Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции отдела по управлению рисками на предприятии






УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

На предприятии

 

Тема 1. Организация процесса управления рисками на предприятии

Особенности управления фирмой в условиях неопределенности

Риск и его виды.

Основные этапы процесса управления рисками

Функции отдела по управлению рисками на предприятии

 

Деятельность предприятия на самых различных ее этапах и в самых различных сферах сопряжена с неопределенностью. Причины возникновения неопределенности можно объединить в несколько основных групп:

- недетерминированность процессов, проходящих в обществе в целом, и в экономической жизни — в частности.

- отсутствие полной информации при планировании поведения рыночного субъекта, либо ее субъективный анализ;

- влияние субъективных факторов на результаты проводимых анализов.

По месту возникновения неопределенность в управлении предприятием может быть следствием:

- неопределенности в определении планового периода и, в частности периода, на который разрабатывается стратегия развития предприятия;

- неопределенности при формировании целей предприятия и выборе приоритетов в поставленных целях, что может 6ыть обусловлено наличием ряда альтернативных целей;

- ошибок в оценках настоящего положения дел внутри предприятия и его места на рынке;

- недостаточно полной или ошибочной информации о перспективах развития данного предприятия и рынка в целом;

- возможных сбоев при разработке стратегии развития предприятия, а также во время ее реализации;

- неопределенности при контроле и оценке результатов деятельности предприятия.

Наличие неопределенности в деятельности хозяйственных субъектов обусловливает возникновение рисков. Риск— это возможная опасность. Понятие риск определяется неоднозначно и часто зависит от контекста его использования. В широком смысле риск представляет собой ситуативную характеристику деятельности любого рыночного субъекта, что является следствием неопределенности, в его внутренней и внешней среде, и при его реализации для данного субъекта наступают неблагоприятные последствия. В узком смысле под риском следует понимать вероятность несения предприятием потерь в ре-зультате проведения предпринимательской деятельности.

Основные характеристики риска сводятся к тому, что:

- риск присутствует всегда на всех этапах деятельности хозяйственных субъектов вне зависимости от сферы их функционирования, при этом отличие может состоять только лишь в его степени;

- полное устранение риска невозможно в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера.

Хозяйственные субъекты в процессе своего функционирования испытывают влияние различных видов рисков и могут управлять ими (табл.1).

Таблица 1

Классификация рисков

Классификационные признаки Виды рисков
I Связь с предпринимательской деятельностью Предпринимательские Не предпринимательские
  Принадлежность к стране функционирования хозяйственного субъекта Внутренни Внешние
  Уровень возникновения Фирменный (микроуровень) Отраслевой Межотраслевой Региональный Государственный Глобальный (мировой)
  Сфера происхождения Социально-политические Административно-законодательные Производственные Коммерческие Финансовые Природно-экологические Демографические Геополитические
  Причины возникновения Неопределенности будущего Недостатка информации Субъективного воздействия
б Степень обоснованности принятия риска Обоснованные Частично обоснованные Авантюрные
  Степень системности Системные Несистемные (уникальные)
  Соответствие допустимым пределам Допустимые Критические Катастрофические
  Реализация рисков Реализованные Нереализованные
  Адекватность времени принятия решения о реагировании на реализацию рисков Предупредительные Текущие Запоздалые
  Масштаб влияния Одноособные Многоособные
  Степень влияния на деятельность Отрицательные Нулевые Положительные

 

В экономической литературе существует достаточно большое количество определений понятия управление риском. В широком смысле как искусство и науку об обеспечении условий успешного функционирования любой производственно-хозяйственной единицы в условиях риска, а в узком смысле как процесс разработки и внедрения программы уменьшения любых случайно возникающих убытков.

Основная терминология риск-менеджмента регулируется и определяется в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» от 21 декабря 2010 г. Стандарт введен в действие с 1 сентября 2011 г.

Управление риском как любая система управления состоит из управляемой и управляющей подсистем. Управляемая подсистема или объект управления представляет собой совокупность рисков или отношения, которые возникают в процессе реализации риска, а управляющая подсистема или субъекту управления - это специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет функционирование хозяйственного субъекта в условиях риска.

Отсюда управление риском - это процесс воздействия на управляемый объект, целью которого является поиск возможных путей снижения риска.

Процесс эффективного управления риском включает в себя следующие этапы:

1. Идентификация. На данном этом этапе предприятие определяет возникновение совокупности всех возможных рисков.

2. Оценка.На этом этапе делается полный анализ риска как по масштабу его влияния, так и по вероятности наступления.

3. Выбор стратегии риска. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной: осторожной, рискованной или взвешенной (табл. 2).

Таблица 2

Стратегии риска

Процедуры управления рисками Осторожная стратегия Рискованная стратегия Взвешенная стратегия
Принятие рисков на себя, т.е. на свою ответственность   Х Х
  Отказ от рисков Х   Х
Передача рисков другим субъектам Х Х Х

 

4. Снижение степени риска. На этом этапе предприятие занимается выбором методов воздействия на риск с целью минимизировать либо размер возможного ущерба, либо вероятность наступления неблагоприятных событий.

5. Контроль. Данный этап заключается в наблюдении за эффективностью применения методов управления рисками, контроле текущей обстановки, выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска.

Можно выделить три основных организационных аспекта создания структуры управления риском на предприятии:

- деятельность ведущего риск-менеджера;

- деятельность отдела управления риском;

- взаимосвязь отдела управления риском с другими структурами предприятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.