Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гомеостаз






Гомеостаз – способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Способность системы противостоять возможным изменениям и сохранять относительное постоянство структуры и свойств.

Проецируя на отряд: такое состояние, когда весь отряд находится в одинаковом эмоциональном и психологическом состоянии, понимают друг друга без слов, не соперничают за лидерство и другие социальные роли, интуитивно чувствуют желания друг друга, одинаково настроены. В наивысшей стадии – могут заканчивать друг за другом фразы (не обязательно к этому стремиться, это побочный эффект).

Упражнения. (здесь же можно использовать различные варианты «построений» и «фигур из веревки»)

Счет до n (n=количество человек в отряде).

Все участники группы сидят спиной друг к другу с закрытыми глазами. Задача – досчитать до n, при этом каждое число должен назвать только один член группы (не договариваясь между собой). Если число называют одновременно несколько человек – счет начинается заново.

Приседания (или прыжок).

Все участники группы стоят в одну линию. Задача – всем одновременно присесть (или прыгнуть вперед) не договариваясь, без какого-либо сигнала и т.п. Приседание (или прыжок) выполняется в полной тишине, однако между попытками ребята могут переговариваться и совещаться.

Выброс.

Группа становится в круг. Задача – на счет «три» (считает ведущий) всем одновременно выбросить одинаковое количество пальцев на руке.

Спички.

Группа становится в круг. Каждый участник со своим соседом держит спичку только указательным пальцем. В таком положении группа выполняет задания ведущего: шаг вперед, два назад, сесть, встать, пройти круг, подпрыгнуть. Если спичка падает, задания выполняются заново.

«Океанский» круг.

Группа становится в «Орлятский круг». Ноги по кругу всем связываются скотчем (для очень высокоразвитых групп можно туалетной бумагой – она рвется – так сложней). Задача группы – пройти отмеренное ведущим расстояние.

 

 

Моя пара.

Группа становится в круг (необходимо четное число участников). На счет «раз» каждый участник должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия соблюдаются на протяжении всего упражнения), найти себе пару. На счет «два», вместе с напарником начать выполнять одинаковые движения. На счет «три» каждый должен найти себе новую пару, а на «четыре» начать делать новое движение с новым партнером.

Показатели эффективности работы:

- желание к дальнейшим творческим делам;

- изменение уровня общения в отряде. Нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор;

- появление творческих лидеров и констатируется уменьшение или исчезновение отверженных.

 

РАБОТА (период делового сотрудничества).

Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще:

· Радость от участия в работе группы (НРАВИТСЯ работать вместе);

· Совместная взаимосвязанная работа (работа на одну задачу);

· Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;

· Высококачественная работа (результат оставляет всех удовлетворенным);

· Передача роли лидера (в этой роли могут побыть многие);

· Чувство силы команды;

· Межколлективные отношения (интерес к расширению связей);

· Настрой на успех;

· Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.

На этом этапе комиссар либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.

Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:

«колесо». Вся информация стекается к человеку, занимающему центральное положение. Иногда эту сеть называют «звезда». Силовые линии исходят из центра. В сетях типа «колесо» представлена формальная централизованная иерархия власти, при которой подчиненные осуществляют коммуникации друг с другом через своего руководителя. «Колесо» позволяет начать действовать быстрее. Информация из центра одновременно посылается во все точки. Здесь всегда ясно, кто несет ответственность, достигается больше порядка.

«цепь». Линейная связь. Поток информации идет по прямой от А к Б, В, Г, Д и наоборот. «Цепочка» эффективна при выполнении повторяющихся, стандартных, рутинных операций, но плохо подходит для работы в постоянно изменяющихся условиях.

«игрек». аналогичны «колесу», но включают три уровня, пункт А старше всех. Он несет ответственность за всю организацию, его контрольные функции (подлинная власть) в большей степени зависит от действий Б в его промежуточной позиции. Б — центр реальной власти в «шпоре». Этой властью можно пользоваться как в интересах А, так и в собственных интересах Б, возможно, и в интересах В, Г, Д. «Шпора» используется для снижения информационной перегрузки центра, отмеченной в «колесе», при этом следует тщательно продумать работу В. Централизованные сети типа и «Y» эффективны при решении простых проблем.

«круг». коммуникации осуществляются между людьми, расположенными рядом друг с другом. В «круге» более благоприятный климат, он менее устойчив, чем «колесо».

«сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций). полностью децентрализованные сети. В них формальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет.

Это с одной стороны. Кроме того, важно обратить внимание на другую часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса:

«Звезда» – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько.

«Предпочитаемый» – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители.

«Изолированный» – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы.

«Отверженный» – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения.

Задача комиссара – сделать так, чтобы в группе не появилось людей с отрицательными статусами. А если таковые имеются, то, как можно скорее, исправить положение, включить их в деятельность, направить энергию в положительное русло. Это можно сделать, вызвав всех на откровенный разговор, найти для него дело, которое он захочет выполнять с удовольствием или поиграть в игры (например, «Дерево»).

В этот период развития коллектив способен с большей мерой самостоятельности организовать коллективное творческое дело:

1. Первый этап - предварительная работа комиссара (педагогическое планирование). На этом этапе определяются роль данного КТД в жизни отряда; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела, которые будут предложены ребятам на выбор в установочной беседе с ними или строится перспектива возможного КТД в ходе разведки интересных дел (ГИД). Этап ответов на вопросы: что лучше сделать? Для кого? Где? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

2. Второй этап - коллективное планирование КТД. Главная роль принадлежит самим подросткам. Планирование проходит на общем сборе коллектива или собрании. Отряд разбивается по желанию на микрогруппы.

Ведущие общего сбора (собрания) ставят дополнительные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, подхватывают и развивают наиболее интересные, полезные предложения, а в конце сбора сводят воедино и в случае необходимости организуют выбор совета дела или командира сводной бригады.

Здесь можно успешно применить Мозговой штурм:

Отряд делится на микрогруппы по желанию.

Дается задание всем микрогруппам: в течение двух минут продумать ответ на вопрос " Как лучше провести задуманное дело? ".

3. Третий этап - коллективная подготовка дела (работа МИГов – малых инициативных групп). На этой стадии руководящий орган (совет дела) данного КТД уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Важно доверие ответственным поручением: " Только ты это можешь сделать". ВАЖНО: комиссар контролирует творческий процесс, подсказывает, советует организаторам.

4. Четвертый этап - проведение КТД. На этом этапе осуществляется разработанный руководящим органом конкретный план со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке. Необходимо учесть непредвиденные обстоятельства!

5. Пятый этап - коллективное подведение итогов (анализ). Здесь важную роль играет общий сбор (собрание) участников проведенного дела. Это может быть общий сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор - " Огонек", посвященный результатам данного дела.

Участие каждого в оценке КТД обеспечивается и другими средствами: беседами и анкетами, стенгазетой или линейкой с творческими рапортами.

6. Шестой этап - " последействие" КТД. На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективам, читаются книги по материалам коллективною творческого дела, задумывается новое дело и т.д.

Маленькие педагогические советы:

– не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;

– обеспечь взаимодействие с другими группами;

– заведись сам, заведи отряд;

– одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;

– интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;

– смотри иногда на свою группу «со стороны»;

– не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ.

 

Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще:

· Грусть и признательность (не хочется расставаться с отрядом, ощущается благодарность к соотрядникам, комиссарам);

· Резкий подъем или спад настроения (не нужно допускать истерик!);

· Гордость за достижения;

· Чувство близости к членам группы;

· Идейное единство отношений (ценности, законы и традиции, выработанные в течение смены, являются значимыми);

· Уверенность, внутренняя раскомплексованность (высказывания становятся откровеннее, а не «для галочки»; актуально проведение тематического «огонька»);

· Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

Задачи комиссара:

· Проанализировать вместе с отрядом деятельность. Результаты, осуществление целей;

· Наметить перспективы деятельности (в территории);

· Содействовать в применении полученных навыков (так же в территории);

· Содействовать качественному росту коллектива (поддерживать эмоциональную стабильность, способствовать достижениям);

· Содействовать перспективности внутригрупповых отношений (обмен адресами, телефонами и т.д.)

На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение». Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».

Игры:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.