Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение. Альтернатива – есть возможность нового выбора, исключающего рассматриваемый, уже сделанный.






Альтернатива – есть возможность нового выбора, исключающего рассматриваемый, уже сделанный.

Альтернативный вариант – есть вариант выбора, исключающий рассматриваемый вариант.

 

Тогда альтернативное управленческое решение – есть новое управленческое решение, исключающее другие, в том числе рассматриваемые.

Обратите внимание!

Альтернативные варианты зачастую называют просто альтернативами, подчеркивая при этом невозможность их одновременного выбора.

 

Общая цель управленческого решения может быть конкретизирована совокупностью альтернативных частных критериев. При этом эти частные критерии являются альтернативами – использование одного из них исключает применение других.

 

 

 


К примеру, цель УР «повышение эффективности организации производства» может быть конкретизирована:

· как достижение каждым из показателей некоторого производства вполне конкретного желаемого количественного значения (1-й частный критерий). Например, для улучшения ситуации, связанной с затратами на производство продукта А и продукта Б определенных объемов, необходимо принять УР, направленные на достижение значения затрат для продукта А, равного 50 единицам, а для продукта Б – 70 единицам (пример 1). Только в случае получения желаемого результата по затратам: на выпуск продукции А - 50 единиц, и на выпуск продукции Б - 70 единиц, управленческое решение, на основе которого был получен этот результат, можно рассматривать как альтернативное УР, которое затем будет использоваться для выбора окончательного УР, реализующего цель ЛПР;

· как достижение цели, сформулированной в отношении определенной совокупности количественных показателей, описывающих параметр (2-й частный критерий). Например, для этой же ситуации, цель УР может быть сформулирована следующим образом – при тех же объемах выпуска минимизация суммарных затрат по выпуску продуктов А и Б (пример 2). Если определенное управленческое решение дает такой результат, его можно рассматривать как одно из альтернативных, участвующих в выборе окончательного УР, реализующего цель ЛПР;

· как достижение определенной, выраженной количественно цели, сформулированной в отношении определенной совокупности количественных показателей, описывающих параметр (3-й частный критерий). Например, для этой же ситуации, цель УР может быть сформулирована следующим образом – при тех же объемах выпуска суммарные затраты по выпуску продуктов А и Б должны быть не больше 120 единиц (пример 3). Если определенное управленческое решение дает желаемый результат, его можно рассматривать как одно из альтернативных управленческих решений, участвующих в выборе окончательного УР, реализующего цель ЛПР.

Обратите внимание!

Окончательное УР выбирается ЛПР на основе сравнения альтернативных управленческих решений.

 

Для достижения целей, выраженных частными альтернативными критериями вербально или количественно, могут использоваться различные экономико-математические и инструментальные методы. Например, в примере 2 для достижения цели, сформулированной УР, - минимизация суммарных затрат выпуска продуктов А и Б, могут быть использованы некоторые из методов оптимизации, реализуемые на основе компьютерных программ. Аналогичная ситуация и с примером 3.

Использование любого конкретного частного критерия реализации цели управленческого решения для построения соответствующего ему варианта управленческого решения предполагает наличие информации, требуемой именно для этого критерия. Поэтому с выбором конкретного частного критерия реализации цели управленческого решения тесно связана работа по поиску и формированию соответствующей ему информации.

Обратите внимание!

Так как цель отдельного управленческого решения может быть конкретизирована разными вариантами количественных и вербальных частных критериев, на данном этапе модели жизненного цикла управленческого решения формулируются:

- цель управленческого решения;

- частные альтернативные критерии реализации этой цели;

- для каждого из выбранных частных критериев определяются необходимые характеристики (данные) объекта управления (управляемой системы).

 

Содержание этапа 1 схемы ЖЦУР определяет 1, 2 и 3 шаги реализации процедуры построения управленческого решения на основе его ЖЦ.

Далее. Естественно, что в зависимости от того, каким набором действий может быть реализовано принимаемое управленческое решение, все УР по признаку сложности могут быть разделены на две большие группы – на простые, не требующие для своей реализации других УР, и сложные, предполагающие предварительную реализацию других, предшествующих им управленческих решений.

При работе со сложными управленческими решениями необходимо каждое из них представить в виде совокупности всех взаимосвязанных управленческих решений, предшествующих ему.

Такое представление управленческого решения необходимо по следующим причинам.

Первое. К каждому из таких управленческих решений может быть применена единая формализованная процедура разработки, принятия и реализации отдельного управленческого решения (на основе схемы жизненного цикла управленческого решения), что существенно уточняет и облегчает сам процесс улучшения состояния системы, т.е. – процесс изменения неудовлетворительной ситуации, в которой оказалась управляемая система.

Второе. Представление сложных управленческих решений через другие предшествующие ему управленческих решения позволит в дальнейшем не только знать и понимать их состав. Оно также даст возможность оценивать результативность изменения ситуации на основе анализа промежуточных управленческих решений, формирующих отдельные сложные управленческие решения.

Деление управленческих решений на простые и сложные во многом является условным. Степень детализации сложного управленческого решения, т.е. степень его «дробления» на предшествующие ему простые и сложные УР, во многом определяется позицией ЛПР. Отдельное УР, определенное лицом, принимающим решение, как простое, на самом деле может оказаться сложным. Просто ЛПР на своем уровне его формулирует как простое управленческое решение. Однако его принятие, разработка и реализация уже на уровне других исполнителей могут привести к тому, что оно станет сложным управленческим решением, требующим его дальнейшей детализации.

Данный этап жизненного цикла УР является одним из самых сложных – его трудно формализовать, и он существенно зависит от уровня профессиональных знаний ЛПР, а также от самой анализируемой ситуации с состоянием управляемой системы. Ее улучшение может потребовать изменения либо одного, либо нескольких характеристик исследуемой системы. При этом само УР может быть как простым, так и довольно сложным. Вместе с тем, технология разработки, принятия и внедрения любого УР может быть реализована на основе использования предлагаемой схемы его жизненного цикла.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.