Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важных вопросов






↓ _________→ ИЛИ___________→ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

ВЫВОДЫ

Таким образом, любое психодиагностическое обследование «вытекает» из запроса и предполагает:

- предварительное изучение состояния проблемы на основании наблюдения, беседы,

- формирование гипотезы относительно причин интересующего феномена,

- определение оптимального подхода изучения проблемы, выбор соответствующих ему средств диагностики,

- проведение психодиагностической процедуры;

- обработка полученных данных и их интерпретация,

- оформление предварительных выводов и установление способов их использования в целях улучшения характеристик изучаемой переменной,

- ознакомление с ними заказчика.

Поскольку психодиагностическое обследование, проводимое в практических целях, подчиняется основным правилам организации психологического исследования, выполняемого в научных целях, то оно также предусматривает обязательное определение компонентов психодиагностического процесса:

а) наличие цели;

б) определение объекта исследования;

в) выделение предмета исследования;

г) формирование гипотезы исследования;

д) учет возможных ограничений.

Психологи выделяют несколько типов ограничений, которые существенно влияют на выбор психодиагностических средств, на ход процедуры обследования, интерпретацию полученных результатов:

1) по ресурсам (по времени, по диагностическим материалам (наличию необходимых и их разрешающим возможностям), профессиональной компетентности психолога и прочие);

2) по точности (особенно актуально данное ограничение в отношении сконструированных самим психологом методик и их степени адекватности по измерению интересующей переменной);

3) принципиальные (например, ряд переменных выступают, как дополнительные и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью).

Помимо указанных ограничений результаты исследования могут быть искажены из-за неверного выбора подхода в организации психодиагностического процесса. В практике психодиагностики известны следующие неадекватные подходы конструирования психодиагностической процедуры:

1. «Подход по рецепту». Он заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.

2. Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.

3. Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.

Общей чертой указанных подходов являются погрешности при постановке вопросов. «Задавать правильные вопросы – это самая главная предпосылка всякой диагностики» (Й. Шванцара).

Неспособность правильно ставить вопрос и формулировать проблему может дополняться ошибками, допускаемыми психологами при выборе диагностических средств. Такие ошибки в большей мере свойственны начинающим психологам, не имеющим должного опыта в организации и проведении психодиагностики. Ошибочные действия в выборе средств диагностики проявляются:

1) в стремлении найти идеальную психодиагностическую методику, которая бы подходила для решения любой психодиагностической задачи;

2) в коллекционировании методик, то есть тенденции накапливать методические средства без учета того, что они должны оптимально соответствовать решению поставленной задачи и составлять целостную систему (неопытные психологи могут накапливать методики, не обращая внимания на то, что по сути они дублируют друг друга).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.