Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В простом предложении






 

В русском языке относительно свободный порядок слов в предложении. Это значит, что члены предложения не имеют постоянного места (как в некоторых других языках) и их взаимное расположение может изменяться в зависимости от типа предложения или по воле говорящего. Например, в вопросительном предложении Когда отходит поезд на Владивосток? подлежащее стоит после сказуемого. В ответе Поезд на Владивосток отходит в 17 часов подлежащее и сказуемое меняются местами. Мы можем поставить в начале фразы обстоятельство времени: В 17 часов отходит поезд на Владивосток. Мы можем сказать и так: На Владивосток поезд отходит в 17 часов. Хотя общее содержание фразы останется прежним, нам удастся подчеркнуть смысловые оттенки, связанные со словами на Владивосток (именно на Владивосток, а не в другой город). Перестановку слов с целью подчеркнуть смысловую значимость какого-либо слова называют инверсией.

Инверсия — важное стилистическое средство. Ее значение возрастает в письменной речи, так как пишущий лишен возможности выделить нужное слово интонацией. Продуманное изменение порядка слов позволяет пишущему привлечь внимание читателя к тому или иному слову и тем самым оттенить важные моменты содержания высказывания. Так, в предложении Совхозы области выполнили план к 10 октября порядок слов может иметь ряд вариантов, каждый из которых вполне правомерен в определенном контексте: К 10 октября выполнили план совхозы области — внимание привлечено к сроку и к тому, кем выполнен план; Совхозы области план к 10 октября выполнили — во фразе содержится категоричное утверждение о выполнении плана к назначенному сроку.

Однако следует помнить о том, что свобода порядка слов в русском предложении относительна. Для каждого предложения может быть выбрана такая расстановка его членов, которая всеми будет восприниматься как обычная, правильная, стилистически нейтральная. Любая инверсия должна быть объяснена условиями контекста. Неоправданное изменение закрепленного традицией порядка слов (применительно к тому или иному типу предложений) воспринимается как речевая ошибка. Нарушенный порядок слов затрудняет восприятие фразы, иногда создает возможность ее двоякого понимания.

 

ЗАДАНИЯ

 

96. Раскройте скобки, выберите нужную форму.

 

1. Победители конкурса будут удостоены (звания, званием) лауреатов и дипломантов. 2. Обвиняемый не удостоил свидетелей обвинения (ни взгляда, ни ответа; ни взглядом, ни ответом). 3. Вся наша деятельность направлена на благо (народа, народу). 4. Хочется предупредить (от ошибок, об ошибках), которые допускались на комбинате. 5. Руководство (производственной практики, производственной практикой) осуществляется штатными сотрудниками издательства. 6. Руководство (заводского комитета, заводским комитетом) народного контроля избирается на конференции. 7. Дивизию направили в распоряжение командования (фронта, фронтом). 8. На смену (старых станков, старым станкам) приобретены новые.

 

97. Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением синонимов. Как возникли эти ошибки? Исправьте предложения.

 

1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание. 2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникумов. 3. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин. 4. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности. 5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприятиях. 6. В Доме культуры состоялся семинар с агитаторами поселка. 7. Назовем основные показатели, за которые спорят работники управления. 8. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответствующем проценте к месячному заработку. 9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды. 10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.

98. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ­данного употребления предлогов. Исправьте предложения.

 

1. Лекции были прочитаны на предприятиях, учреждениях и школах. 2. Предвыборные собрания прошли как на центральных усадьбах, так и отделениях совхозов. 3. Ему было присвоено звание мастера спорта и по классической и вольной борьбе. 4. Строительство велось сразу как по левому, так и правому берегу реки. 5. Школьники очень помогли колхозу в выращивании рассады и уборке урожая овощей. 6. Следует усилить надзор и оказание помощи детям, относящимся к категории «трудных». 7. Мы предлагаем сосредоточить в одном месте управление и снабжение подсобных хозяйств.

 

99. В повести Л.Н. Толстого «Юность» встречается употребление деепричастных оборотов, которое не соответствует нормам современного русского литературного языка и связано с влиянием синтаксиса французского языка. Определите, в чем заключается неправильность использования этих оборотов с точки зрения современных норм.

 

1. Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне пока­залось, что я умираю. 2. Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колпиковым. 3. Второго рода любовь — любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая никакого внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету.


100. Перепишите, вставляя, где нужно, начальное н в местоимения.

 

1. «Нельзя, нельзя!» — закричала вслед...ему служанка (Пушкин). 2. Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо...его (Гончаров). 3. Гости были уже посредине залы, когда навстречу...им вышел сам хозяин (Гранин). 4. Не одну слезу пролили по поводу...его (Салтыков-Щедрин). 5. Все идет мимо...ее воли (Боборыкин). 6. Относительно...ее я не имел никаких определенных намерений (Чехов). 7. Видишь разницу между нами и...ими (М. Горький). 8. Мать, дама полная и добродушная, смотрела на всех...их (Чириков). 9. Несмотря на свои мысли или, может быть, благодаря...им, он глядел на сержанта враждебно (Казакевич).

 

101. Составьте предложения с синонимичными предлогами. Охарактеризуйте особенности употребления этих предлогов.

 

Вследствие — из-за.

Ввиду — в силу — в связи — по причине — благодаря.

О — про — насчет — относительно.

Вопреки — невзирая на — несмотря на — хотя.

 

102. Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.

 

Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (до­рогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы), требовать (деньги, денег), требовать (справку, справки), просить (слово, слова), просить (прощение, прощения), просить (помощь, помощи), бояться (бабушку, бабушки), стесняться (се­стру, сестры).

 

103. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях. Какие нормы управления в них нарушены?

 

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять боль­шее внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мужество десантников вселяло страх противнику. 6. Мать тревожилась о ребенке. 7. Докладчик отметил о недостат­ках работы министерства. 8. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 9. Уже появилась рецензия о новом фильме.

 

104. Составьте словосочетания «глаг. + сущ.», «прилаг. + + сущ.» и «сущ. + сущ.», главным компонентом которых стали бы следующие слова.

 

1. Держаться, добиться, каяться, справиться, следовать, сосредото­читься, удивляться, восхищаться, преклоняться, удостоиться.

 

2. Обидеться, обрадоваться, обрадован, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, отчитаться, препятствовать, тормозить.

 

3. Полный, наполненный, идентичный, сходный, превосходство, преимущество, уверенность, вера.

 

105. Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа? Какие факторы влияют на предпочтение той или иной формы?

 

1. Несколько пьшных электрических лампочек погасло (Паустовский). 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции (Булгаков). 3. Приехало множество народу (Петрушевская). 4. Большинство писем доставлено днем (Лидин). 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны (Пушкин). 6. Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Горький). 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в Радиокомитете (Лукницкий). 8. В крендельной работало двадцать шесть человек (Максим Горький).


106. Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны.

1. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 2. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность. 3. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 4. Мы обращаемся к нашим политическим оппонентам ввести диалог. 5. Более пятидесяти депутатов проголосовали против этого решения. 6. В дискуссии участвовали много ученых. 7. Пенсионерам трудно оплатить квартиру. 8. Многие люди сейчас нуждаются — разве в этом мы не можем не согласиться. 9. Мы доводим закон от начала до конца. 10. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 11. Потому что эксперимент прошел удачно, удалось сделать интересные выводы. 12. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 13. Первые переводы Джерома в России появились вскоре после выхода их на его родине. 14.Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена. 15. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 16. Мы надеемся о том, что мирные переговоры завершатся успешно. 17. Он осужден к пяти годам заключения.

 

107. Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны.

 

Существующие расценки явно завышены. Перед своей смертью он написал завещание. В своём докладе на тему о магнитных усилителях молодой учёный сообщил о найденных им новых формах их применения. Всё было продумано до самых мельчайших подробностей. Не суй своего носа, куда не следует. В результате проверки было обнаружено незаконное растаскивание государственного имущества. В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких противоречий. Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. Уезжая из родного города, мне стало грустно. Прочитав вторично рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьёзной доработке. Получив признание массового читателя, детектив был переиздан. Внесены добавления в оба текста, но они ещё нуждаются в некоторых уточнениях. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. Младшая сестра попросила старшую подать ей свою кружку. Председатель собрания предложил секретарю огласить подготовленную им резолюцию. Редактор попросил автора учесть его прежние поправки. Проект реформы среднего и образования был принят в целях улучшения качества воспитания подрастающего поколения. Повесть «Степь» — это итог сложных поисков своей творческой манеры. Характеристика студента была положительной.

 

108. Сравните способы подачи нормативных характеристик в словарях.

 

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).

2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1984.

Определите тип каждого словаря и проанализируйте структуру словарной статьи в нем. Какая информация о грам­матических нормах дается в этих словарях? Выпишите из этих словарей примеры словарных статей, отражающих грамматические нормы современного рус­ского литературного языка.

 

109. Подготовьте краткое выступление на следующие темы:

 

1. Где можно получить справку о грамматических нормах совре­менного русского литературного языка?

2. Для чего нужны словари трудностей?


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.