Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод познания






Метод познания - это совокупность процедур, с помощью которых человек получает истинное знание о мире, совокупность приемов и операций теоретического и эмпирического познания, а также практического освоения действительности.

Отличительной чертой метода познания является то, что метод как совокупность познавательных процедур должен соответствовать объекту познания. Различные объекты и их свойства требуют разных способов познавательного взаимодействия субъектов, объекта с объектом (например, познания структуры физических тел, их перемещения и изучения общества). Как отметил английский философ Т.Гоббс: " Метод должен соответствовать порядку создания вещей".

Так что различные свойства объектов (например, физические параметры тела и его химический состав) или даже сами объекты (например, элементарные частицы или удаленные небесные тела) могут быть познавательными не только с помощью соответствующих методов науки, изучающих различные по своему качеству объекты, не могут использовать одни и те же методы. Современное естествознание и общественные науки вынуждены создавать узкоспециализированные методы познания. Поскольку сейчас насчитывают около двух тысяч различных наук, то количество методов невероятно велико.

В целом методы познания следует считать совокупность приемов, способов и орудий, с помощью которых изучают мир, получают истинное знание о нем

Возможна различная классификация методов познания

Во-первых, их традиционно разделяют на эмпирические и теоретические. Каждому из этих уровней присущи свои формы отражения. Во-вторых, методы познания можно классифицировать по степени общности, по масштабам применение объектов. По таким критериям эти методы можно разделить на:

- Отдельно научные (применяемые в отдельных науках);

- Общенаучные (применяются во многих науках, например:

наблюдение);

- всеобщие - это гносеологические и методологические установки, на которые ориентируется большинство наук. Исторически к этим методам относятся метафизический и диалектический

Метафизический метод господствовал как общеметодологическая база в естествознании и философии до конца XVIII в. Метафизический метод ориентировал научное познание на изучение сущности всех явлений мира как качественно неизменных, не имеющих внутренних источников развития и поэтому лишенных противоположных свойств, сил, тенденций. Сущность каждого явления объектов мира познавалась через изучение структуры и связи основных элементов. Каноны формально-логического мышления, его принципы и законы были логическим фундаментом метафизического метода.

Диалектический метод сформировался тогда, когда появилась четкая познавательная потребность раскрыть сущность мира с точки зрения процессов развития, присущего ему всеобщей взаимосвязи, качественных преобразований. Этот метод ориентировал на рассмотрение всего сущего как такого, который возникает, проходит в своем развитии определенные стадии и исчезает, превращаясь в нечто новое, а также на познание всех явлений как единства и борьбы противоположностей. Поэтому он требовал создания новой логики - диалектической, которая позволила бы отразить в логике понятия сущности процессов развития.

Методы познания можно классифицировать в зависимости от типов причинно-следственного взаимодействия. Так, методы, которые дают возможность изучить динамические процессы, не имеющие вероятностного характера взаимодействия, и методы изучение статистических, вероятностных причинно-следственных взаимосвязей.

Через многообразие объектов изучения, их свойств, а также многоуровневой структуры самого научного знания возможна и другая, более сложная классификация Наука, изучающая природу, специфику и взаимодействия методов познания называется методологией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.