Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установите фигуру и модус силлогизмов
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Вариант 1. Вопрос 1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям. Ø Увольнение; Ø Сравнение; Ø Жена; Ø Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.90 г. Ø Бесполезность; Ø Дед Мороз.
Вопрос 2. Определите качество суждений. Ø Теория государства и права является единой научной теорией, а не механическим соединением двух самостоятельных дисциплин (теории государства и права). Ø Совершение преступления впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, если это преступление не представляет большой общественной опасности, является обстоятельством смягчающим ответственность. Ø Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет не только права, но и обязанности по отношению к обществу и государству.
Вопрос 3. Будут ли нарушены требования закона торжества при замене одного суждения другим: Ø «Все суждения – предложения» и «Среди предложений есть суждения» Ø «Осень в этом году было холодно и дождливо» и «Осень в этом году была холодной и дождливой» Ø «Если Петр ровесник Павла, то Павел ровесник Петра» и «Если Петр не является ровесником Павла, то и Павел не может быть ровесником Петра» Ø «Если он опоздал, то, значит, пришел не вовремя» и «Если он пришел не вовремя, то, значит, он опоздал» Ø «Эта фигура – или квадрат, или ромб» и «Эта фигура – ромб»
Вариант 2. Вопрос 1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям: Ø Объективное право; Ø Репрессия; Ø Москва; Ø Антипод.
Вопрос 2. Представьте с помощью круговых схем отношения между объектами понятий: Ø Естественный спутник Земли – Луна; Ø Писатель, мыслитель, государственный и общественный деятель, гуманист; Ø Свободомыслие, вольнодумство; Ø Дорогой, недорогой.
Вопрос 3. Определите фигуру силлогизма, сделайте вывод. Если вывод с необходимостьюне следует, укажите какое правило фигуры нарушено: Ø Все студенты ВЮЗИ изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, … Ø Студенты ВЮЗИ изучают логику. Николаев не студент ВЮЗИ. Следовательно, … Ø Некоторые преступления являются умышленными. Неосторожное тяжкое телесное повреждение – преступление. Ø Некоторые студенты ВЮЗИ военнослужащие. Иванов не военнослужащий. Следовательно, … Ø Некоторые студентов ВЮЗИ военнослужащие. Петров – студент ВЮЗИ.
Вариант 3. Вопрос 1. Подберите понятие, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям: Ø Городской транспорт; Ø Офицер; Ø Спортивная игра; Ø Наказание; Ø Смычковый инструмент.
Вопрос 2. Могут ли быть одновременно ложными следующие суждения: Ø «Я ушел, никому не сказавшись» и «Я ушел молча» Ø «Все имена пишутся с большой буквы» и «Ни одно имя не пишется с большой буквы» Ø «Показания свидетеля не являются ложными» и «Показания свидетеля не являются истинными» Ø «Этот человек непоследователен в своих суждениях» и «Этот человек неискренен в своих суждениях» Ø «Логика способствует развитию мышления и речи» и «Логика не способствует развитию мышления и речи» Ø «Ни одно предложение в этом тексте не является истинным» и «Все суждения в этом тексте являются ложными»
Вопрос 3. Установите правильность определений в неправильных определениях укажите какое правило нарушено. Ø Добросовестность заключается в том, что человек добросовестно выполняет свои обязанности; Ø Такт – это разум сердца; Ø Метафора – это слово, употребленное в переносном значении; Ø Безбожник – это человек, не признающий существование бога.
Вариант 4. Вопрос 1. Представьте с помощью круговых схем отношения между объектами и понятиями. Объясните это. Ø Выходной день, воскресенье, праздничный день, 7 января; Ø Вид социального обеспечения, пособие, пособие по беременности и родам, пособие по временной нетрудоспособности, житель блокадного Ленинграда; Ø Высокий, низкий; Ø Поощрение, объявление благодарности, премия; Ø Республика, Россия Российская Федерация; Ø Демократический, недемократический.
Вопрос 2. установите, применим ли закон исключительного третьего для каждой из следующих пар понятий: Ø Приятель, неприятель; Ø Друг, недруг; Ø Зависимость, свобода; Ø Довод, контродовод; Ø Адмирал, контр – адмирал; Ø Младший, старший; Ø Преступник, адвокат; Ø Порядок, беспорядок; Ø Кража, возврат имущества; Ø Обвиняемый, арестованный; Ø Правда, ложь; Ø Атака, оборона; Ø Свободный человек, занятой человек; Ø Начальник, подчиненный; Ø Законность, беззаконие.
Вопрос 3. Установите, какие умозаключения относятся к дедуктивным, а какие к не дедуктивным. Дайте объяснение. Ø «Йенсен заметил, что одновременно с резким изменением характера патрульной службы полицейские отказались от обычных приятных сокращений в своих записях, ограничиваясь короткими заметками, написанными почти открытым текстом. Записи стали торопливыми, неряшливыми, и с каждым днем менее точными. На каждой странице попадались такие слова, как «беспорядки», «мятежи», «столкновения». Очевидно, патруль ежедневно посылали в центр города или близлежащие районы». (Вале П. Стальной прыжок). Ø «Кто художество наше любит, а мастер презирает, тот лжет. Кто действительно мастерство народное любит, любит и художника. А кто спесивости перед нашим братом, не любит искусства нашего, кто оскорбляет художника – искусство его оскорбляет» (Б.В. Шергин). Ø «Как твердо установлено, люди едят всюду. Они едят на фабриках и заводах, едят в бригадных станах и совхозных усадьбах, едят в учебных заведениях, как в средних, так и в высших, и даже в научно – исследовательских институтах. Люди едят в буфетах, столовых, кафе, они принимают пищу в ресторанах, - нет такого места на планете, где человек не ухитрился бы что – нибудь скушать (Л. Лиходеев).
Вариант 5. Вопрос 1. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям. Дайте объяснения. Ø Отрасль права; Ø Форма государства; Ø Вид искусства; Ø Источник права; Ø Форма чувственного познания объективной деятельности.
Вопрос 2. Ограничьте и обобщите следующие понятия. Дайте объяснения: Ø Административное право; Ø Русский композитор; Ø Закон; Ø Федерация; Ø Начальник отдела; Ø Константин Артельщиков; Ø Наводнение; Ø Демократ; Ø Заработная плата; Ø Неделя.
Вопрос 3. установите распределенность терминов в следующих суждениях и изобразите схему отношений между субъектом и предикатом для каждого случая: Ø Все сделки, соответствующие требованиям закона, являются действительными. Ø Тот, кто совершает подлог, не может считаться законопослушным гражданином. Ø Среди частных детективов есть бывшие работники уголовного розыска. Ø Всякая вещь хороша на своем месте. Ø Большинство слов на русском зыке имеют ударные слоги. Ø Не всякое предложение – суждение. Ø Некоторые города – столицы Европы. Ø Доброе слово и кошке приятно. Ø Некоторые курсанты не являются мастерами спорта. Ø Автор романа «Тихий Дон» - Михаил Шолохов. Ø «Речь должна отвечать законам логики» (Аристотель). Ø «Десять секунд показались мне за целый час» (Л. Толстой) Ø «Комендантша с дочерью удалились» (А. Пушкин). Ø От недостатка сна еще никто не умер. Ø В любой библиотеке есть книги, которые очень редко читают.
Вариант 6
1. Какие из следующих отношений между понятиями являются отношениями «рода и вида», а какие отношениями «часть и целое». а) школа, средняя школа; б) четырёхугольник и сторона четырёхугольника; в) натуральный ряд чисел, геометрическая прогрессия; г) ромб, квадрат; д) Китай, Азия; е) множество натуральных чисел, множество чётных натуральных чисел; ж) часть Китая, часть Азии; з) кислота, химически сложное вещество?
2. Установите вид суждений в объединённой классификации: а) Каждому известно, что любые, даже самые отличные условия для занятий не гарантируют успеха на экзамене. б) Среди учащихся есть такие, которые учатся добросовестно; в) Каждый следователь знает хотя бы одного адвоката; г) Некоторые курсанты нашей группы отлично знают английский язык; д) Юрий Гагарин – первый в мире космонавт; е) Есть книги, которые юристы читают с большим интересом; ж) Никто не дал ему совета; з) Хороший кузнец и лягушку подкуёт; и) Бедность не порок; к) Никто не имеет права нарушать законы; л) Пока ещё не все учителя, работающие в сельских школах, имеют специальное образование; м) Некоторые водители за рулём не курят; н) Ни один человек не безупречен; о) Не все геометрические фигуры являются правильными; п) Ваша версия не подтверждается фактами.
3. Установите, являются ли умозаключения, приведённые ниже, превращением: а) Так как все опята – съедобные грибы, то, значит, ни один опёнок не является несъедобным; б) Некоторые художники не были признаны при жизни, значит, есть непризнанные художники; в) Некоторые орудия преступления используются многократно. Следовательно, некоторые орудия преступления не являются такими, которые не используются многократно; г) Ни один человек не рождается преступником. Значит, все люди рождаются не преступниками; д) Если все инспектора уголовного розыска являются спортсменами, то и некоторые из них тоже спортсмены; е) А. С. Пушкин – великий русский поэт, следовательно, если этот человек не является великим русским поэтом, то он не может быть А. С. Пушкиным; ж) Столица России – город Москва, но город Москва может и не быть столицей России.
Вариант 7
1. Изобразите посредством круговых схем отношения между понятиями: а) естественный спутник какого-нибудь небесного тела, спутник Земли, небесное тело, спутник Марса, спутник какого-нибудь небесного тела, искусственный спутник какого-нибудь небесного тела; б) множество, упорство, упрямство; в) дед, сын, брат, мужчина, отец, внук, дядя, племянник; г) уравнение, уравнение с целочисленным решением, уравнение, не имеющее решения, уравнение с решением в рациональных числах; д) окружность, геометрическое место точек, равноудалённых от одной точки, полусфера, дуга окружности, сфера.
2. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают: а) Я обещаю подумать над вашим предложением; б) Если электростанции прекратят подачу тока, то предприятия понесут большие убытки; в) Возникла ли собственность сама собой, как говорят, от Бога или порождена людьми в процессе становления экономики? г) Какая прекрасная погода! д) Всякое преступление является противоправным деянием; е) Как можно не любить стихов А. С. Пушкина? ж) Если Х ровесник У, то У ровесник Х; з) Водители, соблюдайте правила дорожного движения! и) Яблоки весят Х кг; к) Америка находится от нас далеко; л) Он был свидетелем происшествия и может подробно его описать.
3. Установите посылки и заключение в следующих умозаключениях: а) Если судья – потерпевший, то он не может участвовать в рассмотрении данного дела. А так как этот судья – потерпевший, то, значит, он не может участвовать в рассмотрении этого дела; б) Так как все студенты юридических ВУЗов изучают логику, то, следовательно, среди тех, кто изучает логику, есть студенты юридических ВУЗов; в) Все следователи юристы. Это следует из того, что некоторые юристы – следователи; г) Так как всякая селёдка – рыба, то некоторая рыба – селёдка; д) Если некоторый человек, которого называют лжецом, утверждает, что он – лжец, то его нельзя называть лжецом, так как он в этом случае говорит правду.
Вариант 8
1. Подберите понятия, находящиеся в отношении: а) равнозначности – к понятию «независимое государство»; б) пересечения – к понятию «студент»; в) подчинения – к понятию «преступление»; г) противоречия – к понятию «взрослый»; д) противоположности – к понятию «взрослый».
2. Дайте объединенную классификацию суждений, установите распределённость субъекта и предиката: а) Честный учёный не может устраниться от решения экологических проблем; б) Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон; в) Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем; г) По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз; д) Ничто не проходит бесследно; е) Современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций; ж) Несколько лет М. Ю. Лермонтов жил на Кавказе; з) В архивах хранятся и закрытые дела; и) Человек осваивает и космическое пространство.
Установите фигуру и модус силлогизмов а) Все студенты – учащиеся. Некоторые учащиеся получают стипендию. Некоторые из тех, кто получает стипендию, - студенты. б) Некоторые предложения являются простыми. Все суждения - предложения. Некоторые суждения являются простыми предложениями. в) Все женщины любят красиво одеваться. Некоторые профессора – женщины. Некоторые профессора любят красиво одеваться. г) Всякое хищение – умышленное преступление. Кража – тайное хищение имущества. Кража – умышленное преступление. д) Некоторые телевизоры – цветные. Некоторые телевизоры не являются транзисторными. Некоторые цветные телевизоры не являются транзисторными.
Вариант 9
1. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем: а) областной суд – городской суд; б) юридический факультет – университет; в) учёный – историк – доктор исторических наук; г) мужчина – сын – отец: д) наказуемое деяние – преступление – оскорбление – оскорбление словом – хулиганство; е) свидетель происшествия – виновник происшествия – водитель автомобиля – пешеход; ж) пистолет – стилет – кинжал – винтовка – оружие;
2. Определите вид сложного по типу логических союзов: а) «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше быть не может»; б) «Завистник печален либо потому, что его самого постигло несчастье, либо потому, что кому-то другому повезло»; в) «Это событие не является ни необходимым, ни желательным»; г) «Деятельность людей пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею».
3. Восстановите до полного силлогизма приведённые ниже энтимемы и установите их правильность любым известным вам способом: а) Ни одно лекарство не является приятным. Но конфеты – не лекарство; б) В некоторые праздничные дни идёт дождь, а дождливые дни навевают на меня скуку; в) Сохраняющие самообладание не вспыльчивы. Значит, этот юноша не сохраняет самообладания; г) Всем учителям важно уметь применять логику в своей практической деятельности, а этот человек – учитель; д) Некоторые свидетели дают ложные показания, а он – свидетель.
Вариант 10
|