Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзистенциальные потребности человека






Он так же отметил интересный факт, что борьба между чувством свободы и желанием быть к чему-то приобщенным, с чем-то связанным создают сильнейшую мотивацию для человека, побуждая его к различного рода действиям. За этим конфликтом между свободой и безопасностью стоят важнейшие экзистенциональные потребности всего человечества, а именно:

Каждому из нас необходимо устанавливать связи для того, чтобы не чувствовать себя одиноким и для того, чтобы развиваться. Человек не может измениться, расти в отрыве от другого человека, только через другого или с помощью другого мы движемся вверх.

Не секрет, что конфликтные, сложные ситуации продвигают человека в его развитии. Мы все ленивы и быстро адаптируемся к различным ситуациям. Для того, чтобы активировать мозговую активность нам нужны сложности и препятствия на нашем пути. Тогда мы включаем всю нашу творческость и креативность, появляется искусство в повседневной жизни. При появлении новой нестандарной ситуации мы становимся созидателями и творцами, создающими новые пути ее решения.

Очень важно найти самотождественность с самим собой, найти себя, истинного и настоящего среди такого огромного количества привнесенных ролей и масок, которыми нам необходимо пользоваться в общественной жизни. Каждому из нас важно знать кто мы есть на самом деле в каждую минуту нашего действия. Это позволяет нам оставаться самими собой.

Помимо того, чтоб быть причастным к людям, нам нужно так же быть причастным к какой-то идеи, мысли, посвятить себя чему-то великому, смыслу всей нашей жизни.У каждого человека на земле есть своя миссия, и каждому важна знать в чем она заключается, чтобы не изменяя себе, следовать ей.

Безусловно Фромм внес серьезный вклад в исследовании формировании личности, уделив свое внимание социальному окружению человека, той среде в которой родился человек и продолжает развиваться.

 

29.Эрик Эриксон. Основные концепции гуманистической теории.

 

Эриксон строил свою теорию исключительно в связи с развитием эго. Однако Эриксон реши­тельно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам.

 

Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функци­онирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Эриксон доказывал, что эго - это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внима­ния и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

 

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуально­го взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадле­жащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

 

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (т.е. от младенчества до зрелости и старости).

 

в-четвертых, Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциаль­ного характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, т.е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Зна­ние того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справ­ляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единствен­ный ключ к пониманию своей жизни.

 

Эриксон признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго).

 

Эпигенетический принцип.

 

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положе­ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон по­нимает следующее:

 

1) в принципе личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

 

2) общество в принципе устроено так, что развитие социальных возможнос­тей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития.

 

В книге «Детство и общество» (1963) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению эти стадии являются результа­том эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период. Кроме того, согласно Эриксону каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви­дууму на этой стадии.

 

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то теперь эго вбирает в себя новый пози­тивный компонент, и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающему­ся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент.

 

30. Мотивация и иерархия потребностей по А. Маслоу.

 

(“пирамида” А. Маслоу) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность.

краткая информация по термину

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

 

31. Феноменологическая теория личности Карла Роджерса.

 

Теория Роджерса уделяет пристальное внимание концепции себя и переживаниям, связанным с собой, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих личностному росту, присущих всем людям.

 

Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась на основе его личного опыта психологических консультаций с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь психолога.

 

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля, вызывающими психологический стресс и разнообразные фобии. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, – убежденностью в том, что человек, если позволить ему раскрывать свои врожденные возможности, будет развиваться оптимально и эффективно.

 

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого Оно и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, половом насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал (как допускали многие психоаналитики), что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти 30-летнем опыте психотерапевта.

 

Он заявлял: " Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас".

 

Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс, как психолог, постулировал естественное развитие людей к " конструктивному осуществлению" свойственных им врожденных возможностей. Итак, Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.

 

 

32. Понятие способности и одарённости личности.

 

Штерн формулирует понятие одарённости так: " Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышления на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни".

 

Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому оказывается на разных этапах ее развития Природные задатки организма сами собой не детерминируют однозначно одаренности человека Они лишь являются неотъемлемыми компонентами м той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение: внутреннее всегда опосредованное внешней и неотделимо от него.

 

Одаренность обнаруживается только через свою соотнесенность с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека Она выражает внутренние задатки и возможности человека, т.е. внутренние психологические у условия деятельности в их соотнесении с требованиями, которые ставит эта деятельность

Специальная одаренность определяется соотнесением внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности

 

В психологическом учении о личности способности и одаренность являются важными составляющими общей структуры личности Они связаны с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психических ческого развития личности в процессе ее воспитания и общественно-практической деятельности Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высш й нервной деятельности человекни.

 

Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность - это синтез определенных свойств личности образующих ее готовность к активной и продуктивной деятельности Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности Специальные способности представляют продукт развития специальных видов деятельно ности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности Продуктом же общего развития является одаренность, которую СЛ Рубинштейн называет \" общей способностью".

 

Таким образом, по вопросу о соотношении одаренности и специальных способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотнесения общего и специального развития. В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется

 

Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес придается тем или иным разновидностям деятельности и понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности

 

Одаренность и способности людей отличаются не в количественном, а в качественном отношении Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, а другая - - во второй, но и на уровне сформированности одаренности

 

33. Самосознание личности.

 

Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

 

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловленно.

 

Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, т.е. в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения.

 

По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе.

 

В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.

На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я» как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.

На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме

 

На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.

Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

 

Сознание и самосознание в психической жизни индивида неразрывны, хотя качественно своеобразны. Сознание в целом может осуществляться только на основе осознания своей пространственной принадлежности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный мир в целом, то объектом самосознания является субъективный мир личности. В процессе самосознания личность выступает и как субъект, и как объект познания.

 

Самосознание создает в нас чувство собственной уникальности, неповторимости, единственности. Это чувство постоянно поддерживается памятью о нашем прошлом, переживаниями настоящего, надеждами на будущее.

Исторически самосознание, так же как и сознание в целом, могло зародиться только в процессе общественных взаимоотношений между людьми, в процессе производственной деятельности. Познавая себя в процессе труда и общения, человек мог регулировать свое поведение и одновременно изменять общественные отношения. Самосознание, таким образом, развивалось в процессе родового и индивидуальною развития самого человека.

 

По мере своего развития самосознание стало выступать стержневым звеном, участвовать в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Оно является необходимым условием сохранения психических качеств личности, преемственности основных стадий ее развития.

По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

процесс самопознания;

эмоциональная самооценка;

процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.

 

Эти компоненты самосознания так или иначе присутствуют в каждом его акте. Причем первый из них - самопознание - выступает в качестве исходного момента, основы самосознания, продуктом которого является то или иное знание индивида о себе.

Именно на этой основе формируется и эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т.е. возникает второй компонент самосознания - самооценка. Она, в свою очередь, запускает механизм саморегулирования, действен но-волевой сферы, например механизм профессионального самосовершенствования, повышения профессиональной квалификации.

Самопознание - процесс оценки человеком самого себя, начальным моментом которого является самонаблюдение, самоанализ.

 

 

34. Механизмы и условия социализации личности.

 

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.