Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы в педагогике






Все разнообразие методов, используемых в педагогической науке, в том числе и в методике преподавания русского языка как иностранного, можно подразделить на две группы: методы исследования – всеобщие и общенаучные, и методы обучения – общедидактические и частнометодические.

 

Всеобщими считается методы, определяющие подход к изучению действительности, природы и общества. В советской науке таким всеобщим методом исследования и познания считается марксистский диалектико-материалистический метод, требования которого к анализу явлений окружающего мира носят всеобщий и универсальный характер, и поэтому он может быть использован в самых различных науках. Этот метод выполняет методологическую функцию в любом научном исследовании, направляя процесс научного мышления исследователя и определяя общий подход к изучению действительности, в то время как для его реализации в конкретных исследованиях применяются общенаучные и специальные конкретно-научные методы.

Общенаучные – это методы исследования, носящие общенаучный характер и применяемые во всех областях знаний с учетом особенностей каждой науки. В методике преподавания неродного языка общенаучные методы принято подразделять на основные и вспомогательные (Ляховицкий, 1981). Наибольшее распространение получили следующие общенаучные методы исследования: наблюдение, изучение литературных источников, интервьюирование, анкетирование, хронометрирование, обобщение опыта работы, опытное обучение, педагогический эксперимент (Экспериментные …, 1975; Штульман, 1971).

 

Общедидактическими принято считать методы обучения, которые используются преподавателями и учащимися для достижения цели обучения, образования и воспитания в процессе учебно-познавательной деятельности по любой дисциплине учебного плана. К обще дидактическим методам относятся показ, объяснение, тренировка, опрос, контроль, коррекция и др. Эти методы, будучи универсальными и применимыми в ходе обучения различным дисциплинам, в то же время в каждой конкретной дисциплине имеют своё специфическое содержание. Так, метод контроля в виде письменной контрольной работы на занятиях по русскому языку воплощается в форме диктанта, изложения, сочинения, грамматического разбора, а на занятиях по математике это будет решение задач, выполнение арифметических и алгебраических действий.

 

Частнометодическими называются методы обучения, применяемые по занятиях по конкретной дисциплине (или группе родственных дисциплин). Они характеризуют способы деятельности преподавателя и учащегося, опосредствованные содержанием изучаемого предмета. В методике преподавания неродного языка (иностранного, русского как иностранного) широкое распространение получили такие частнометодические методы, как прямой, натуральный, переводно-грамматический, сознательно-практический и др.; на разных этапах развития методики провозглашавшиеся оптимальными и наиболее эффективными в овладении языком.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.