Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Даешь Северный полюс.






Все выше изложенное мы, пионеры и школьники тех лет, узнавали на уроках географии и истории, а также перечитывая все имеющиеся в библиотеке книги о путешествиях, экспедициях, приключениях.

Но главным источником нашей гордости, доброй зависти, энтузиазма и подражания были великие свершения, открытия, подвиги наших старших советских товарищей, наших современников. То было время великих свершений. Людей вело вперед слово «Даешь!». «Даешь Северный полюс!», «Даешь ХТЗ!», «Даешь метрострой!». «Даешь Комсомольск- на – Амуре!» и т. п.Незабываемые, удивительные годы! Время массового героизма, высокой душевности и нетерпеливого движения вперед!

За все века человеческой истории, впервые, только СССР – государство рабочих и крестьян - в невиданных масштабах развернул планомерные научно – исследовательские работы, по глубокому и широкому изучению тайн Арктики и возможностей использования ее богатств, хозяйственных возможностей в интересах всего своего народа. Уже в средине 20-х и начале 30 годов, полярными экспедициями академика Шмидта, Папанина, Ушакова, Визе и других создаются и начинают регулярно работать полярные станции. Весь мир услышал сигналы и передачи дуговых длинноволновых радиостанций, установленных на Алдане, Диксоне и Таймыре, на мысе Челюскина и полуострове Ямал, океанских островах Новая Земля, Земля Франца Иосифа, Рудольфа, Северная Земля, Новосибирских и других островов.

С трепетом в душе мы слушали и следили за двух годичным дрейфом экипажа корабля «Седов» во главе с капитаном К.С.Бадигиным (1937г. – 1 февраля 1940 г.), закованного в могучие льды (толщиной до 5 метров), моря Лаптевых в Северном Ледовитом океане.

 

Ледокол «Г.Седов» входит и крушит первые толстые льды океана. (1937.).

 

За 2 с лишним года дрейфа экипаж собрал богатый материал по изучению скорости, направления движения арктических льдов и течения воды. Циркуляцию атмосферы в высоких широтах. Изменения глубин океана и исследования донных осадков. Севернее Земли Франца Иосифа седовцы открыли большую океанскую впадину, глубиной 5220 метров.

 

 

Фото коллектива седовцев и ледокола в конце дрейфа

 

 

Только 12 января 1940 г. в 12 часов 7 минут к «Седову» пробился сквозь льды ледокол «Сталин», возглавляемый И.Д.Папаниным и капитаном ледокола Белоусовым М.П.

Сколов с «Седова» 5 метровой толщины льды, взял его на буксир, и 1 февраля 1940 г. доставил вместе с экипажем на родную землю.

Радости, ликованию, восхищению советских людей подвигом 15 добровольцев дрейфа не было предела. Все 15 членов экипажа «Седова», руководитель экспедиции по спасению и выводу корабля из льдов, Папанин И.Д. и капитан ледокола «Сталин» Белоусов М.П. удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

 

 

.

«Ледокол «Сибиряков».

 

Как было не восхищаться непревзойденным плаванием и борьбой с могучими льдами, экспедиции руководимой О.Ю.Шмидтом на ледоколе «Сибиряков». Впервые в истории мирового мореплавания, за одну навигацию (1932 г.), прошедшего Северным морским путем от Архангельска до Петропавловска – Камчатского.

А в лихие годы войны, 25 августа 1942 г. в Карском море, спасая экскортируемый им конвой, «Сибиряков» совершил свой последний героический подвиг. Экипаж под командованием ст. лейтенанта А.А.Качарава, отвлекая на себя внимание, открыл огонь из зенитных орудий и атаковал немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». В течение неравного получасового боя большинство экипажа героически погибло Выполнив до конца свой долг перед Родиной, «Сибиряков» утонул. Но все корабли конвоя были спасены.

 

 

Разве кто из советских людей мог быть равнодушным следя, как более двух месяцев (с13.2.по-13.4.1934г.), боролись за жизнь на дрейфующей льдине Чукотского моря в «лагере Шмидта», экипаж и пассажиры раздавленного льдами ледокола «Челюскин»?

 

 

«

 

Пассажиры и экипаж ледокола «Челюскин» покидают тонущий корабль, спасаясь на льдине.

 

И кто из нас не радовался, когда Советские полярные летчики на своих легких самолетах, в течение 7, 10-13 апреля вывезли на сушу их всех, более 100 человек.

Полярному ассу А.В. Ляпидевскому, вылетевшему из Уэлена, удалось впервые достичь лагеря Шмидта и 5 марта вывезти на своем, вместительном АНТ-4, двенадцать человек: 10 женщин и двое детей.

Всех же остальных, из-за разбушевавшейся стихии и аварийных посадок самолетов, смогли снять только 7, 10 – 13 апреля, в основном, легкие самолеты Р-5.

Самолет Р-5 В.С. Молокова (На фото под индексом «СССР Н-70»), на котором он вывез 39 человек, это двухместный самолет – разведчик, созданный в Конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова. Полутороплан деревянной конструкции с матерчатой обшивкой крыльев и оперенья, и фанерной обшивкой фюзеляжа с отличными летно–техническими данными. Максимальная скорость 230 км/ч. Самолет Р-5 в 1930 году на международном конкурсе в Тегеране занял первое место, оказавшись единственной в мире машиной способной выполнить все условия конкурса, оставив далеко позади однотипные французские, английские и голландские самолеты.

И в то же время, сегодня трудно представить в каких условиях тогда летали полярные летчики в 40 градусные морозы, пургу и снежную круговерть. Кабины для экипажа открытые, только впереди козырек из целуллоида. Дворников для очистки козырька не было. Гул мотора заглушал всё. Переговоры между членами экипажа только знаками или записками. Приборы управления примитивные: Трубка Пита на крыле – показатель скорости. Забившись снегом, переставала работать. Показатель высоты - альтиметр и компас. Вот и все. Радио, тормозов на лыжах, габаритных огней не было. Вынужденная посадка – наугад.

О достоверных, подлинных фактах трагедии челюскинцев и трудовом героизме людей, участвующих в их спасении, можно узнать только из уст и воспоминаний его участников.

Вот некоторые выписки, из книги воспоминаний, первого Героя Советского Союза Василия Сергеевича Молокова: «Родное небо». Через 46 суток, от убывших из Владивостока 6 самолетов Р-5, в Уэлен прибыло только 2- Каманина Н.П. и Молокова В.С, остальные не долетели. - - «Наконец, 7 апреля, когда ветер разогнал облака, - пишет Молоков В.С. – мы поднялись в воздух и сделали последний рывок на 500 километров к Ванкарему... Ванкарем – голый, без всякой растительности каменистый мыс – далеко вдается в океан. Над ним возвышалась лишь мачта радиостанции...

Мы с Каманиным решили сразу же лететь в лагерь Шмидта... Штурман М.П.Шелыганов, летевший в самолете Каманина, точно вывел нас к цели...

Делаем круги над расчищенной площадкой, окруженной ледяными глыбами. Сверху видно, как бегут к ледяному аэродрому люди, машут руками, подбрасывают в воздух шапки. И вот мы уже в толпе восторженно встречающих нас пленников Ледовитого океана. …

Мы с Каманиным 7 апреля увезли в Ванкарем пять человек: я - трех, он – двух. …На следующий день …Темные облака, как одеялом, закрыли лагерь. Только 10 апреля засияло солнце. Вот тут – то и наступили для нас горячие деньки. Хотя стояла лютая стужа, Каманин и я ежедневно делали по три рейса. … На моем двухместном самолете я летал один без бортмаеханика и в свободную кабину «запихивал» по четыре человека

К всеобщей радости, прилетели наконец и наши отважные летчики Водопьянов и Доронин, прорвавшиеся через Анадырский хребет. (из Хабаровска)

13 апреля мы с четырех часов утра начли готовиться к последнему полету На льдине осталось 6 (шесть) человек. Надо было спешить забрать их, а то погода зловеще менялась. Вылетели втроем - Каманин, Водопьянов и я Минуя предательский частокол торосов, благополучно сели на уцелевший аэродром… Пустынно на площадке, нет уже той оживленной толпы, что встречала нас прежде.. Последние пассажиры с грустью осматривают снежное поле, окруженное торосами. Поди – ж- ты, привыкли!

Торопим их: «Скорее, товарищи, пора взлетать!» Заместитель О.Ю.Шмидта А.Н.Бобров с радистами Э.Т, Кренкелем и С.А.Ивановым идут к самолету Водопьянова, Каманин забирает боцмана А.А.Загорского. Кроме того, к нему помещают восемь собак, которых надо вернуть чукчам. Ко мне садится капитан О.И.Воронин и моторист Погосов. … По просьбе капитана я сделал два круга над лагерем, Видно, он хотел еще раз взглянуть на место гибели своего корабля.

Всё! Мы в воздухе! А через некоторое время нас уже встречали на аэродроме в Ванкареме. Спасены все до одного!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.