Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 47. Государственный аппарат.






Механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Деятельность государственного аппарата строится в соответствии с конкретными принципами, под которыми понимаются основные идеи, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Принципы построения государственного аппарата в демократическом государстве:

1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

2. Принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

3. Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства.

4. Принцип законности, означающий обязательность соблюдения закона во всех звеньях государственного аппарата.

5. Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни.

7. Принцип федерализма (в федеративных государствах, в частности в Российской Федерации), обеспечивающий разграничение предметов ведения меду федерацией и её субъектами.

 

Модели построения государственного аппарата:

1. Централизовано-сегментарная модель. Органы централизованной власти только центральные, функционирующие в масштабе государства (президент, парламент, правительство), а так же их представители на местах. Местные органы имеют особую сферу деятельности, рассматриваются как органы местного самоуправления. Модель особенно эффективна в условиях стабильности в стране.

2. Моноцефальная модель (от греческих слов «один» и «голова»). Вся система государственных органов едина. Во главе системы – лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Модель отличается жестким иерархическим характером, предельно персонифицирована и пирамидальна по построению. Местные органы – это органы государства, а не самоуправления. Модель складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов.

3. Монотеократическая модель. Сочетание единовластия главы государства, подкрепленного религиозными догмами, и длительного сохранения родовых порядков. Глава государства является одновременно высшим духовным лицом. Для модели свойственно отсутствие разделения властей и парламентаризма. Модель характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

 

Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении власти государственных органов.

Государственный орган – это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства.

Государственный орган:

1. Представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата.

2. Наделен властными полномочиями, в том числе, возможностью применения принуждения.

3. Образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию. Компетенция государственного органа – это объем и перечень государственных властных полномочий, закрепленных за этим органом, а так же его юридические обязанности.

Формы реализации компетентности государственными органами:

1. Издание нормативно-правовых актов.

2. Принятие правоприменительных законов.

3. Организационная деятельность государственного органа.

 

Органы государства различаются по нескольким критериям:

1. По срокам полномочий (временные и постоянные).

2. По месту в иерархии власти (высшие или центральные и местные).

3. По характеру осуществления компетенции (коллегиальные, например Верховный суд РФ, единоначальные, например Верховный прокурор РФ).

4. По порядку формирования (первичные, то есть избираемые непосредственно населением, например Московская Дума, и производные, то есть формируемые первичными, например ФСБ РФ).

5. По правовым формам деятельности (правотворческие, например парламенты, правоприменительные, например правительства, правоохранительные, например суды, органы внутренних дел).

6. В соответствии с принципом разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные).

Теория разделения властей была заложена ещё Аристотелем, но в наиболее полном виде её сформулировал Монтескье в 1784 году. Потребность в разделение властей он вывел из природы человека, его склонности к злоупотреблению, как следствие каждая власть должна иметь свои пределы. Независимые друг от друга власти будут создавать сложную систему «сдержек и противовесов». Однако, принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Законодательная власть – делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиальным путем издания законодательных актов, а так же наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Судебная власть – это ветвь власти, которая осуществляется путём гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством.

Судоустройство – это совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру суда.

Судопроизводство – это установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел.

 

Информация к сведению:

1. Это надо запомнить: механизм (аппарат) государства, модели построения государственного аппарата, государственный орган, законодательная, исполнительная, судебная власть, судоустройство, судопроизводство.

2. Можно прочитать:

- Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 10.

- Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 23.

3. Дополнительная информация из интернет:

- государственный аппарат:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82

- государственный орган:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD

- законодательная власть:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C

- исполнительная власть:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C

- судебная власть:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.