Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Федеральное государственное образовательное учреждение






Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

 

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры психофизиологии Декан факультета

и клинической психологии д-р б.н., проф. чл.-корр. РАО

Протокол № ___ Ермаков П.Н.

«_____»_____________2008г. «____» _____________200_г.

Зав. кафедрой д-р б.н., проф.

чл.-корр. РАО Ермаков П.Н. ______________________ «______»_____________200_г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ»

Цикла ОПД по специальности 030300 ПСИХОЛОГИЯ

Составитель:

Канд. психол. наук, доцент

Кайдановская И.А

Ростов-на-Дону

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мышление и речь – один из курсов, входящих в комплекс фундаментальных учебных дисциплин по общей психологии. Он предназначен для формирования теоретических знаний, освоения методов эмпирического исследования и практической деятельности в этой предметной области.

Предметом «Общей психологии» является система психических функций и эмоциональных состояний человека, в которой различаются натуральные психические процессы и высшие психические функции. Первые рассматриваются как результат эволюционных изменений анатомических и нейрофизиологических структур, вторые, - как новообразования, возникающие в ходе культурно-исторического развития общества и человека в нём. Историческое наследие, в отличие от биологического, стало возможным благодаря развитию способов со-общения, средств коммуникации и передачи опыта из поколения в поколение.

Присвоение индивидом культурно-исторического опыта и развитие в этом процессе высших психических функций осуществляется, как пишет Л.С.Выготский, «через другого человека». Подражая другому, идентифицируя себя с ним, индивид овладевает собственной субъективностью и преобразует её в социально и личностно приемлемые формы. Направленность на осознание себя в мире и мира в себе становится неотъемлемым атрибутом человеческого способа существования. Эта способность, как пишет В.И. Слободчиков, определяет границу между натурально-природным и общественно-историческим способом бытия и освоения реальности.

Роль мышления в жизни человека и общества определяется его местом в системе психических функций. На ранних этапах этого процесса центральное место в системе психических функций занимает восприятие, позже этот статус приобретает память, ещё позже – мышление. Каждый их этих процессов оказывает обратное влияние на генетически исходные структуры таким образом, что вся система психических функций перестраивается в направлении

роста опосредованности, осознанности и произвольности. Мышление, проявляющееся на ранних этапах развития в форме практических преобразований непосредственно-воспринимаемой действительности, становится способом реорганизации умственных репрезентаций, пространственно-временные параметры которых определяются, с одной стороны, формами и масштабами внешних взаимодействий и коммуникаций, с другой, - глубиной их осознанности и рефлектирования опыта.

 

Цель курса – формирование системы знаний о природе, структуре, функциях, видах, закономерностях развития и типологических особенностях мышления человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.