Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные управленческие концепции






Управление людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. В течение ХХ века произошла смена четырех концепций роли кадров в производстве (Евенко Л.И., 1996):

1. Использование трудовых ресурсов (labouor resources use) с конца ХIХ века до 60-х гг. ХХ века. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платой. На Западе эта концепция нашла свое отражение в теориях К. Маркса и Тейлора, а в СССР – в эксплуатации труда государством.

2. Управление персоналом (personnel management). Научной основой этого подхода была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (методы, полномочия, функции). Данный подход развивался с 30-х гг. ХХ века.

3. Управление человеческими ресурсами (human resourse management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».

4. Управление человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек – главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как ресурс. Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками этой теории считаются лидеры японского менеджмента К Мацусита, А. Морита. В работах западных исследователей менеджмента подобный подход обозначается как социальный менеджмент (social management).

Эти подходы к пониманию роли человека в производстве представляют собой анализ одного и того же явления (см. рис.1). Ориентировка концепций управления к экономической или социальной системам (ось ординат) и рассмотрение человека как ресурса или как личности (ось абсцисс) являются той основой философии предприятия, которая определяет специфику кадровой политики организации.

 

Ресурс Человек Личность

       
 
   
 


Использование трудовых Управление персоналом

ресурсов

Экономи-

ческая HUMAN LABOUR PERSONNEL

MANAGEMENT MANAGEMENT

 

 

Система

 

Управление человеческими Социальный

ресурсами менеджмент

 

HUMAN RESOURCE SOCIAL

Социальная MANAGEMENT MANAGEMENT

 
 

 

 


Рис.1. Классификация концепций управления персоналом

 

С точки зрения отечественных исследователей (Г.М. Озеров, 1998), управление персоналом должно базироваться на следующих принципах:

v Человек – основа корпоративной культуры. Успешные предприятия уделяют большое внимание персоналу; когда людей ставят во главу перемен, они становятся движущей силой этих перемен.

v Менеджмент как практика распространяется на весь персонал организации. Управление должно осуществляться на трех уровнях: высшее руководство, среднее звено («команда»), и нижнее звено («сотрудники»).

v Эффективность как критерий успеха организации, определяется через достижение организационных целей с оптимальным использованием ресурсов и максимизацией прибыли.

v Взаимоотношения как критерий успеха организации – оптимизация систем управления персоналом возможна лишь при равноценном учете как «мира фактов» (техника, технология, организация), так и «мира чувств» (ценности, мотивы, коммуникации, психологические особенности).

v Команды как критерий успеха организации. Все работники организации являются членами социальной группы (трудового коллектива). Все команды и отдельные сотрудники вносят вклад как в успех, так и в провалы организации.

v Обучение – ключ к развитию и переменам и неотъемлемая часть процесса продвижения организации. Оно обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.

 

Эти принципы обобщают два полюса роли человека в общественном производстве: человек как производственный ресурс (важный элемент процесса производства и управления) и человек как личность (главный субъект управления).

Таким образом, управление персоналом можно определить как специфическую функцию управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.