Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Общая часть.






При изучении темы «Общие положения теории налогообложения» прежде всего необходимо глубоко изучить такие системообразующие категории налогового права как налог и сбор, исследовать их сущность и отличительные признаки, поскольку рассмотрение только этого вопроса позволит уяснить предмет и функции налогового права, содержание институтов системы налогового права. Именно на этих категориях основано налоговое право. При изучении категорий «налог» и «сбор» прежде всего важно осознать их экономическое содержание, рассмотреть экономические принципы налогообложения (справедливость, определенность, эффективность, удобство), а также выявить отличительные признаки этих платежей. Эти знания позволят исследовать функции налогов, а также установить различие между прямыми и косвенными налогами. Студентам следует изучить определения Конституционного Суда России от 10 декабря 2002 г. №283-О и № 284-О[15], где нашли закрепление собственные подходы этого судебного органа к соотношению налогов и сборов и порядку их установления.

Не менее важным при рассмотрении сущности налогов является изучение методов налогообложения (равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный).

Студенты должны знать легитимное определение понятий налогов и сборов, закрепленное в ст. 8 НК РФ. Студентам необходимо четко проводить различие между налогами и другими обязательными платежами.

Также студенты должны знать виды налоговых платежей, установленных и взимаемых в Российской Федерации на момент изучения темы. При этом важно различать систему налогов и сборов, закрепленную в налоговом законодательстве, которая включает в себя все налоги и сборы, установленные в ст.ст. 13-15 НК РФ, и налоговую систему государства.

Закрепить знания, полученные при изучении темы, позволит изучение мировой истории взимания налогов: налогообложения в Древнем мире, в средние века, в период становления буржуазного строя. Не менее важным является изучение исторического аспекта российского налогообложения (налоговой системы Российской империи, в период Временного правительства, налогообложения в СССР).

При изучении темы «Основы налоговой системы России» важно отметить, что в действующем законодательстве до настоящего времени нет определения понятия «налоговая система». Поэтому надлежит изучить научные подходы к определению понятия и структуры категории «налоговая система», а также принципов ее построения. В мире выделяются несколько моделей налоговых систем, а именно: англосаксонская модель, евроконтинентальная модель, латиноамериканская модель, смешанная модель.[16] Студенты должны уяснить основное различие между перечисленными моделями.

При изучении данной темы следует сделать особый упор на изучение современной налоговой системы России, экономических условий ее формирования, а также перспектив ее дальнейшего развития. Состояние налоговой системы обусловлено налоговой политикой современного российского государства, в связи с чем необходимо дать определение ее понятия и определить ее основные направления. В указанных целях важное значение имеет рассмотрение программных документов, а также наиболее важных законопроектов по вопросам налогообложения, указанных студентам преподавателем. Особое внимание следует уделить рассмотрению правовых принципов регулирования налогообложения в России и «нюансам» их соблюдения органами власти в законотворческой и правоприменительной деятельности в постперестроечной России. Также следует обратить внимание на разграничение налоговых полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, что имеет важное значение для формирования и функционирования налоговой системы государства.

При изучении темы «Налоговое право в системе права России» сначала следует уяснить место налогового права в системе российского права. Следует отметить, что в настоящее время этот вопрос активно обсуждается учеными. Студентам надлежит ознакомиться с различными точками зрения на эту важную теоретическую проблему. Важным является то, что существующая дискуссия обусловлена значением налогово-правовых норм для регулирования общественных отношений в современном российском государстве. Особо надлежит остановиться на рассмотрении вопроса о соотношении налогового права и финансового права, а также налогового права и бюджетного права, провести «водораздел» между последним и изучаемым правовым образованием. Также для полноты понимания этого вопроса студентам надлежит изучить взаимодействие налогового права с конституционным, гражданским, административным и таможенным правом.

Налоговое право имеет предмет и метод правового регулирования. При характеристике предмета налогового права прежде всего следует перечислить виды правоотношений, закрепленные в ст. 2 НК РФ «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах». Указанные в названной статье правоотношения разнообразны, поэтому целесообразно рассмотреть иные классификации этих общественные отношений по иным критериям. При этом все отношения, урегулированные налогово-правовыми нормами, имеют специфические черты, которые надлежит выделить, поскольку именно они позволяют объединить их в предмет налогового права. При характеристике метода правового регулирования следует обратить внимание, что каждый их приемов и способов правового регулирования (обязывания, запреты, дозволения, согласования и т. д.), которые в совокупности и образуют метод правового регулирования, имеют специфику в налоговом праве, которую следует раскрыть.

Далее надлежит остановиться на изучении системы налогового права России, которая включает в себя общую и особенную части. Ориентиром при рассмотрении состава общей и особенной части налогового права может служить содержание первой и второй частей НК РФ.

При изучении принципов налогового права – таких как всеобщность налогообложения; равенство плательщиков налогов и сборов; равного налогового бремени; экономической обоснованности установления налогов и сборов; определенности налогов и сборов; принцип презумпции добросовестности налогоплательщиков - следует исследовать их содержание. Это особенно важно в связи с тем, что принципам налогового права придан важный контрольный характер, поскольку любой акт законодательства о налогах и сборах может быть признан в судебном порядке несоответствующим положениям Налогового кодекса РФ, если он противоречит принципам налогового права. Перечисленные принципы налогового права имеют нормативное закрепление и подлежат непосредственному применению. В юридической литературе выделяют и иные принципы налогового права, которые студентам также необходимо изучить.

Для понимания значения налогового права для общества и государства следует исследовать функции налогового права - регулятивную и охранительную. Для студентов особенно важно уяснить их содержание, поскольку именно они определяют налоговую политику в сфере налогообложения.

Изучая тему «Налоговое право в системе права России» особое внимание необходимо уделить источникам налогового права. Источниками налогового права России являются принятые в установленном порядке компетентными органами власти правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере налогообложения. Студентам следует изучить нормы Конституции РФ, содержащие нормы налогового права; структуру и содержание НК РФ; предмет международных договоров России в сфере налогообложения; содержание федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов муниципальных образований. Не менее важно изучить специфику таких источников налогового права акты Президента и Правительства России, акты Министерства финансов, налоговых органов, издаваемых по вопросам налогообложения. При характеристике нормативных правовых актов о налогах и сборах особо необходимо остановиться на рассмотрении порядка и оснований признания их не соответствующими НК РФ (ст. 6 НК РФ).

Студенты должны классифицировать источники налогового права по различным основаниям (по юридической силе, по времени действия, по субъектам, по территории действия и др.). Источникам налогового права присущи те же свойства, что и источникам иных отраслей права, но при этом можно выделить их характерные черты, которые также необходимо уяснить студентам.

Отнесение документов к источникам налогового права во многом зависит от правовой системы, установившейся в государстве. В настоящее время в отечественной юридической литературе является дискуссионным вопрос об отнесении судебного прецедента к источникам права. Однако для современной российской налоговой правоприменительной практики судебные акты имеют важнейшее значение. В частности, это постановления и определения Конституционного Суда РФ, документы ВАС РФ, в которых не только находят закрепление подходы высших судебных инстанций к толкованию и правоприменению норм НК РФ, но и нередко анализируются вопросы теории налогового права. В связи с этим студентам надлежит изучить наиболее значимые судебные акты, указанные преподавателем.

Действующее законодательство содержит особые требования для вступления в законную силу нормативных правовых актов, которые относятся к источникам налогового прав, а также относительно времени их действия. Эти требования подлежит изучению студентами в обязательном порядке, так как эти правила гарантирую обеспечение стабильности в сфере налогообложения и обеспечивают права налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Также студентам следует изучить содержание ст. 11 НК РФ, которая содержит определение некоторых понятий и терминов, используемых в НК РФ. Это важно, поскольку некоторые из понятий используются не только в налоговом праве, но также и в других отраслях российского права, однако при этом в НК РФ эти термины имеют собственное определение.

В заключение необходимо остановиться на рассмотрении отдельных этапов развития науки налогового права в России. При этом важно уяснить объективные факторы (социально-экономическое и политическое положение в государстве, формы собственности и др.), оказавшие влияние на этот процесс на том или ином этапе.

При изучении темы «Особенности применения налогово-правовых норм» следует отметить специфику налогово-правовых норм и провести их классификацию, рассмотреть вопросы действия норм налогового права во времени, пространстве и по кругу лиц. Представляется интересным рассмотрение вопросов налоговой юрисдикции государства в целях установления «пределов» действия налогово-правовых норм.

При изучении темы «Субъекты налоговых правоотношений» прежде всего необходимо определить круг лиц, участвующих в налоговых правоотношениях. Это следует сделать, изучив содержание ст. 9 «Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» НК РФ, а также содержание иных статей НК РФ. Дальнейшая задача студентов – изучить определение понятия «субъект налоговых правоотношений», сравнить его с понятием «субъект налогового права» на основе характеристики таких свойств как право- и дееспособность, которые имеют отраслевой и специальный характер.[17] Заметим, что в связи с отсутствием четкого законодательного регулирования важно исследовать момент возникновения налоговых право- и дееспособности для физических лиц и организаций на основе анализа теории права, а также норм действующего российского законодательства. Обращаем внимание, что момент возникновения налоговых право- и дееспособности для указанных субъектов различается.

Затем надлежит провести классификацию субъектов налоговых правоотношений в целях обобщенного изучения их правового статуса. Можно выделить три группы участников налоговых правоотношений на основе схожести их правового статуса (наличия у них одинаковых или похожих прав и обязанностей):

1) налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. В эту же группу входят представители указанных лиц в налоговых правоотношениях;

2) налоговые органы, таможенные органы;

3) иные участники налоговых правоотношений, которые в зависимости от цели создания делятся на:

- органы власти (должностные лица) (финансовые органы; органы внутренних дел; Правительство РФ; органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочек и рассрочек в уплате налогов; органы, предоставляющие информацию необходимую для осуществления налогового контроля);

- лица, наделенные частной правосубъектностью (юридические и физические лица, которые при этом не имеют статуса органа власти (должностного лица) - это банки; физические и юридические лица, предоставляющие информацию необходимую для осуществления налогового контроля.

После этого следует остановиться на рассмотрении прав и обязанностей отдельных субъектов налоговых правоотношений. Особое внимание необходимо уделить анализу правового статуса налогоплательщиков и налоговых органов как основных участников налоговых правоотношений. Следует раскрыть функции Министерства финансов РФ в сфере налогообложения, а также особенности правового статуса банков в налоговых правоотношениях, отметив особую роль последних для осуществления налогового контроля.

Некоторые ученые отмечают, что участниками налоговых правоотношений является государство. Представляется интересным более подробное рассмотрение этого вопроса при изучении данной темы.

В заключении необходимо раскрыть понятие «взаимозависимые лица» и изучить последствия признания лиц взаимозависимыми в налоговых правоотношениях.

При изучении темы «Элементы юридического состава налога» необходимо четко определить значение элементов юридического состава налога для правового регулирования налогообложения. А для этого необходимо провести различие между процедурой установления и процедурой введения налогов и сборов. Введение налогов и сборов возможно только при условии установления того или иного налога или сбора. В свою очередь, налог может считаться установленным только в том случае, если в налоговом законодательстве определены налогоплательщики, а также объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (ст. 17 НК РФ). Таким образом, без учета этих составных частей юридического состава налог не образует каких-либо правовых последствий.

В связи с изложенным студентам надлежит изучить каждый из элементов юридического состава налога. В частности, следует разобраться, что является объектом налогообложения, изучив ст. ст. 38, 39, 41-43 НК РФ, а также теоретический материал про данному вопросу, провести различие между объектом и предметом налогообложения. Дать определение налоговой базы, уяснить, что такое «масштаб налога» и «единица налоговой базы», провести различие между методами учета налоговой базы (метод начисления и кассовый метод) и методами определения налоговой базы (прямой, косвенный и условный (способ вмененного дохода). При характеристике налоговой ставки необходимо провести классификацию налоговых ставок по различным основаниям (твердые (специфические), процентные (адвалорные) и комбинированные; равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные; маргинальные, фактические и экономические). Охарактеризовать различие между налоговым и отчетным периодами, указать последствия их истечения, сопоставив с категориями «срок уплаты налога» и «срок уплаты авансового платежа». Важным является вопрос об особенностях порядка исчисления разных налогов. Студентам необходимо помнить, что в законодательстве закреплены три возможным способа исчисления налога – налогоплательщиком, налоговым агентом и налоговыми органами. В продолжение изучения этого вопроса следует рассмотреть порядок уплаты налога.

После рассмотрения обязательных элементов налогообложения целесообразно перейти к характеристике факультативных элементов налога – налоговых льгот. Следует определить сущность и значение налоговых льгот, рассмотреть их отдельные виды, выявив различия между ними. Также могут быть изучены и другие факультативные элементы юридического состава налога – источник налога, получатель налога и др.

Обращаем внимание, что при характеристике каждого из элементов юридического состава налога студентам необходимо привести примеры их разновидностей из действующего налогового законодательства (например, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость являются определенные хозяйственные операции; регрессивная налоговая ставка применяется по единому социальному налогу и т.п.). Допустимы примеры из зарубежного законодательства либо из ранее действовавшего российского законодательства, если действующее законодательство таких примеров не содержит.

При изучении темы «Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов» прежде всего требуется остановиться на рассмотрении теоретического аспекта налогового обязательства, которое является одним из важнейших институтов налогового права. Сложность изучения этой темы заключается в том, что несмотря на то, что термин «налоговое обязательство» применяется в действующем финансовом законодательстве России[18] и судебной практике, однако законодателем его содержание не раскрыто, определение в нормах налогового права не закреплено. В связи с этим при изучении вопроса о содержании налогового обязательства, его сущности и существенных признаках необходимо руководствоваться наработанным к настоящему времени теоретическим материалом (в финансово-правовой науке налоговые правоотношения рассматриваются как обязательственные правоотношения.[19] Впервые об обязательственном характере отношений, складывающихся в финансовом праве, указал профессор С.В. Запольский[20]), а также позицией Конституционного Суда РФ по этому вопросу[21].

Только при наличии глубокого понимания студентами этого теоретического вопроса, а также на основе изучения межотраслевой категории «обязательство» можно выявить отличие налогового обязательства от гражданско-правового. В постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П специально отмечается, что нормы налогового законодательства должны быть гармонизированы с диспозитивными нормами гражданского законодательства[22].

Для лучшего уяснения материала следует провести классификацию налоговых обязательств, а также соотнести категории «налоговое обязательство» и «обязанность по уплате налогов и сборов».

Далее следует остановиться на рассмотрении оснований возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора, которым посвящена гл. 8 НК РФ.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о правилах исполнения указанной обязанности. Эту обязанность налогоплательщик должен исполнять добровольно. При этом в теории и на практике важнейшим вопросом является определение момента исполнения основной налоговой обязанности - т.е. определение момента, когда налогоплательщик считается уплатившим надлежащим образом сумму налога. При рассмотрении этого вопроса следует изучить позицию Конституционного Суда РФ[23]. Особо обращаем внимание, что не признается уплаченным налог при неправильном указании налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога платежных реквизитов, повлекшее неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В законодательстве о налогах и сборах определяются и специальные порядки исполнения налогового обязательства, в частности, это касается случаев исполнения налогового обязательства при ликвидации или реорганизации организации, или в случае признания физического лица недееспособным (ст. 49-51 НК РФ).

В случае, если плательщик добровольно не осуществит исполнение налогового обязательства в установленные сроки, то используются принудительные процедуры, а именно: производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика и налогового агента в банке или взыскание налога осуществляется за счет иного имущества должника (с организаций и индивидуальных предпринимателей). Студентам надлежит охарактеризовать особенности такой процедуры, раскрыв особенности направления должнику требования об уплате налога, принятия налоговым органом решения (постановления) о взыскании налога, а также пени за счет денежных средств и имущества налогоплательщика (налогового агента). Также студенты должны знать в каких случаях и в каком порядке принудительное взыскание налога осуществляется в судебном порядке.

Далее необходимо изучить обстоятельства, влекущие прекращение налогового обязательства, перечисленные в ст. 44 НК РФ.

При изучении темы «Сроки уплаты и способы обеспечения уплаты налогов и сборов» следует рассмотреть сущность и значение изменения сроков уплаты налога или сбора, а также его допустимые налоговым законодательством формы – отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит. Студентам надлежит запомнить общие условия изменения сроков уплаты налогов и сборов, обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога. Кроме того, необходимо уяснить, какие органы власти уполномочены принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов в каждой из перечисленных форм, порядок принятия таких решений. Не менее важным является изучение вопроса об условиях и последствиях изменения сроков уплаты налогов и сборов при предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Далее следует изучить способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов. Законодательством предусмотрена следующие способы: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика. Каждый из перечисленных способов должны быть рассмотрены отдельно: основания и порядок применения, порядок документального оформления, иные особенности. Важно выявить сущность и значение пеней, которые налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Также необходимо раскрыть особенности обеспечения исполнения налоговых обязательств, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

При изучении темы «Правовое регулирование налогового контроля в РФ» важно уяснить, что государство обеспечивает свои интересы в налоговой сфере через формирование института налогового контроля, который является одним из видов финансового контроля. Необходимо раскрыть цели, принципы (общеправовые и специальные) и значение налогового контроля, а также раскрыть содержание данного понятия в широком и узком аспектах. Для более глубокого понимания сущности налогового контроля следует рассмотреть его характерные признаки и проанализировать содержание контрольных налоговых правоотношений, которые являются разновидностью налоговых правоотношений - субъект, объект, содержание, а также юридические факты, обуславливающие их возникновение, изменение и прекращение. Также следует выделить разновидности налогового контроля по различным критериям (по временному критерию, по субъектному критерию, по месту проведения, в зависимости от подведомственности и подчиненности налоговых органов, осуществляющих контроль, в зависимости от объема контролируемой деятельности и др.).

После рассмотрения теоретического аспекта налогового контроля следует изучить действующие нормы института налогового контроля: определить законодательно допустимые формы налогового контроля, рассмотрев специфику каждой в отдельности. Наиболее «серьезной» формой налогового контроля является налоговая проверка. Основными ее разновидностями являются камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. Для более четкого уяснения их особенностей студентам необходимо провести их сравнительный анализ (по порядку назначения и проведения, по срокам проведения, по правовым последствиям и т.д.).

Также важно рассмотреть порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах по различным основаниям (по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений; по месту жительства физического лица; по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств; а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ), раскрыть значение идентификационного налогового номера (ИНН) налогоплательщика.

Требует особого рассмотрения вопрос об обязанности отдельных органов власти, а также иных субъектов сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.

При изучении темы «Общие положения об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах» первоначально следует уяснить, что за нарушение норм налогового законодательства возможно применение уголовной, административной ответственности, а также ответственности, установленной в нормах НК РФ. Сложность данной темы заключается в дискуссионном характере вопроса о правовой природе юридической ответственности, подлежащей применению за нарушения законодательства о налогах и сборах, составы которых закреплены в НК РФ – ученые спорят, существует ли налоговая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности либо это разновидность административной ответственности. По данной проблеме имеется широкий спектр мнений теоретиков и практиков (С. Г. Пепеляев, И. И. Кучеров, Ю. А. Крохина и др.), с которыми студентам надлежит ознакомиться. Для более глубокого понимания сущности налоговой ответственности следует изучить принципы, на которых она базируется (принцип определенности налоговой ответственности; принцип однократности привлечения к налоговой ответственности; принцип обоснованности привлечения к налоговой ответственности, презумпции невиновности налогоплательщика и др.), раскрыть их содержание. Обязательным является знание общих условий привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 108 НК РФ); обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ); обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, являются (ст. 111 НК РФ); обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ).

Студенты должны понять разницу между сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 113 НК РФ) и сроком исковой давности взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ).

Также необходимо изучить понятие налогового правонарушения и его содержание – субъект, объект, субъективную и объективную стороны. Особое внимание следует уделить рассмотрению особенностей таких субъектов налоговых правонарушений как организации. Следует выделить разновидности субъектов налогового правонарушения.

Также следует рассмотреть стадии процедуры привлечение к налоговой ответственности (возбуждение дела по налоговому правонарушению; рассмотрение и вынесение решения; исполнение решения).

При изучении темы «Проблемы квалификации налоговых правонарушений» студентам необходимо на основе знаний полученных при изучении предыдущей темы, уяснив общие принципы разграничения составов налоговых правонарушений, рассмотреть отдельные составы налоговых правонарушений, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Важной является классификация этих составов (в частности, в зависимости от субъекта и объекта правонарушения) – здесь следует выделить налоговые правонарушения, совершаемые налогоплательщиками и связанные с противодействием налоговому контролю; налоговые правонарушения, связанные с противодействием налоговому контролю, совершаемые субъектами, не являющимися налогоплательщиками; налоговые правонарушения, посягающие на финансовые интересы государства (муниципальных образований.

Необходимо отдельно изучить особенности квалификации налоговых правонарушений, совершаемых банками, учитывая ту роль, которую играют банки в обеспечении публичных интересов в сфере налогообложения (гл. 18 НК РФ).

При изучении темы «Производство по делам о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений» основной задачей является определение особенностей двух видов производств по делам о налоговых правонарушениях:

- производства по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (ст. 101 НК РФ);

- производства по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля (за исключением правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120, 122, 123 НК РФ) (ст. 101.4 НК РФ).

Эти особенности подлежат выявлению на основе изучения теоретического аспекта данной темы: определения понятия, содержания и значения производства по делам о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения. Правильным будет рассмотрение этого аспекта, сопоставляя его с категорией «налоговый процесс».

При изучении темы «Защита прав налогоплательщиков» следует учесть, что Конституция РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Важным является и вопрос защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов с учетом публичного характера налоговых правоотношений: перечисленные лица обязаны действовать в финансовых интересах государства. При этом важно четко установить соотношение публичного и частного при защите прав налогоплательщиков.

В Налоговом кодексе РФ также впервые нашло законодательное закрепление механизмов обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, а также порядка рассмотрения жалоб и принятии решений по ним (гл. 19-20 НК РФ). Так, в статье 137 НК РФ каждому лицу предоставляется право обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Обращаем внимание, что НК РФ не предусматривает особых способов защиты прав заинтересованных лиц, а отсылает к уже сложившимся в государстве правовым средствам защиты, а именно – к административным и судебным способам защиты. Каждый из этих способов имеет свои особенности и «нюансы» правового регулирования. В связи с этим в настоящее время можно говорить о том, что сформировался целый институт защиты прав налогоплательщиков, представляющий собой совокупность правовых норм, регламентирующих действия субъектов налоговых правоотношений, направленных на защиту своих интересов.

Студентам, изучая данную тему, нужно знать, в каких случаях налогоплательщики и другие налоговообязанные лица имеют право защищать свои права в административном и в судебном порядке. Обращаем внимание, что при обжаловании некоторых ненормативных актов налоговых органов обращение в суд возможно только после подачи административной жалобы, а в других случаях допускается усмотрение налогоплательщиков относительно выбора способа защиты своих прав. Это зависит от вида обжалуемого ненормативного акта.

Студенты должны уяснить и запомнить особенности процедуры административного и судебного обжалования.

Особого внимания требует рассмотрение вопроса гарантий защиты прав налогоплательщиков. Студентам на основе общетеоретических знаний об этой категории необходимо раскрыть содержание гарантий защиты прав налоговобязанных лиц. В частности, подлежит рассмотрению институт налоговой тайны и особенности процедуры возмещения вреда, причиненного незаконными действиями налоговых органов.

И в заключении изучения данной темы представляется интересным остановиться на анализе понятия налогового планирования (оптимизации налогообложения), его содержания и разграничения налогового планирования от уклонения от уплаты налогов. Этот вопрос для современной России является очень актуальным в условиях отсутствия надлежащего законодательного регулирования этого вопроса на фоне широкой практики минимизации налогов. Здесь представляется важным изучение судебной практики, в том числе – актов высших судебных инстанций, указанных преподавателем.

При изучении темы «Особенности разрешения налогово-правовых споров в судебном порядке» нужно прежде всего определить виды споров, связанных с применением налогового законодательства, их подведомственность и подсудность. Общая характеристика налогово-правовых споров, рассматриваемых судами в РФ. Важным представляется изучение видов исков, подаваемых в суды для рассмотрения налоговых споров. Следует рассмотреть процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в том числе – ВАС РФ и ВС РФ, а также Конституционным Судом РФ.

Студентам надлежит ознакомиться с порядком рассмотрения налоговых споров в международных судах.

При изучении темы «Правовое регулирование налогообложения в иностранных государствах. Международное налоговое право» студенты обзорно знакомятся с особенностями налогообложения в отдельных иностранных государствах в целях сравнения с российской системой налогов и сборов. При этом обзор основывается на рассмотрении понятия и видов национальных налоговых систем и характеристике налоговых режимов иностранных государств (в частности, режима налогообложения субъектов иностранного права; национального режима; режим недискриминации; режим наибольшего благоприятствования; режим взаимности).

Также при изучении данной темы студентам необходимо уяснить понятие международного налогового права, основные принципы международного налогового права, предмет международного налогового права и его источники. Здесь следует остановиться на рассмотрении отдельных видов международно-правовых соглашений с учетом цели их заключения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.