Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы научного познания






Научное познание опирается на систему методов, к которым относятся эмпирические методы и теоретические.

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление). К числу этих методов относятся:

  • Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • Эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • Измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
  • Сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, так как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

 

Теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • Анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • Синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • Классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • Абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • Формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • Аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • Моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • Идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • Дедукция - движение от общего к частному;
  • Индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

 

Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта. Научный метод характеризуется двумя важными качествами: строгостью и объективностью.

Методология

(от Метод и... логия (См....Логия))

Учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. М. в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная М.), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная М.). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под М. обычно понимают прежде всего М. научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. М. науки даёт характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения М. являются постановка проблемы (именно здесь чащевсего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существеннозатрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, атакже проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

 

Содержание термина метод в контексте градостроительства

Прежде чем говорить о методах в градостроительстве разумно дать определение термина градостроительство. Градостроительство- это теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс социально -экономических, строительно-технических, архитектурно -художественных, а также санитарно-гигиенических проблем. Его характер определяют социальный строй, уровень развития производительных сил, науки и культуры, природно-климатические условия и национальные особенности страны. Существует огромное разнообразия методов планировки пространства в градостроительстве. Так методы планировки формируются исходя из факторов экономики, экологии окружающей среды для создания наиболее оптимального, комфортного и удачного решения.

Меня заинтересовал синергетический метод проектирования городской среды. Синергетика - неотъемлемая составляющая архитектуры. Сегодня в градостроительстве стал актуальным вопрос об организации именно пространства города, а не нагромождения зданиями пустыря (имеется в виду пустырь вместо пространства в восприятии архитекторов). Людям необходимы места для гуляния, жизни и т.д. Важны панорамы, силуэт города. Психологический комфорт, в конце концов. И, конечно, способность управлять этим.

В архитектуре и, в частности, в градостроительстве огромную роль и определяющую роль играет пространство. Все объекты формируются и компонуются относительно друг друга в связи с тем, что нужно организовать пространство таким образом, чтобы обеспечить транспортное/пешеходное передвижение, транспортировку грузов, рекреационные зоны для жителей (парки, скверы, места гуляния, малые архитектурные формы и т.д.), обеспечить структуру города необходимым пространством, территориями для благоприятной жизни общества.

 

 

Заключение

Опираясь на различные источники, мы рассмотрели термин «метод» в различных контекстах, дали ему определение. Было выяснено значение и происхождение слова. Как мы видим, метод – это понятие свойственное разным областям жизни человека. Метод является разносторонним термином. Термин «метод» встречается в естественных науках, в психологии, педагогике, философии, в повседневной жизни. Метод всегда остается способом организации действий человека для достижения какой-либо цели.

 

 

Список литературы

  • О.С.Белокрылова «Обществознание»;
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.;

1. https://tolkslovar.ru/m4454.html

2. https://reftrend.ru/959537.html

3. https://etymological.academic.ru/2808/метод

4. https://quoteka.org/author/lev-davidovich-landau/

5. https://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-34602.htm

6. https://vseslova.com.ua/word/Метод-64669

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.