Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воплощение






 

После венской премьеры (Моцарт; Фигаро — Бенуччи, Сюзанна — Стораче, Бартоло — Буссани) триумф в Праге (1786). Впервые в России — Петербург (1815, нем. труппа), на рус. — спектакль Московской консерватории (1876, ред. и перевод Чайковского). Веха — венский спектакль (1906, Малер) с опорой, вслед за мюнхенской версией Леви (1895), на оригинал. Эту традицию развивает ряд известных пост. (1931, Берлин, Кролль-опер, Клемперер, Грюндгенс/1934, Глайндборн, Буш, Эберт/1952, Экс-ан-Прованс, Розбауд). В 1930–1950-е выделяются спектакли Зальцбурга (например, 1934–1937, Вальтер; Пинца/1942, К. Краус, Фельзенштейн) и особенно Вены — с классическим воплощением стиля (1948, Моцарт-ансамбль, Караян, Шу). В дальнейшем социально-критические аспекты пост. Реннерта и историко-политические ходы Висконти (1964, Рим) сменяются по-оперному элегантными решениями Поннеля (1972, Зальцбург, Караян/1985, Мет, Ливайн; Р. Раймонди) и тонкой историчностью Стрелера (1973, Дворцовый т-р, Версаль, Опера де Пари, Шолти/1981/1986, Ла Скала, Мути). Новый этап — вторжение современности в радикальных трактовках Дью (1991, Лейпциг) и Селларса (конец 1980-х, инсценировка и телеверсия; действие перенесено в нью-йоркский отель). Более интересными оказываются пленительная музыкальная история Гардинера в Париже (1993, Шатле; Терфел, Хэгли, Гилфри, Мартинпельто), экзистенциальные ходы Зальцбурга (1995, Арнонкур, Бонди, Педуцци; Терфел) и особенно универсализм Мюнхена (1997, Баварская Опера, П. Шнайдер, Дорн, Розе), где волнует загадочная динамика жизни, а печальный финал лишь фиксирует обретение другого состояния, за которым — снова новое пространство и время. Событие — спектакль в Цюрихе в рамках трилогии Да Понте (1996; Фигаро — Шоссон, Сюзанна — Рей, граф — Гилфри, графиня — Э. Мей). Отрицая трафареты музицирования, Арнонкур делает прорыв вместе с Флиммом и Вондером. Новый универсализм побеждает тенденциозную актуализацию. Это утонченно-стильный взгляд назад (воспоминание о Мариво) и одновременно вперед: пространство и время размыкаются, и к финалу персонажи сливаются в образ человечества, странствующего в поисках любви между мигом и вечностью. Для российской сцены имели значение спектакли Большого (1936, Штидри/1956, Хайкин, Покровский и Анисимов/1995, Феранец, Херц) и особенно Мариинского (1994, Франц; Путилин/1998, Нозеда, Александров; Сюзанна — Нетребко) т-ров. В конце ХХ века Ковент Гарден (Хенхен, Шааф; Терфел, Макнэр), Венская Опера (Хагер; Гилфри), Ла Скала (Мути, Стрелер; Терфел, Керубино — Казарова), Дюссельдорф (Пешко), Франкфурт-на-Майне (Камбрелен, Муссбах), Париж (Опера Бастий, Конлон, Стрелер, Фриджерио; Д’Арканджело, Бонни), Кельн (Мунк), Антверпен/Гент (Эркенс, Йоостен), Феррара (К. Аббадо), Гамбург (Шольтес, Шааф, Тоффолутти; Квон, Марджоно, Галло, Шарингер), Бордо (Ханс Граф, Карсен), Берлин (Дойче Опер, Комише Опер), Нью-Йорк (Сити Опера), Базель, Берн, Лозанна, Дрезден, Стокгольм, Ганновер, Льеж, Лион, Болонья, Палермо, Генуя, Мельбурн, Бонн, Будапешт (Операхаз), Сан-Франциско (Ранниклс; Скофхус, Макнэр), Цюрих (Сюзанна — Бартоли), Эссен (Шольтес, Шааф, Тоффолутти), Бремен (1999, Дзанетти, Байер), Аархус, Копенгаген, Люцерн, Дармштадт (2000, М. Альбрехт, Бродхарст), Веймар, Нюрнберг, Дублин, Венеция, Райнсберг (2000), Копенгаген, Сеул, Аахен (Бонкомпаньи), Карлсруэ. На рубеже веков среди поисков многих трупп, включая мощные ансамбли Мет (Ливайн, Миллер; Терфел, Бартоли, Флеминг), Берлинской Штаатсопер — в рамках трилогии Да Понте (1999, Баренбойм, Т. Лангхоф; Папе, Рёшман, граф — Трекель, графиня — Маги) и Глайндборна (2000, Э. Дэвис, Викк, Хадсон; Маттеи, Ёльце), непревзойденным остается спектакль Цюриха.

 

В начале XXI века «безумный день» разыгрывается в Брюсселе (2001, Лой; Маттеи), Лидсе, Кардиффе (Алессандрини, Армфилд), Лос-Анджелесе, Вашингтоне (Сюзанна — Нетребко, графиня — Т. Павловская), Висбадене, Ванкувере, Атланте, Хельсинки (Исокоски), Лондоне (АНО), Казани. Органичные костюмные версии с великолепным музицированием в Париже (Т-р Елисейских Полей, Якобс, Мартиноти; Регаццо, Чофи, Спаньоли, Жанс, Керубино — Бачелли) и на Венском фестивале (Мути, реконструкция пост. Стрелера, Фриджерио; К. Альварес, Кинлисайд, Динер, Керубино — Кирхшлагер) оттеняют более острые антибуржуазные тона в Экс-ан-Провансе (Минковски, Эйр; графиня — Жанс, Керубино — Кожена, все — 2001). Открытие нового века — в Штутгарте (Цагрозек, Ловери): концентрация разных эпох и смыслов в сжатом пространстве современной квартиры. Наступление нового реализма, витальности и простоты акцентирует спектакль в Зальцбурге (Камбрелен, Марталер, Фиброк; Регаццо, Ёльце, Маттеи, Деноке, К. Шефер, оба — 2001). Виртуозно разыгранная «Свадьба» о свадьбах (тесный ЗАГС 2-й половины XX века, брачующиеся пары за перегородкой офиса, манекены в свадебных одеждах, комнаты «М» и «Ж») нарочито замкнута. Человечество сгрудилось на пятачке, и возбуждение растет вместе с достоверностью. Усилий актуализации не видно: есть конкретная жизнь, сфокусированная в микрокосмосе учреждения. Она словно увидена глазами нового Моцарта — «речитативиста»-клавишника (введенный персонаж), грустного комментатора современной эротической истории. Ее новаторское решение переворачивает страницу истории «Свадьбы Фигаро». Детройт (2002, Робертсон), Ганновер, Мадрид (2003, Марелли), Лейпциг (Йоостен, Лайакер). Новое событие — Зальцбург (2006, Арнонкур, Гут; Д’Арканджело, Нетребко, Скофхус, Рёшман, Шефер). Лирическая комедия Моцарта — Да Понте предстает как буржуазная (семейная) эротическая драма времен Стриндберга — Ибсена. В большом благородном доме (площадка с выразительным лестничным пролетом в никуда, таинственные двери и окно в сад раскрываются и закрываются от странностей любви, бордюр-лепнина модерна: на всем следы уходящего времени) разыгрывается история о волнующей, грозной силе Эроса. История тревожна: людьми владеют настоящие страсти. Они взрывают этот увядающий дом. Постановка тонко отвечает авторскому образу уходящего галантного XVIII века. Это воспоминание об эпохе модерна, в зеркале которого шедевр Моцарта — Да Понте играет новыми смыслами. К 250-летию Моцарта наступает бенефис «Фигаро»: Цюрих (Вельзер-Мёст, Бехтольф; Шротт, Янкова, Фолле, Хартелиус), Лондон (Ковент Гарден, Паппано, Маквикар; Шротт, Перссон, Финли, Рёшман) и Амстердам (Метцмахер, Вилер, Морабито; Пизарони, де Низе, Мэттьюз, Спаньоли, все — 2006).

 

Аудио 1935 Домграф-Фассбендер (Фигаро), Милдмей (Сюзанна)*Глайндборн, Буш*Arkadia 2 CD/1937 Пинца (Фигаро), Стабиле (граф), Новотна (Керубино)*Венский филарм. орк., Вальтер*Arkadia 2 CD/1938 Шёффлер (Фигаро), Чеботари (Сюзанна)*Орк. радио, Штутгарт, Бём*Preiser 2 CD (на нем.)/1942 Кунц (Фигаро), Хоттер (граф)*Венский филарм. орк., К. Краус*Preiser 3 CD/1944 Пинца (Фигаро), Сайан (Сюзанна), Браунли (граф), Стибер (графиня), Новотна (Керубино)*Мет, Вальтер*AS 2 CD/1948 Рождественская (графиня)*Орк. Всесоюзного радио, Зандерлинг*Мелодия/1949 Тайо (Фигаро), Сайан (Сюзанна), Браунли (граф), Стибер (графиня)*Мет, Буш*CLS/1950 Кунц (Фигаро), Зеефрид (Сюзанна), Лондон (граф), Шварцкопф (графиня), Юринац (Керубино)*Венский филарм. орк., Караян* EMI 2 CD/1952 Сьепи (Фигаро), Вальденго (граф), Де Лос Анхелес (графиня)*Мет, Райнер*AS 2 CD/1953 Кунц (Фигаро), Зеефрид (Сюзанна), Шёффлер (граф), Шварцкопф (графиня), Гюден (Керубино)*Венский филарм. орк., Фуртвенглер*EMI 3 CD/1955 Сьепи (Фигаро), Гюден (Сюзанна), Пэлль (граф), Делла Каза (графиня), Данко (Керубино)*Венский филарм. орк., Э. Клайбер*Decca 3 CD/1955 Брускантини (Фигаро), Шути (Сюзанна), Юринац (графиня), Стивенз (Керубино)*Глайндборн, Гуи*Classics for Pleasure 2 CD/1956 Берри (Фигаро), Штрайх (Сюзанна), Шёффлер (граф), Юринац (графиня), К. Людвиг (Керубино)*Венский симф. орк., Бём*Philips 3 CD/1957 Кунц (Фигаро), Зеефрид (Сюзанна), Фишер-Дискау (граф), Шварцкопф (графиня), К. Людвиг (Керубино)*Венский филарм. орк., Бём*Orfeo 3 CD/1958 Тоцци (Фигаро), Питерс (Сюзанна), Лондон (граф), Делла Каза (графиня), Элайас (Керубино)*Венский филарм. орк., Лайнсдорф*Decca 3 CD/1959 Таддеи (Фигаро), Моффо (Сюзанна), Вехтер (граф), Шварцкопф (графиня), Коссотто (Керубино)*Орк. Филармония, Лондон, Джулини*EMI 2 CD/1960 Капекки (Фигаро), Зеефрид (Сюзанна), Фишер-Дискау (граф), Штадер (графиня)* Орк. RIAS, Фричай*DG 3 CD/1961 Таддеи (Фигаро), Шути (Сюзанна), Прай (граф), Шварцкопф (графиня)* Резиденц-орк., Амстердам, Джулини*Verona 3 CD/1963 Г. Эванс (Фигаро), Шути (Сюзанна), Фишер-Дискау (граф), Гюден (графиня), Лир (Керубино)*Венский филарм. орк., Маазель*Movimento Musica 3 CD/1964 Берри (Фигаро), Ротенбергер (Сюзанна), Прай (граф), Гюден (графиня), Матис (Керубино)*Штаатскапелла, Дрезден, Суитнер*EMI 3 CD/1967 Прай (Фигаро), Матис (Сюзанна), Фишер-Дискау (граф), Яновиц (графиня), Троянос (Керубино)*Дойче Опер, Бём*DG 3 CD/1968 Брускантини (Фигаро), Стратас (Сюзанна), Петри (граф), Юринац (графиня), Берганса (Керубино)*RAI, Рим, Мета*GOP 3 CD/1970 Френи (Сюзанна), Викселл (граф), Норман (графиня), Минтон (Керубино)*Орк. BBC, К. Дэвис*Philips 3 CD/1970 Г. Эванс (Фигаро), Грист (Сюзанна), Бакье (граф), Сёдерстрём (графиня), Берганса (Керубино)*Орк. Филармония, Лондон, Клемперер*EMI 3 CD/1974 ван Дам (Фигаро), Прай (граф), Френи (графиня), Берганса (Керубино)*Ла Скала, К. Аббадо*Arkadia 3 CD/1976 Г. Эванс (Фигаро), Фишер-Дискау (граф), Берганса (Керубино)*Английский камерный орк., Баренбойм*EMI 3 CD/1978 ван Дам (Фигаро), Котрубас (Сюзанна), Краузе (граф), Томова-Синтов (графиня), Штаде (Керубино)*Венский филарм. орк., Караян*Decca 3 CD/1981 Рэми (Фигаро), Попп (Сюзанна), Аллен (граф), Те Канава (графиня), Штаде (Керубино)*Лондонский филарм. орк., Шолти*Decca 3 CD/1985 ван Дам (Фигаро), Хендрикс (Сюзанна), Р. Раймонди (граф), Попп (графиня), Бальтса (Керубино)*Academy St. Martin-in-the-Fields, Марринер*Philips 3 CD/ 1986 Аллен (Фигаро), Бэттл (Сюзанна), Марри (Керубино)*Венский филарм. орк., Мути*EMI 3 CD/1987 Бонни (Сюзанна), Хагегорд (граф), Оже (графиня)*Дроттнингхольм, Ёстман*EMI 3 CD/1990 Томлинсон (Фигаро), Д. Роджерс (Сюзанна), Куберли (графиня), Бартоли (Керубино)*Берлинский филарм. орк., Баренбойм*Erato 3 CD/ 1990 Фурланетто (Фигаро), Апшо (Сюзанна), Хэмпсон (граф), Те Канава (графиня), Оттер (Керубино)*Мет, Ливайн*DG 3 CD/1990 Тайтес (Фигаро), Донат (Сюзанна), Фурланетто (граф), Варади (графиня)*Орк. Баварского радио, К. Дэвис*RCA 3 CD/1992 Пертузи (Фигаро), Маклафлин (Сюзанна), Галло (граф), Маттила (графиня), Бачелли (Керубино)*Флорентийский музыкальный май, Мета*Sony 3 CD/1993 Шарингер (Фигаро), Бонни (Сюзанна), Хэмпсон (граф), Марджоно (графиня)*Концертгебау-орк., Амстердам, Арнонкур*Teldec 3 CD/1993 Терфел (Фигаро), Хэгли (Сюзанна), Гилфри (граф), Мартинпельто (графиня)*Английские солисты барокко, Гардинер*DG 3 CD/1994 Галло (Фигаро), Макнэр (Сюзанна), Скофхус (граф), Студер (графиня), Бартоли (Керубино)*Венский филарм. орк., К. Аббадо*DG 3 CD/1994 Майлз (Фигаро), Фочиле (Сюзанна), Корбелли (граф), Ванесс (графиня)*Шотландский камерный орк., Маккерас*Teldec 3 CD/1998 ван Мехелен (Фигаро), Ёльце (Сюзанна), Грооп (Керубино)*La Petite Bande, Кёйкен*Accent/Note 3 CD/2001 Юн Кванг Чул (Фигаро), Штайнбергер (Сюзанна), Шёрг (графиня), Донозе (Керубино)*Симф. орк. радио, Вена, де Бийи*Arte Nova 3 CD.

 

Видео 1966 Берри (Фигаро), Грист (Сюзанна), Викселл (граф)*Венский филарм. орк., Бём, Реннерт*TDK/Naxos DVD/1976/2005 Прай (Фигаро), Френи (Сюзанна), Фишер-Дискау (граф), Те Канава (графиня), Юинг (Керубино), Монтарсоло (Бартоло)*Венский филарм. орк., Бём, Поннель*DG DVD (фильм)/1976/2008 Дене (Фигаро), Райнхардт-Кисс (Сюзанна)*Комише Опер, Оберфранк, Фельзенштейн*Arthaus DVD/1990 Маддалена (граф), Ларсон (Керубино)*Венский симф. орк., Г. Смит, Селларс*Decca/1991 Галло (Фигаро), Маклафлин (Сюзанна), Р. Раймонди (граф), Студер (графиня)*Венская Опера, К. Аббадо, Миллер*Sony/1994/2001 Терфел (Фигаро), Хэгли (Сюзанна), Гилфри (граф), Мартинпельто (графиня)*Английские солисты барокко, Гардинер*DG/Arthaus/Naxos DVD/1999 Папе (Фигаро), Рёшман (Сюзанна), Трекель (граф), Маги (графиня)*Штаатскапелла, Берлин, Баренбойм, Т. Лангхоф*Arthaus DVD/1999 Шоссон (Фигаро), Рей (Сюзанна), Гилфри (граф), Мей (графиня), Никитяну (Керубино)*Цюрихская Опера, Арнонкур, Флимм*TDK DVD/2004 Пизарони (Фигаро), Даш (графиня), Спаньоли (граф), Кирхшлагер (Керубино)*т-р Елисейских Полей, Якобс, Мартиноти*Bel Air DVD/2006 Д’Арканджело (Фигаро), Нетребко (Сюзанна), Скофхус (граф), Рёшман (графиня), Шефер (Керубино)*Зальцбург, Арнонкур, Гут*DG DVD/2006 Регаццо (Фигаро), Грант Мэрфи (Сюзанна), Маттеи (граф), Ёльце (графиня), Шефер (Керубино)*Опера де Пари, Камбрелен, Марталер*Opus Arte DVD/2006 Шротт (Фигаро), Перссон (Сюзанна), Финли (граф), Рёшман (графиня)*Ковент Гарден, Паппано, Маквикар*Opus Arte DVD/2006 Шротт (Фигаро), Янкова (Сюзанна), Фолле (граф), Хартелиус (графиня)*Цюрихская Опера, Вельзер-Мёст, Бехтольф*EMI DVD/2006 Пизарони (Фигаро), де Низе (Сюзанна), Бомон (Керубино)*Нидерландская Опера, Метцмахер, Вилер, Морабито/2006 Шротт (Фигаро), Перссон (Сюзанна), Финли (граф), Рёшман (графиня)*Ковент Гарден, Паппано, Маквикар*Opus Arte DVD*Opus Arte DVD.

 

Время звучания Около 3 ч.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.