Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности регулирования труда гос служащих.






Согласно статьи 2 Федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие её организацию и правовое положение государственных служащих – порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), условия и порядок работы, права, обязанности и ответственность, прекращение государственной службы.

В Российской Федерации право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 60 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным Федеральным законом для государственных служащих.

Лицо, претендующее на занятие государственной должности государственной службы должно соответствовать следующим критериям:

1. иметь гражданство Российской Федерации;

2. достигнуть возраста 18 лет и не быть старше 60 лет;

3. владеть русским языком, при поступлении на государственную службу в орган государственной власти республики в составе Российской Федерации наряду с русским языком требуется знание языка, признанного государственным в этой республике;

4. иметь профессиональное образование;

5. отвечать требованиям установленным Федеральным законом «Об основах государственной службы».

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона при поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1. личное заявление;

2. документ, удостоверяющий личность;

3. трудовую книжку;

4. документы, подтверждающие профессиональное образование;

5. справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении;

6. медицинское заключение о состоянии здоровья;

7. другие документы, если это предусмотрено Федеральным законом. Федеральным законом о государственной службе установлено, что сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную службу, подлежат проверке в установленном порядке. В отдельных государственных органах законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу, его информируют в письменной форме о причинах отказа в принятии на службу. Гражданин в случае несогласия с таким решением может обжаловать его в соответствующий государственный орган или суд.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона гражданам, претендующим на должность на государственной службе, необходимо иметь:

1. для высших и главных государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;

2. для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности " государственное управление" либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;

3. для младших государственных должностей государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы. Пункт 3 статьи 6 Федерального закона устанавливает, что для лиц, претендующих на государственную службу, могут устанавливаться специальные требования в отношении стажа и опыта работы по специальности, уровня знания Конституции РФ, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях:

1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2. лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3. наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5. близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6. наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7. отказа о представлении сведений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона.
Статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при заключении трудового договора (контракта) может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. При этом срок испытания по общему правилу не может превышать трех месяцев44.

В отличие от общих правил Трудового кодекса Российской Федерации статья 23 Федерального закона устанавливает, что испытание при поступлении на государственную службу является обязательным и срок испытания не может быть менее трех и более шести месяцев.

Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев.

Государственный служащий может быть уволен как по общим основаниям, предусмотренных Трудовым Кодексом, так и дополнительным, установленным п.2 ст. 25 Закона о государственной службе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона о государственной службе, государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.

Согласно Трудовому кодексу РФ, государственный служащий может быть уволен по собственному желанию, по инициативе руководителя соответствующего государственного органа, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в других случаях, указанных в законе.

По собственной инициативе государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, в любое время, предупредив об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение должно быть сделано в письменной форме45.

По истечении срока предупреждения об увольнении лицо вправе прекратить работу, а соответствующие службы государственного органа обязаны выдать ему трудовую книжку и произвести расчет.

Общие основания, по которым руководитель государственного органа вправе уволить по своей инициативе, предусмотрены в ст. 81 Трудового кодекса РФ. К ним относятся случаи:

1. ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом;

2. сокращения численности или штата работников организации;

3. несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:

состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

Увольнение по этой причине допустимо в случаях, если имеет место стойкое снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему исполнению служебных обязанностей, либо если исполнение этих обязанностей противопоказано государственному служащему или опасно для окружающих.

недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации должно быть подтверждено, например, решением аттестационной комиссии. Обязательным условием применения данного пункта является отсутствие вины государственного служащего в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей.

4. неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Увольнение за прогул возможно, если государственный служащий отсутствовал на службе без уважительных причин. При наличии уважительности (болезнь, авария на транспорте и др.), увольнение за прогул не допускается

5. совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

6. однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.

7. представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

8. прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;

9. в других случаях, установленных Трудовым Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст.83 Трудового кодекса РФ, трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1. призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2. восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

3. неизбрание на должность;

4. осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5. признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;

6. смерть работника, а также признание судом работника умершим или безвестно отсутствующим;

 

Согласно ст. 84 Трудового кодекса РФ, трудовой договор может прекратиться вследствие нарушения установленных Трудовым Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в следующих случаях:

· заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

· заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

· отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом;

· в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Права и обязанности государственных служащих определены трудовым и специальным законодательством. Государственный служащий имеет право на

· защиту персональных данных;

· на заработную плату;

· охрану труда;

· отпуск;

· судебную защиту нарушенных прав;

· социальное и пенсионное страхование;

· объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, а так же право на:

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11. внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Помимо суда государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.

Государственный служащий обязан:

1. добросовестно исполнять должностные обязанности; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

2. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

4. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

5. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.