Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система права интеллектуальной собственности






Исторически возникли и развивались отдельно друг от друга несколько правовых институтов по охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (авторское право, патентное право, институт правовой охраны средств индивидуализации, институт правовой охраны фабричных секретов и др.). Единой системы ПИС не существовало. С принятием четвертой части ГК РФ ПИС становится единой системой правовых норм, в которой можно выделить общую и особенную части.

Общая часть ПИС (глава 69 ГК РФ) включает в себя нормы, устанавливающие общий перечень объектов ИС, понятие и общую систему интеллектуальных прав, общие правила установления, условия осуществления, основания и способы защиты интеллектуальных прав, общие положения о договорах, о распоряжении исключительными правами и др.

Особенная часть ПИС состоит из нескольких институтов.

Общая характеристика институтов ПИС.

Авторское право в учебной литературе определяют как совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Предметом авторско-правовой охраны являются художественная форма и язык произведений, но не идеи, концепции, методы или принципы, выраженные в них.

Принципы авторского права:

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ);

- сочетание личных интересов автора с интересами общества;

- неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

- свобода авторского договора.

Функции (задачи) авторского права следующие: 1) стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; 2) создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

Смежные права – правовой институт, регулирующий отношения по установлению, осуществлению и защите интеллектуальных прав на исполнения и постановки, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю, произведения (опубликованные впервые по окончании срока действия авторского права).

Структура института смежных прав, а так же его принципы и функции, которые выделяют в учебной литературе, аналогичны структуре, принципам и функциям авторского права.

Патентное право – совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, материальным и моральным стимулированием и защитой права их авторов и патентообладателей.

Патентное право не регулирует отношения по поводу селекционных достижений (биологических решений) и топологий интегральных микросхем, которые входят в предмет регулирования отдельных правовых институтов. Объектами патентно-правовой охраны являются только технические и художественно-конструкторские решения.

В отличие от авторского права патентное право охраняет не форму выражения объекта, а содержание объекта, т.е. идею, принцип, лежащий в основе изобретения, полезной модели, промышленного образца (формула изобретения, полезной модели, совокупность существенных признаков промышленного образца). Основанием для предоставления правовой охраны объектам патентных прав является регистрация объекта и выдача специального охранного документа (патента).

Принципы патентного права следующие (первые три основаны на положениях Парижской конвенции об охране промышленной собственности):

- принцип национального режима (иностранные лица пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет отечественным авторам и патентообладателям);

- принцип независимости патентов (патент, выданный в одной стране, не зависит от патента на тот же объект, выданный в другой стране);

- принцип временной охраны (страны-участники Парижской конвенции предоставляют временную правовую охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из стран);

- облигаторный принцип предоставления патентно-правовой охраны (выдача патента является обязанностью государства, которой противостоит право требования заявителя о выдаче патента);

- принцип территориального действия патента (сфера действия патента ограничена территорией государства, в котором он получен);

- принцип абсолютного характера прав, удостоверяемых патентом;

- принцип охраны новых творческих результатов (основным и главным условием патентоспособности объектов является их новизна).

Право на средства индивидуализации можно определить как систему правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав на обозначения, индивидуализирующие юридических лиц, предприятия участников гражданского оборота, производимую участниками гражданского оборота продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги.

Право на средства индивидуализации является составной частью права промышленной собственности по смыслу Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г.

Как институт ПИС право на средства индивидуализации слагается из относительно обособленных групп правовых норм (субинститутов), что соответствует структуре главы 76 ГК РФ:

- субинститут правовой охраны фирменных наименований;

- субинститут правовой охраны коммерческих обозначений;

- субинститут правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания;

- субинститут правовой охраны наименований мест происхождения товаров.

В отличие от результатов интеллектуальной деятельности, входящих в раздел промышленной собственности – технических, художественно-конструкторских и биологических решений, средства индивидуализации представляют собой не решения как таковые, а искусственные символы. Однако правом охраняются они не как простые слова или изображения, а как адресные символы, способные обозначить и выделить из общей массы (индивидуализировать) отдельных предпринимателей, их предприятия, и производимые ими товары или оказываемые услуги. Средства индивидуализации позволяют привлечь внимание потребителей к предлагаемой предпринимателем продукции, являются инструментом конкурентной борьбы и формирования собственной деловой репутации.

Выделяют следующие специальные принципы, положенные в основу правовой охраны средств индивидуализации:

1) принципы охраны товарных знаков:

- правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков и клейм контроля и эмблем межправительственных организаций;

- принцип охраны знаков «такими, какие они есть» (означает возможность международной регистрации товарных знаков, в результате которой товарный знак будет подлежать правовой охране в других странах - участниках Парижской конвенции);

- положение о признании правовой охраны коллективных знаков (знаков, зарегистрированных за коллективом, которым могут пользоваться все лица, входящие в такой коллектив);

- правило о предоставлении правовой охраны общеизвестных знаков;

2) принципы охраны фирменных наименований, указаний происхождения и наименований мест происхождения товаров:

- принцип охраны фирменных наименований без обязательной подачи заявки о регистрации;

- правило, налагающее запрет на применение ложных указаний о происхождении товаров или личности производителя;

3) специфические принципы правовой охраны средств индивидуализации:

- облигаторный принцип предоставления правовой охраны средствам индивидуализации;

- предоставление правовой охраны средству индивидуализации на основании его государственной регистрации.

Право на топологии интегральных микросхем (далее – ТИМС) – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав на ТИМС. Первый закон об охране полупроводниковой интегральной микросхемы был принят в США в 1984 г. Данный закон предполагал специальную (sui generis) правовую охрану данных объектов, отличающуюся как от патентной, так и от авторско-правовой охраны целым рядом особенностей. В 1986 г. странами – членами ЕЭС была принята Директива Совета о правовой охране топологий (topographies) полупроводниковых изделий. Первый в истории России правовой акт, посвященный правовой охране ТИМС, был принятии в 1992 г. (Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.1992) и в целом отвечал требованиям Директивы Совета ЕЭС.

Принципы правовой охраны ТИМС в литературе обычно не выделяют, однако можно утверждать, что правовое регулирование в указанной области основывается на следующих положениях:

- предоставление правовой охраны ТИМС не зависимо от официальной регистрации;

- предоставление правовой охраны только оригинальным ТИМС (созданным творческим трудом автора);

- закрепление исключительных прав на одну и ту же ТИМС за всеми лицами, создавшими ее независимо друг от друга;

- правило о том, что юридически значимыми действиями с ТИМС является только ее использование в коммерческих целях.

Право на селекционные достижения – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав на биологические решения (сорта растений и породы животных).

В силу определенной специфики селекционных достижений, их правовая охрана имеет отличия от классической патентно-правовой охраны, что выражается в особенностях регистрации селекционных достижений (биологическое решение невозможно описать формулой) и некоторыми особенностями правового режима их использования.

Право на секрет производства – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением относительно информации режима коммерческой тайны, ее использованием, распоряжением исключительным правом на такую информацию и его защитой.

Секреты производства охраняются только при условии их конфиденциальности (сохранении в тайне), а исключительное право на ноу-хау обеспечивает его обладателю возможность контролировать доступ к охраняемой информации.

Система источников права интеллектуальной собственности.

Источники правового регулирования (источники права) – это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Система источников ПИС имеет два уровня:

- уровень международно-правового регулирования;

- уровень национального правового регулирования;

Международные договоры и соглашения.

Исторически сложилось так, что права интеллектуальной собственности имеют строго территориальное действие и охрану, т.е. действуют в пределах территории государства, в котором они возникли или признаны. Поэтому в ПИС значительная роль отводится международно-правовому регулированию.

Основные положения ПИС России нашли закрепление в следующих главнейших многосторонних международных соглашениях:

в области права интеллектуальной собственности в целом:

- Конвенция, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, заключенная в Стокгольме 14 июля 1967 г.

в области авторского права и смежных прав:

- Всемирная Конвенция об авторском праве, заключена в г. Женеве 6 сентября 1952 г.;

- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, заключена в г. Берне 9 сентября 1886 г.;

- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства этих фонограмм 1971 г.;

- Международная конвенция прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.;

- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских прав и смежных прав, заключено в г. Москве 24 сентября 1993 г. в области промышленной собственности:

- Парижская конвенция по охране промышленной собственности, заключенная в г. Париже 20 марта 1883 г.;

- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г.;

- Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1989 г.

- Договор о законах по товарным знакам 1994 г. (TLT);

- Договор о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.;

- Евразийская патентная конвенция 1994 г.;

- Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов 1968 г.;

- Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов 1925 г.;

- Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры 1977 г. в области охраны селекционных достижений:

- Соглашение о правовой охране сортов растений, заключенное в Москве в 2001 г.;

Россия имеет так же многочисленные двусторонние соглашения в области охраны интеллектуальной собственности, например:

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав 1993 г.;

- Соглашение между СССР и Австрийской Республикой о взаимной охране авторских прав 1981 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 25 июня 1993 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 20 июля 1994 г.

Национальные источники ПИС.

Правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), поэтому все национальные источники ПИС – нормативные правовые акты – исходят от органов федеральной государственной власти.

Основу правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности составляют нормы Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. ИС охраняется законом. Важным конституционным положением является п. 2 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Данное положение нашло развитие в законодательстве об ИС в виде нормативно установленной в пользу общественных интересов системы ограничений исключительных прав, т.н. случаев свободного использования объектов ИС без согласия правообладателей. Конституционной основой правовой охраны средств индивидуализации является положение, закрепленное в ч. 1 ст. 8 Конституции, согласно которому в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Важнейшим нормативно-правовым актом, содержащим нормы ПИС, является Гражданской кодекс РФ и в особенности его четвертая часть, принятая 18 декабря 2006 года и введенная в действие с 1 января 2008 г.

Из других Федеральных законов, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, следует отметить:

- Федеральный закон от 18 декабря 2006 № 231-ФЗ «О введение в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Федеральный закон от 29 июля 2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

- Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

- Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ;

- Федеральный закон «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г.;

- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Большая роль в правовом регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности остается за утратившими силу с 1 января 2008 г., но применяемыми и в настоящее время (главным образом к договорным отношениям, возникшим до вступления в действие четвертой части ГК РФ) шестью Федеральными законами:

- Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. № 5351-1 (в ред. от 20 июля 2004 г.);

- Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 (в ред. от 2 ноября 2004 г.);

- Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (в ред. от 27 февраля 2003 г.);

- Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 (в ред. от 11 декабря 2002, с изм. от 24 декабря 2002 г.);

- Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 (в ред. от 2 ноября 2004 г.);

- Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. № 5605-1.

Подзаконный уровень правового регулирования отношений в сфере ИС составляют Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные правовые акты.

Среди Указов президента РФ, содержащих нормы ПИС, можно выделить:

- Указ Президента РФ «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» от 5 декабря 1998 г. № 1471;

- Указ президента РФ «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» от 7 октября 1993 г. № 1607;

- Указ Президента РФ «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сферах науки и технологий» от 22 июля 1998 г. № 863;

- Указ Президента РФ «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» от 14 мая 1998 г. № 556.

Важное значение в деле правового регулирования отношений, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации имеют акты Правительства РФ, прежде всего следующие:

- Постановление Правительства РФ от 02.12.2004 № 726 «О порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии»;

- Постановление Правительства РФ от 29.09.1998 № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;

- Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 229 «Об утверждении Положения о федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»;

- Постановление Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793 «Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положения о регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем»;

- Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 122 «Об утверждении Положения о патентных поверенных»;

- Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О селекционных достижениях»;

- Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»;

- Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)»;

- Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

В систему источников ПИС входит достаточно большое число ведомственных актов, главным образом актов Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, бывшего Российского агентства по патентам и товарным знакам, а так же актов Государственного таможенного комитета, Министерства Финансов РФ, Минсельхозпродукции РФ. Вот основные из них:

- Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. № 25 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных.

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. № 82 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение»;

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. № 83 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель»;

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. № 84 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец»;

- Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»;

- Приказ Роспатента от 25.02.2003 № 24 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара»;

- Приказ Роспатента от 17.03.2000 № 38 «О Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации»;

- Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 № 64 «О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционные достижения. Утверждено Минсельхозпродом РФ 14 октября 1994 г. № 20-1/3;

- Приказ Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56 «О правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам»;

- Приказ ГТК РФ от 27.10.2003 № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами»;

- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12.08.2005 г. № 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.