний Аллах через уста

 

противоречит (шазз) другим сообщениям, пользующимсяó льшимб авторитетом, либо при его передаче произошла грубая ошибка (мункар) – Ибн ‘ Асакир сам указал на скрытый недостаток этого дополнения – поэтому поступать, руководствуясь им, запрещено.

425 Муслим и Абу ‘Авана.

426 Аль-Бухари и Муслим.

427 Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

428 Аль-Бухари и Абу Дауд. См. ''Сахих Аби Дауд'' (722). {Использованное здесь слово '' факар ''

 

означает позвонок – ''костные или хрящевые элементы, составляющие позвоночный столб от основания шеи до копчика'' – согласно определению арабского толкового словаря ''Камус''. См. также

''Фатх аль-Бари'' (2/308)}.

429 Аль-Бухари и Ахмад.

430 Там же.


Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: ''Аллах слушает того, кто Его восхваляет! ''»431.

 

Он также разъяснил причину этого веления в другом хадисе, сказав: «…ибо, поистине, тому, кто произнесёт эти слова одновременно с ангелами, простятся его прежние грехи»432.

Он поднимал свои руки при этом выпрямлении433 (из поясного поклона) таким же образом, как было ранее разъяснено в разделе '' Такбир, открывающий намаз

 

(такбират аль-ихрам)''.

 

Во время стояния после поясного поклона он произносил уже упомянутые ранее слова:

 

ﺪ ﻤ ﺤ ﻟ ﺍ ﻚ ﻟ ﻭ! ﺎ ﻨ ﺑ ﺭ -1

 

Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд.

 

1. «Господь наш, и хвала Тебе!»434; или иногда он (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил:

 

ﺪ ﻤ ﺤ ﻟ ﺍ ﻚ ﻟ! ﺎ ﻨ ﺑ ﺭ -2

 

Рабба-на, ля-кя-ль-хамд.

 

2. «Господь наш, хвала Тебе!»435

 

Иногда он добавлял в начале вышеприведенных двух поминаний слово:

...ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ -3

 

Аллахумма…

 

3. «О Аллах! …»436

431 Муслим, Абу ‘Авана, Ахмад и Абу Дауд.

 

Примечание: этот хадис не указывает на то, что молящиеся позади имама не участвуют вместе с имамом в произнесении слов: «Да услышит Аллах тех (или того), кто воздал Ему хвалу! (Сами‘ а-Ллаху ли-ман хамидаху)», также как он и не указывает на то, что имам не произносит вместе смолящимися слова: «Господь наш, хвала Тебе! (Рабба-на, ля -кя-ль-хамд)».Это обусловлено тем, что цель данного хадиса заключается не в том, чтобы конкретно разъяснить имаму и молящимся позади него какие слова они должны говорить в этом столпе (намаза); нет, скорее, этот хадис поясняет, что молящимся следует произносить слова восхваления Аллаха (тахмид) (т. е. '' Рабба-на, [ва] ля-кя-ль-хамд ''-прим.переводчика)после того, как имам скажет: ''Сами‘ а-Ллаху ли-ман хамидаху'' (тасми').Это подтверждается тем фактом, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил слова восхваления Аллаха (тахмид), когда сам был имамом, а общий характер его (да благословит его Аллах и приветствует!) высказывания: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я» требует, чтобы молящиеся позади имама произносили то же, что произносит имам, например, слова ''Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху'' (тасми') и т.д. Те уважаемые братья, которые обратились к нам за разъяснением данного вопроса, должны внимательно изучить его, и, возможно, то, что мы упомянули (здесь), является достаточным. Тому, кто желает побольше узнать об обсуждении этого вопроса, следует обратиться к статье крупного знатока хадисов (аль-хафиза) ас-Суйути, который рассматривает его в своей книге ''Аль-Хави ли-ль-Фатави'' (1/529).

432Аль-Бухари и Муслим. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным.

 

433Там же. Об этом поднятии рук передается великое множество (мутаватир) хадисов от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), и большинство ученых-богословов высказывались в пользу этого поднятия рук, включая некоторых представителей ханифитского мазхаба. См. приведенное ранее примечание в разделе ''Поясной поклон (руку') ''.

434 Аль-Бухари и Муслим.

435 Там же.


Он именно так велел поступать, сказав: «Когда имам скажет: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!» (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху), говорите: «О Аллах, Господь наш, хвала Тебе!» (Аллахумма, Рабба-на, ля-кя-ль-хамд), ибо, поистине,

тому, кто произнесёт эти слова одновременно с ангелами, простятся его прежние грехи»437.

 

Иногда к любому из поминаний (под №1 или №2) он добавлял или следующие слова:

 

 

ﺪ ﻌ ﺑ ء ﻲ ﺷ ﻦ ﻣ ﺖ ﺌ ﺷ ﺎ ﻣ ﻞ ﻣ ﻭ ، ﺽ ﺭ ﻷ ﺍ ء ﻞ ﻣ ﻭ ، ﺕ ﺍ ﻭ ﺎ ﻤ ﺴ ﻟ ﺍ ء ﻞ ﻣ -4

 

…миль'а -с-самавати, ва миль'а -ль-арди, ва миль'а ма ши’та мин шаййин ба'д.

 

4. «…пусть она наполнит собой небеса и наполнит собой землю, и наполнит собой то, что ещё ты потом пожелаешь»438; или:

 

ﺪ ﻌ ﺑ ء ﻲ ﺷ ﻦ ﻣ ﺖ ﺌ ﺷ ﺎ ﻣ ء ﻞ ﻣ ﻭ ، ﺎ ﻤ ﻬ ﻨ ﻴ ﺑ ﺎ ﻣ ﻭ ، ﺽ ﺭ ﻷ ﺍ [ء ﻞ ﻣ ]ﻭ ، ﺕ ﺍ ﻭ ﺎ ﻤ ﺴ ﻟ ﺍ ء ﻞ ﻣ -5

 

…миль'а -с-самавати, ва [миль'а] -ль-арди, ва ма байна-хума, ва миль'а ма ши’та мин шаййин ба'д.

 

5. «…пусть она наполнит собой небеса и [наполнит собой] землю, и то, что находится между ними, и наполнит собой то, что ещё ты потом пожелаешь»439.

 

А иногда к этим словам он делал следующее дополнение:

 

ﻚ ﻨ ﻣ ﺪ ﺠ ﻟ ﺍ ﺍ ﺫ ﻊ ﻔ ﻨ ﻳ ﻻ ﻭ ، ﺖ ﻌ ﻨ ﻣ ﺎ ﻤ ﻟ ﻲ ﻄ ﻌ ﻣ ﻻ ﻭ ، ﺖ ﻴ ﻄ ﻋ ﺃ ﺎ ﻤ ﻟ ﻊ ﻧ ﺎ ﻣ ﻻ ، ﺪ ﺠ ﻤ ﻟ ﺍ ﻭ ء ﺎ ﻨ ﺜ ﻟ ﺍ ﻞ ﻫ ﺃ -6 ﺪ ﺠ ﻟ ﺍ

 

…Ахля-с-сана' и ва-ль-маджди, ля мани'а ли-ма-а'тайта, ва ля му'тыя ли-ма мана'та, ва ля йанфа'у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду.

 

6. «…Ты достоин восхваления и прославления, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным окажется перед Тобой могущество обладающего могуществом440»441.

436 Аль-Бухари и Ахмад. Ибн аль- Каййим (да будет милостив к нему Аллах!) ошибся (в данном вопросе), не признав достоверной эту версию хадиса в своей книге ''Заад аль-Ма'ад'', в которой сообщается о сочетании слов «О Аллах! (Аллахумма)» и «и (ва)» в одном поминании, хотя он содержится в ''Сахихе'' аль- Бухари и ''Муснаде'' Ахмада. Также этот хадис приводится у ан-Наса'и и Ахмада через две цепочки передатчиков от Абу Хурайры, у ад-Дарими как хадис от Ибн 'Умара, у аль-Байхаки от Абу Са‘ида аль-Худри, и снова у ан-Наса'и как хадис от Абу Мусы аль-Аш‘ари.

437 Аль-Бухари и Муслим. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным.

438 Муслим и Абу ‘Авана.

439 Там же.

440 Слово '' джадд '' означает достаток, могущество, власть, т.е. здесь имеется в виду, что достаток, сыновья, могущество и власть, которыми человек обладает в этом мире, не принесут ему пользы перед Аллахом (в мире ином), а также то, чем он обладает (в этом мире), не спасёт его от (наказания) Аллаха - лишь благие дела принесут пользу любому человеку или послужат ему защитой (от наказания).

 


А иногда его дополнение состояло из следующих слов:

 

ﻖ ﺣ ﺃ ، ﺪ ﺠ ﻤ ﻟ ﺍ ﻭ ء ﺎ ﻨ ﺜ ﻟ ﺍ ﻞ ﻫ ﺃ ، ﺪ ﻌ ﺑ ء ﻲ ﺷ ﻦ ﻣ ﺖ ﺌ ﺷ ﺎ ﻣ ء ﻞ ﻣ ﻭ ، ﺽ ﺭ ﻷ ﺍ ء ﻞ ﻣ ﻭ ﺕ ﺍ ﻭ ﺎ ﻤ ﺴ ﻟ ﺍ ء ﻞ ﻣ -7 ﻊ ﻔ ﻨ ﻳ ﻻ ﻭ ، [ﺖ ﻌ ﻨ ﻣ ﺎ ﻤ ﻟ ﻲ ﻄ ﻌ ﻣ ﻻ ﻭ ] ، ﺖ ﻴ ﻄ ﻋ ﺃ ﺎ ﻤ ﻟ ﻊ ﻧ ﺎ ﻣ ﻻ [! ﻢ ﻬ ﻠ ﻟ ﺍ ] ، ﺪ ﺒ ﻋ ﻚ ﻟ ﺎ ﻨ ﻠ ﻛ ﻭ ، ﺪ ﺒ ﻌ ﻟ ﺍ ﻝ ﺎ ﻗ ﺎ ﻣ ﺪ ﺠ ﻟ ﺍ ﻚ ﻨ ﻣ ﺪ ﺠ ﻟ ﺍ ﺍ ﺫ

 

…миль'а-с-самавати, ва миль'а-ль-арди, ва миль'а ма ши’та мин шаййин ба' ду, ахля-с-сана'и ва-ль-маджди, ахакку ма каля-ль-'абду, ва куллю-на ля-ка 'абдун. [Аллахумма, ] ля мани'а ли-ма-а'тайта, [ва ля му'тыя ли-ма мана'та, ] ва ля йанфа'у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду.

 

7. «…пусть она наполнит собой небеса и наполнит собой землю, и наполнит собой то, что ещё ты потом пожелаешь. Ты достоин восхваления и прославления. Все мы – рабы Твои, а самым правильным из того, что может сказать раб, являются слова: - ''[О Аллах, ] никто не лишит того, что Ты даровал, [и никто не дарует того, чего Ты

лишил, ] и бесполезным окажется перед Тобой могущество обладающего могуществом''» 442.

 

Иногда во время совершения дополнительного ночного намаза он говорил:

 

ﺪ ﻤ ﺤ ﻟ ﺍ ﻲ ﺑ ﺮ ﻟ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻟ ﺍ ﻲ ﺑ ﺮ ﻟ -8

 

Ли-Раббийа-ль-хамду, ли-Раббийа-ль-хамду.

 

8. «Господу моему хвала! Господу моему хвала!», повторяя эти слова столько раз, что это его стояние (кийам) было схоже (по времени) с поясным поклоном, который по продолжительности был примерно равен первому стоянию, в котором он (да благословит его Аллах и приветствует!) прочитал суру «Корова»443.

 

[ﻰ ﺿ ﺮ ﻳ ﻭ ﺎ ﻨ ﺑ ﺭ ﺐ ﺤ ﻳ ﺎ ﻤ ﻛ ؛ ﻪ ﻴ ﻠ ﻋ ً ﺎ ﻛ ﺭ ﺎ ﺒ ﻣ ] ، ﻪ ﻴ ﻓ ً ﺎ ﻛ ﺭ ﺎ ﺒ ﻣ ً ﺎ ﺒ ﻴ ﻁ ً ﺍ ﺮ ﻴ ﺜ ﻛ ً ﺍ ﺪ ﻤ ﺣ ، ﺪ ﻤ ﺤ ﻟ ﺍ ﻚ ﻟ ﻭ! ﺎ ﻨ ﺑ ﺭ -9

 

Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду, хамдан кясиран, таййибан, мубаракян фи-хи, [мубаракян ‘аляй-хи, кямя йухиббу раббу-на ва йарда].

 

9. «Господь наш, хвала Тебе, хвала многократная, благая, благословенная [благословенная, какую любит наш Господь, и какой Он доволен]»444.

 

Однажды один человек, молившийся позади Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), сказал эти слова после того, как он (да благословит его Аллах и приветствует!) поднял свою голову после поясного поклона и сказал: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!» (Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху). Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) закончил молиться, он спросил: ''Кто сказал это? '' Тот человек ответил: ''Я, о Посланник Аллаха! '' Тогда

 

 

441 Муслим и Абу ‘Авана.

442 Муслим, Абу ‘Авана и Абу Дауд.

443Абу Дауд и ан-Наса'и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Источники и

цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (№ 335). 444 Малик, аль-Бухари и Абу Дауд.

 


Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: ''Я увидел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым''445.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.