Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы управления и факторы, воздействующие на персонал.






 

1. Основу концепции управления персоналом как систему теоретико-методологических взглядов, принципов и методов в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Управление персоналом в таких условиях приобретает особую значимость. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности.

Рыночная концепция управления персоналом требует переоценки ценностей, поворота сознания работающего к потребителю, к прибыли, к проявлению инициативы, перехода к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственной стороне бизнеса.

Научно-технический прогресс и революционный поворот в социально-экономическом устройстве нашей страны привели к необходимости новой парадигмы управления вообще и управления персоналом в частности (см. табл. 1).

Таблица 1.- Основные положения старой и новой (рыночной) парадигм управления

Основные положения старой парадигмы управления Основные положения новой (рыночной) парадигмы управления
1. Централизация управления единым народно-хозяйственным комплексом 1. Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов
2. Прямое государственное управление производственно-хозяйственной деятельностью организаций 2. Управление деятельностью организацией государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов
3. Ограниченная хозяйственная самостоятельность организаций, жесткая система распределения и связей между ними 3. Самоуправление организацией негосударственного сектора как открытых, социально-ориентированных систем
4. Жесткие административные методы воздействия на работников, рационализация социально-производственных связей за счет механизмов контроля и вознаграждения 4. Управление, ориентированное на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства

 

Главный источник прибыли — люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их человеческого ресурса. Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами

Современная парадигма управления в основу концепции управления персоналом ставит деятельность человека и все факторы ее осуществления. В этой парадигме решающую роль играют такие качества поведения человека и его деятельности, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, установки и т.п. Эту парадигму можно назвать парадигмой управления человеческими ресурсами. Она на сегодня определяет всю совокупность концептуальных положений стратегического управления организацией.

Перечислим некоторые принципы данной парадигмы:

· опора на фундаментальные основы современного менеджмента — качество, нововведения, персонал, сервис;

· этика бизнеса;

· честность и доверие к работникам;

· методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

· атмосфера в организации, содействующая раскрытию способностей работающих;

· долевое участие каждого работника в общих результатах;

· качество личной работы и ее постоянное улучшение;

· активный поиск менеджером обратной связи с подчиненными;

· открытое обсуждение уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их замещения;

· создание возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника;

· ответственность работника за собственное развитие (вместо ответственности руководителя за развитие персонала).

 

2.Управление персоналом — целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.

Главная цель управления персоналом — вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.).

Следует подчеркнуть, что понятие «управление персоналом» в определенной степени условно, поскольку предполагает не командование людьми, а создание условий, обеспечивающих наилучшее использование человеческого ресурса и каждого работника в отдельности.

В общем виде, деятельность по управлению персоналом заключается в следующем:

ü в формировании системы управления организацией в целом и системы управления персоналом;

ü планировании кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации;

ü проведении маркетинга персонала;

ü определении потребности организации в персонале;

ü учете и нормировании численности персонала.

Технология управления персоналом охватывает широкий спектр работ от приема до увольнения персонала:

ü поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников;

ü адаптация, обучение и переподготовка персонала;

ü мотивация трудовой деятельности персонала и его использование;

ü организация труда и соблюдение этики делового общения;

ü оценка деятельности персонала и структурных подразделений;

ü управление конфликтами и стрессами;

ü управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;

ü управление коммуникационными процессами;

ü обеспечение безопасности персонала;

ü оценка экономической и социальной эффективности совершенствования, управления персоналом.

 

3. Принципы управления персоналом — нормы, правила, требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации. Основными из них являются следующие:

· принцип научности (объективности) управления персоналом — исходный принцип;

· принцип системности — предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного, технологического характера в процессе управления;

· принцип эффективности — достижение поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии;

· принцип основного звена, т.е. нахождение и решение среди множества задач — важнейшей;

· принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм);

· сочетание единоначалия и коллегиальности;

· контроль и ответственность за исполнение решений.

 

4. Условно все методы воздействия на персонал можно разделить на три группы: административные, экономические и социально-психологические. Условно потому, что все методы органично связаны между собой. Предпочтение в рыночных условиях отдается экономическим методам.

К административным (распорядительным) методам относятся: формирование организационных структур органов управления; утверждение административных норм и нормативов; издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций, контроль за их исполнением. Эти методы отличает прямой характер воздействия — любой регламентирующий и административный акт подлежит безусловному исполнению.

Экономические методы включают: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование и планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговую систему; утверждение экономических норм и нормативов. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных сотрудников.

В число социально-психологических методов входят: социальный анализ коллектива; социальное планирование; участие персонала в управлении; социальное, развитие коллектива; психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального, психологического климата); моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов, таких как система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и др.

Экономические и социально-психологические методы имеют косвенный характер управляющего воздействия на персонал.

Учеными выделяются три фактора, оказывающих управляющее воздействие на персонал организации. От того, какому из них в совокупности отдается приоритет, зависит состояние экономической ситуации в организации.

Первый факториерархическая структура управления людьми, в которой основное средство воздействия — отношения власти-подчинения, оказание давления на человека «сверху» с помощью принуждения и контроля над распределением материальных благ.

Второй фактор — то, что условно называют культурой организации, т. е вырабатываемые средой, коллективом организации общие ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия отдельной личности, заставляют ее без видимого принуждения вести себя в определенных рамках.

Третий фактор — это рынок — система отношений, основанная на купле-продаже товаров и услуг, отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Характерной особенностью перехода к рынку, который переживает наша страна, является постепенный отход от жесткой иерархической системы административного воздействия на персонал организаций и предприятий к рыночным взаимосвязям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. В новых условиях необходимо осознание и переход к принципиально иным приоритетам: главная ценность в организации — ее работники (персонал), а за пределами организации — потребители продукции.

 

Вопросы для повторения:

1. С чем связана необходимость в новой парадигме управления персоналом? Каковы ее характерные черты?

2.Что составляет основу концепции управления персоналом?

3.В чем заключается главная цель управления персоналом?

4.Назовите основные принципы управления персоналом.

5.Какие существуют методы управления персоналом организации?

6.Какие факторы оказывают управляющее воздействие на персонал современной организации?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.