Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности 2 с.с.






Лекция 8.

 

Нейрофизиологические основы поведения человека

1. Понятие о 1 и 2 сигнальной системе действительности.

2. Возрастные особенности 2 с.с. действительности.

3. Формирование речевой функции.

4. Физиологические механизмы памяти.

5. Эмоции (чувства), их значение.

6. Типы ВНД

 

В 1933 г. И.П.Павлов сформулировал учение о 1 и 2 сигнальной системе действительности. Он указывал, что у животных ВНД состоит из двух инстанций: безусловных рефлексов и условных рефлексов 1 сигнальной системы, а у человека из трех инстанций: безусловных рефлексов, условных рефлексов 1 с.с. и условных рефлексов с.с.

Итак, 1 сигнальная система – это система временных связей в коре больших полушарий, выработанных на предметы и явления окружающего мира.

Эти предметы и явления сигнализируют организму об изменениях в окружающей среде. Для животного действительность сигнализируется исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительного, слухового и других рецепторов организма. Это первая сигнальная система действительности. Общая у нас с животными.

2 сигнальная система – это система временных связей в коре больших полушарий, выработанных на смысловое значение слова (сигнала). Таким образом слова, обозначающие предметы и явления, являются сигналами первых сигналов (сигналами сигналов). Слова также сигнализирует человеку об изменениях в окружающей среде. 2 с.с. характерна только для человека и это третья качественно новая инстанция ВНД.

Для возникновения условнорефлекторной деятельности у животных нужны конкретные раздражители – предметы и явления окружающего мира, которые воздействуют непосредственно на органы чувств, н/р, воет волк, сверкает молния и гремит гром.

Для возникновения условнорефлекторной деятельности у человека достаточно слова, а сами предметы и явления могут и отсутствовать.

2 сигнальная система – это речевая система в широком смысле слова. Это и произношение слов, слушание и видение слов, это и мысленная речь, или речь «про себя», но также и все другие виды смысловой символики, такие как смысловая мимика, жестикуляция (в том числе у глухонемых), различные смысловые нечленораздельные голосовые реакции (Ох! Ах!).

2 с.с. – это система временных связей в коре б.п. Где же локализована эта система? Было установлено, что 2 с.с. связана преимущественно с деятельностью левого полушария, а 1 с.с. – с деятельностью правого полушария.

Возрастные особенности 2 с.с.

I этап. Первые 6 месяцев у ребенка вырабатываются только условные рефлексы 1 с.с. После 6 месяцев у ребенка на базе врожденного лепета начинают вырабатываться условные рефлексы 2 с.с. Многократные сочетания слова «мама» с видом матери, с кормлением, с тем, что мать берет ребенка на руки приводит к тому, что это слово начинает приобретать смысл. Ребенок при слове «мама», «где мама?» начинает глазами отыскивать мать. После того он сам произнесет слово «мама», происходит закрепление этого условного рефлекса.

Однако слово «мама» для ребенка первого года жизни обозначает только конкретную маму. Более того, все предметы, связанные с мамой, это тоже мама. В новой одежде ребенок свою мать не узнает. То есть на первом году жизни слово действует только в составе комплексных раздражителей. К концу 1 года еще нет 2 с.с., но появляются ее зачатки в виде первых слов.

II этап. На этом этапе идет быстрый «набор слов». В начале второго года жизни происходит лишь элементарное отвлечение слова от предмета или явления. Многократное сочетание слова с предметом, манипуляции ребенка с этим предметом и произношение им этого слова приводят к тому, что слово начинает действовать как самостоятельный раздражитель, т.е. происходит освобождение слова от предмета и ребенок действует этим словам на другого человека, чтобы получить полезный результат. Но пока это слово обозначает только конкретный предмет, например, конкретную куклу. Затем, к концу 2 года жизни происходит дальнейшее отвлечение слова от предмета. Это достигается образованием на данное слово многих временных связей с аналогичными предметами. Так, при образовании 10-15 временных связей на слово «кукла», это слово начинает обозначать любую куклу. К концу 3 года жизни происходит дальнейшее отвлечение слова от конкретной действительности. Теперь слово «игрушка» обозначает и мячик, и машинку, и куклу, и зайчика.

Быстрое увеличение количества обобщенных «сигналов» приводит к появлению нового качества – образованию сложных конструкций из слов, т.е. к образованию предложений, фраз. На 2 году жизни это небольшие фразы (Санки бух). К 3 годам во фразы может включаться до 10 слов, т.е. появляется речь, мышление. Мышление на 2 этапе – это «мышление в действии» (ложка – ей едят).

III этап. На этом этапе возникает новое качество в развитии 2 с.с., происходит формирование своей, индивидуальной 2 с.с. Закладываются основы индивидуального мышления, личности ребенка.

Во 2 с.с. начинают очень быстро вырабатываться различные условные рефлексы. При этом происходит дальнейшее отвлечение слова от конкретной действительности. Так, в 4-5 лет появляются такие слова как «вещь» (посуда, игрушки, мебель), животное, птицы и т.д.

В этом возрасте происходит быстрое формирование различных многочисленных динамических стереотипов за счет подражания ребенком речевым оборотам взрослых. Ребенок, подражая взрослым в речевых оборотах, строит свою конструкцию 2 с.с., как бы используя уже готовые «блоки». Отсюда важно, кто окружает ребенка, кому подражает.

На 3 этапе развития закладываются основы «внутренней речи». Мышление остается конкретным.

Формирование 2 с.с на 3 этапе очень пластично. Какая конструкция 2 с.с. сформируется у ребенка почти целиком зависит от того, кто и как его будет воспитывать и обучать.

IV этап. В 6 лет дети свободно говорят на родном языке. В младшем школьном возрасте продолжает формироваться личность ребенка. Обучение чтению и письму приводит к появлению первых абстрактных понятий, что приводит к появлению элементов абстрактного мышления. Однако, несмотря на формирование отдельных абстрактных понятий, мышление продолжает оставаться конкретным.

V этап. В середине этапа появляется абстрактное мышление. Другими словами, 2 с.с. приобретает качество взрослого. К концу 5 этапа появляется научное мышление. При этом развитие и совершенствование 2 с.с. продолжается в течение всей жизни человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.