Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод, методология познания. Диалектика как универсальная методология.






Метод – прием, способ теоретической и практической преобразовательной деятельности людей.

Методология – учение о комплексе методов как основании и условии построения и развития систем знаний. Это конкретная последовательность приемов получения знаний. Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на

элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к другому.

Уровни методологии:

1. Всеобщие универсальные методы, как абстрактные принципы мышления (диалектика).

2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия.

3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.

4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования,

используемые в отдельных науках.

5. Методики – конкретные способы реализации методов.

В XIX веке Гегель предложил новую универсальную логику и методологию познания - диалектику, в которой основными стали категории, принципы и законы диалектики:

Категории (понятия диалектики, в которых выражаются существенные всеобщие универсальные связи бытия): причина-следствие, система-элемент, содержание-форма, возможность-действительность, случайность-необходимость, особенное-общее, количество-качество. Категории - это фундаментальные понятия, воспроизводят свойства и отношения бытия и познания в наиболее концентрированной форме.

1) Категория отражает некие общие существенные стороны бытия.

2) Категории являются ступенями познания, в них закрепляются результаты познавательной деятельности, в этом заключается гносеологический аспект категории.

3) Категория является формами человеческого мышления. Без категорий невозможен мыслительный процесс. В этом состоит логическое значение категории.

Принципы: системности, детерминизма, развития, историзма.

Например, ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА отражает объективную взаимообусловленность явлений мира. Существуют различные формы детерминизма: пространственная, временная, необходимая, случайная. Ядром детерминизма выступает положение о существовании причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), каковы соотношения между причиной и следствием:

1) Между причиной и следствием существует однозначная зависимость, хорошо этот вид связи изучен в классической физике. Наличие однозначной зависимости позволяет однозначно предсказывать будущее состояние системы, т.е. рассчитывается траектории небесных тел, космических аппаратов и.т.д. Такая форма зависимости получила название Лаплассовского детерминизма.

2) Между начальным и будущем состоянием системы существует неоднозначная зависимость, на ее основе были разработаны вероятностные методы.

3) Согласно синергетике, будущее системы является неопределенным. Эта неопределенность обусловливает принципиальную непредсказуемость многих явлений. Развитие системы может пойти в одном или нескольких направлений. Бифуркация – точка начала качественного изменение системы.

Законы (общие необходимые существенно-устойчивые повторяющиеся связи):

1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

Характеризует механизм развития. «Как» идет развитие?

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Характеризует источник развития. «За счёт чего» идет развитие?

3. Закон отрицание отрицания. Характеризует направление развития. «Куда» идет развитие?

Диалектика, как метод познавательной деятельности, рассматривает вещи и явления в их постоянном развитии, всеобщей связи и зависимости; исполь- зуется в получении новых знаний о мире.

(Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы, об- щества. Она выражает объективные процессы происходящие в природе и обществе; Субъективная диалектика – это отражение объектов диалектики в сознании человека).

 

4.Эпистемология. Наука: виды, методы познания.

Эпистемология – точное знание, теория, научное знание. Наука - вид познания.

Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о мире. От других форм концептуального знания науку отличает специализированный профессиональный характер. Логические особенности науки рассматриваются в современной философии как критерии научности. Одним из первых эту проблему поставил О. Конт. Он определил науку, как «позитивное знание», т.е. а) ясное в противоположность смутному, б) определенное в противоположность расплывчатому, в) достоверно в противоположность сомнительному, г) полезное в противоположность бесполезному. Взгляд на науку, обоснованный Контом, называется позитивизм. Позитивизму присущ сциентизм – взгляд на науку, как безусловно лучший и единственно достоверный из видов познания.

В ХХ веке сциентизм начинают критиковать. Выясняется, что научный способ понимания мира имеет свои возможности и свои границы, а друге виды познания устойчиво воспроизводятся. Исходя из этого, выдвигалось предположение вообще отказаться от всякой демаркации науки и ненаучного знания и признать равную ценность любого познания. Эту точку зрения поддерживал П. Фейерабенд, его концепция – гносеологический анархизм.

Но большинство все же склоняется выдвинуть определенный критерий

научности:

1. Стремление к обоснованности, обязательное обоснование любого

выдвигаемого положения.

2. Стремление к объективности.

3. Стремление открывать за явлениями сущность как можно более глубокую.

4. Ориентация на всеобщность выводов – универсализм. Внешне эта

особенность науки выражается в формулировке законов.

5. Стремление к систематичности.

6. Выход на высокий уровень абстрактного мышления, конструирование мира абстрактных объектов. Внешне эта особенность выражается в разработке терминологий.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания – эмпирический (соответствует чувственному уровню познания) и теоретический (соответствует рациональному уровню познания). Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию и формы научного познания.

На эмпирическом уровне выделяют формы -методы наблюдения (первичная информация об объекте в естественных условиях) и констатация факта (достоверная и объективная информация получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений). Данные наблюдений – всегда фиксируются в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и научные термины. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. Сравнение (сопоставление состояний, качеств и т. д.). Эксперимент (информация об объекте в специально созданных условиях). Классификация. Описание.

Организация теоретического уровня научного познания. Основными формами-методами являются проблема, модели, теория, гипотеза. 0. Проблема – выявленное противоречие в действительности 1. Частные теоретические модели – теоретический образец, схема явления или процесса. 2. Развитая теория – совокупность научных положений, система взглядов по какому-либо вопросу, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам. 3. Гипотеза - научное предположение, требующее подтверждения. Формализация. Абстрагирование. Обобщение.

Универсальные формы-методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.

Научное знание - непрерывный поток гипотез и их опровержения. Развитие науки подобно дарвиновской схеме эволюции. Постоянно выдвигаемые новые гипотезы и теории должны проходить строгую селекцию в процессе рациональной критики и попыток опровержения.

Виды наук: гуманитарные [социальное знание], естественные, технические (по предмету); фундаментальные и прикладные (по глубине проникновения в предмет).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.