Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на коммерческое обозначение






Коммерческое обозначение есть средство индивидуализа­ции торговых, промышленных и других предприятий, при­надлежащих юридическим лицам, осуществляющим пред­принимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям.

Данное средство индивидуализации отличает несколько признаков.

Во-первых, коммерческие обозначения входят в состав предприятий, и, как правило, неотрывно следуют за данным имущественным комплексом. Поэтому исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к дру­гому лицу (в том числе по договору или в порядке универ­сального правопреемства) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение исполь­зуется. Если коммерческое обозначение используется пра­вообладателем для индивидуализации нескольких пред­приятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предпри­ятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации осталь­ных его предприятий.

Во-вторых, коммерческое обозначение может исполь­зоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий, но для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

В-третьих, коммерческие обозначения не являются раз­новидностью ни фирменных наименований, ни товарных знаков, и потому не подлежат обязательному включению в учредительные документы, единый государственный реестр юридических лиц или государственной регистрации. Именно поэтому исключительные права на коммерческие обозначения, которые содержат фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фир­менное наименование. Но коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке, а коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товар­ного знака.

Таким образом, коммерческие обозначения представ­ляют собой самостоятельный объект правовой охраны. Пра­вообладатель коммерческого обозначения может указать его на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различи­тельными признаками и его употребление правообладате­лем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Однако при этом не допускается использование ком­мерческого обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защи­щенным исключительным правом коммерческим обозначе­нием, принадлежащим другому лицу, у которого соответ­ствующее исключительное право возникло ранее (ст. 1539 ГК РФ).

В.В. Чермных с августа 2001 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял деятельность по изготовлению полиграфической продукции: печатей, штампов, визиток и других товаров. Начиная с 2002—2003 гг. словосочетание «Полиграфическая мастерская " ПРОФИ-ШТАМП"» использова­лось на вывеске, стендах, рекламе, сайте, на документах для обо­значения предприятия В.В. Чермных.

Впоследствии предприниматель зарегистрировал спорное ком­мерческое обозначение в реестре Вятской торгово-промышленной палаты Кировской области (свидетельство от 7 октября 2009 г. № 0065/2009). Однако в 2009 г. в качестве юридического лица было зарегистрировано ООО ПМ «ПРОФИ-ШТАМП», что подтверждают выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Нарушение ООО ПМ «ПРОФИ-ШТАМП» права В.В. Чермных на средство индивидуализации послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с иском о запрете использовать принадлежащее истцу ком­мерческое обозначение «Полиграфическая мастерская " ПРОФИ-ШТАМП"» путем указания в фирменном наименовании, на выве­сках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях, в рекламе, на товарах или их упаковке.

При вынесении решения суд руководствовался ст. 1225, 1252, 1538, 1539 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности и исходил из того, что исключительное право истца на использование спорного слово­сочетания для обозначения своего предприятия возникло раньше регистрации фирменного наименования ответчика.

Истец на протяжении долгого времени пользовался спорным обозначением с нарушением законодательства о рекламе, что сле­дует из материалов проверки комиссии антимонопольной службы и в нарушение требований п. 2 ст. 1538 ГК РФ использовал для индивидуализации одного предприятия несколько коммерче­ских обозначений. Согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товар­ный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) ока­зываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть вве­дены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преиму­щество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может требовать признания недействительным предостав­ления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фир­менного наименования или коммерческого обозначения. Лицо, нарушившее правила п. 2 ст. 1539 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обо­значения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Вопрос о тождественности, сходстве до степени смешения может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует. Суд, установив, что коммер­ческое обозначение истца и фирменное наименование ответчика сходны до степени смешения, предоставляемые услуги относятся к одному виду, а право предпринимателя на коммерческое обо­значение возникло ранее регистрации фирменного наименова­ния общества, удовлетворил иск (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 апреля 2010 г. по делу № А28-13312/2009).

На территории РФ действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индиви­дуализации предприятия, находящегося на территории РФ. Исключительное право на коммерческое обозначение пре­кращается, если правообладатель не использует его непре­рывно в течение года.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.