Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика и современное управление






Социальная ответственность – определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. (Мескон и др.)

Социальная ответственность - обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса. (Радугин и др.)

Последние годы показали, как расширилось восприятие общественностью ответственности предпринимателей перед обществом.Это понятие рассматривается глубже, чем ответственность за обеспечение эффективности, занятости, прибыли и соблюдения закона. Поэтому организации должны направлять часть своих ресурсов по социальным каналам на благо общества.

Аргументы в поддержку социальной ответственности:

1. Бизнес заинтересован в социальной деятельности. Выполнение обязанностей перед обществом в долгосрочной перспективе приносит пользу самой фирме. В обществе, благополучном с социальной точки зрения, возникают благоприятные условия для бизнеса. У потребителей, поставщиков, местного сообщества формируется благоприятный образ фирмы.

2. Осуществление социальных программ может быть выгодным фирме (например, подготовка высококачественных специалистов).

3. Соответствие ожиданиям значительных групп населения. Нередко, если фирма не занимается социальными проблемами, общество рано или поздно заставляет (бойкот продукции и другие формы воздействия).

4. Крупные фирмы имеют ресурсы для оказания помощи в решении социальных проблем.

5. Моральное поведение организаций – необходимое условие существования правового государства.

 

Аргументы против социальной ответственности:

1. Решение социальных проблем должно находиться в ведении правительства. Предприятия платят налоги, которые обеспечивают государство достаточным количеством средств для проведения социальных программ.

2. Социальные программы не могут быть точно оценены. Трудно оценить эффект от проведения социальных программ. Издержки на их осуществление переносятся на потребителей в виде повышения цен.

3. Социальная активность распыляет усилия, которые должны быть направлены на достижение основных целей любого бизнеса.

4. Недостаточный уровень отчетности населению.

5. Недостаток опыта разрешения социальных проблем у отдельных фирм.

Идея о том, что производство товаров и услуг - не единственная цель производителей, далеко не нова. В 1919 году ученые впервые высказали мысль о том, что общественность может отвергнуть предпринимательство, если его представители не возьмут на себя часть социальных проблем.

Общественное восприятие социальной ответственности в производстве в ХХ веке прошло через три фазы:

1. Управление, направленное на максимизацию доходов. Эта точка зрения превалировала с начала ХХ в. по 30-е годы. Милтон Фридман: “Бизнес должен служить интересам тех, для кого этот бизнес организован. Использование ресурсов компании в направлении, которое не устраивает акционеров, равносильно расходованию чужих денег без спроса”. Социальная ответственность определяется как производство товаров и услуг по самой низкой цене для общества. Правительство, а не производители должны заниматься решением социальных проблем.

2.Попечительское управление (30-60 гг.). В 30-х годах Великая депрессия США, а также расширение профсоюзного движения потребовали от организаций уделять больше внимания условиям работы. Профсоюзы заставили фирмы заниматься не только вопросами прибыльности, но и уровнем заработной платы, пенсионными выплатами, условиями работы и т.д. В этой второй фазе менеджеры были призваны поддержать интересы своих рабочих, осознать их нужды и трудности. Кроме того, необходимо уделять внимание и другим социальным группам: служащим, покупателям, кредиторам и обществу в целом. То есть менеджер должен быть ответственным за определенные группы, которые связаны или могут быть связаны с целями или интересами компании. Расширяется сфера социальной ответственности: лучшее общество создает лучшие условия для бизнеса. Накопление капитала остается приоритетом менеджеров, так как представляет собой базу социальной ответственности, т.е. основу для создания новых рабочих мест.

3. Социальное управление. Начиная с 60-х годов, господствует восприятие социальной ответственности как неотъемлемого элемента деятельности любой фирмы. «Железный закон ответственности», по мнению Кита Дэвиса, звучит следующим образом: «Кто не использует власть в таком направлении, которое общество считает естественным, эту власть потеряет». Менеджеры и фирмы должны быть вовлечены в процесс лечения социальных болезней. Этот этап характеризуется возросшей социальной заботой со стороны предпринимательских кругов и влиянием потребительского движения. Компания должна иметь добровольные обязательства по отношению ко всем группам общества, а не только по отношению к акционерам. Эти обязательства предполагают моральную и этическую ответственность перед обществом, которая не является официально и законодательно установленной. Те фирмы, которые придерживаются этой философии, заботятся о широком спектре проблем и нужд общества. Например, начиная с 1985 года, многие крупные американские компании добровольно сократили свои производственные мощности в ЮАР, с целью защитить страну от расовой дискриминации.

Можно выделить следующие типы социальной ответственности: экономическая, правовая, этическая.

Экономическая ответственность – максимизация прибыли и предоставление товаров по разумным ценам.

Правовая ответственность – обязательства фирмы по подчинению законам: гражданским, уголовным и специальным, регулирующим деятельность производителей (защита окружающей среды, потребительская безопасность).

Этическая ответственность – отражает понятие компании о правильном поведении, она шире правовой ответственности. Например, McDonalds предлагает бесплатное жилье для семей, в которых серьезно больны дети. В тоже время некоторые действия, которые разрешены законом нельзя назвать этичными (распространение и производство табачных изделий разрешено, но в условиях частых летальных исходов от курения многие считают неэтичным продолжать продажу сигарет).

В некоторой степени все организации признают необходимость осуществления социальных программ. Для того, чтобы быть уверенными в том, что они в нужном объеме выполняют свои обязательства перед обществом, фирмам необходимо измерить и оценить эффективность своих социальных действий. Подход к оценке социальных действий фирмы, учитывающий социальный эффект, включает пять элементов:

1. Объединение социальных целей в ежегодно составляемый план.

2. Рассмотрение существующих норм социального поведения в промышленности. (Что делают другие компании в сфере социальной ответственности, чего ожидает общественность?)

3. Постоянное информирование всех заинтересованных лиц о социальных действиях посредством регулярных отчетов.

4. Экспериментирование с различными подходами при выполнении различных социальных программ.

5. Попытки подсчитать издержки фирмы на социальные действия. Менеджеры должны знать, сколько средств потрачено, и оценить социальное воздействие той программы, которую они поддерживают.

Компании пытаются определить эффективность в следующих сферах:

1. Экономическая функция (новые профессии, рабочие места, безопасность рабочих).

2. Качество жизни (производство высококачественных товаров, меры против загрязнения окружающей среды.)

3. Социальные инвестиции (размер вложенных денежных и трудовых ресурсов).

4. Решение проблем (степень решения проблемы).

Социальный контроль – инструмент для оценки эффективности социальных действий фирмы. Шаги социального контроля:

1. Составляется список ожидаемых результатов.

2. Описание целей и приоритетов по каждой сфере деятельности, методов достижения.

3. Общий отчет об издержках.

4. Отчеты о выполнении программы.

В основе проблемы социальной ответственности находятся личные ценности, т.е. общие убеждения относительно добра и зла.

Чтобы сделать выбор в сторону правильного поведения важно иметь начальное представление об этике. Этика – это система норм нравственного поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Этика бизнеса затрагивает не только проблему социального поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. В центре ее внимания, как цели, так и средства их достижения.

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся:

- разработка этических нормативов;

- создание комитетов по этике;

- проведение социальных ревизий;

- обучение этическому поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники.

К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся: взятки, вымогательство, подарки, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы. Организации доводят этические нормативы в виде печатных материалов.

Комитеты по этике создаются для оценки поведенческой практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высокого уровня. Некоторые организации не создают комитеты, а нанимают адвоката по этике, который вырабатывает суждения по этическим вопросам, выполняет функции социальной совести организации.

Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации.

Обучение этическому поведению – работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.

Принять решение о том, какие действия являются этичными, а какие нет – сложная задача. Существует три основных этических подхода:

- утилитарный;

- нравственно-правовой;

- подход социальной справедливости.

Сторонник утилитарного подхода оценивает влияние конкретных действий на людей, которые непосредственно вовлечены в этот процесс, при этом пытаясь производить наибольшие блага для наибольшего количества людей. Внимание концентрируется на самих действиях, а не на мотивах, стоящих за этими действиями. Если потенциальные позитивные результаты перевешивают потенциальные негативные, то действия считаются приемлемыми. То обстоятельство, что на некоторых людей эти действия могут повлиять отрицательно, признается неизбежным и допустимым.

Сторонник нравственно-правового подхода оценивает соответствие решений и действий содержанию основных гражданских прав и привилегий. Право на жизнь и личную безопасность, на личную жизнь, свободу совести, слова и частной собственности.

Сторонник социальной справедливости судит о том, насколько его действия справедливы и беспристрастны при распределении наград и ценностей между отдельными личностями и группами.

Существуют три практических принципа, которые являются необходимыми при использовании подхода социальной справедливости:

1. Принцип правосудия: отношение к человеку не должно меняться в зависимости от произвольных характеристик, таких как пол, религия, национальность.

2. Принцип справедливости: рабочие должны и будут заниматься совместными действиями, подчиняясь правилам компании, при условии, что правила считаются справедливыми. Наиболее очевидным примером этого является факт, что для того, чтобы способствовать общим интересам других рабочих, рабочие должны ограничивать свою личную свободу выбора (присутствовать или отсутствовать на работе).

3. Принцип естественных обязанностей. Множество общих обязательств, включающих обязанность помогать тем, кому нужна помощь, не нанести вред другому, когда спасаешь свою жизнь, обязанность подчиняться справедливым правилам компании.

Менеджеры полагаются на утилитарные стандарты, когда у них недостаточно времени, средств или других ресурсов для сбора информации по всем вопросам и обо всех людях, вовлеченных в данную ситуацию. Морально-правовой подход используется, когда менеджер должен решить как, например, расценивать «право знать» рабочих. При распределении обязанностей и поощрений среди рабочих базисом этического суждения является социальная справедливость.

 

Контрольные вопросы

1.Что понимается под социальной ответственностью?

2.Какие изменения произошли в понимании социальной ответственности с начала ХХ века?

3.Какие доводы можно привести в защиту и против социальной ответственности?

4.Какие существуют формы социальной ответственности?

5.Что представляет собой социальный контроль?

6.Дайте определение этике. Почему необходимо соблюдать этику в бизнесе?

7.Какие меры может предпринять руководитель, чтобы повысить этический уровень своих работников?

8.Какие существуют подходы к определению этичности?


Лекция 7. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И МЕТОДЫ ИХ ПРИНЯТИЯ

 

Природа процесса принятия решений. Рациональное решение проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Моделирование как метод принятия решений в управлении. Методы принятия решений и прогнозирования

 

Решение - это выбор альтернативы.

Управленческие решения могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий. В этом случае число альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. При этом предпочтительнее бывает сообщить об основаниях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для использования.

Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Существуют разные подходы к принятию решений.

Организационные решения принимаются менеджером внутри формальных рамок его официальной власти и авторитета. Организационное решение должно способствовать достижению целей организации.

Персональные решения принимаются менеджером как частным лицом.

Различия между организационным и персональным решением помогает определить взаимодействие между субъективными человеческими факторами и объективными организационными целями и нуждами.

Разница между операционными и стратегическими решениями отражает диапазон процесса принятия решений.

Операционные решения принимаются на низком и среднем уровнях управления. Они являются частью краткосрочных планов. Это запрограммированные решения.

Стратегические решения принимаются на высшем уровне и связаны с такими макроэкономическими переменными, как состояние экономики, конкуренция.

Централизованный подход предполагает, что все важные решения принимаются на высшем уровне управления.

Децентрализованный подход предусматривает принятие большинства важных для организации решений на среднем и низовом уровнях управления.

Преимущества группового подхода к принятию решений над индивидуальным обусловлено следующим:

- группа принимает решения легче, чем один человек;

- групповое решение легче осуществляется.

Разрешение рабочим участвовать в принятии решений, которые затрагивают их интересы, часто увеличивает шанс осуществления этого решения. Выясняются точки зрения как можно большего числа людей, имеющих отношение к этому решению, а затем из них формируется общее мнение.

Менеджер спрашивает мнение людей, но всем не обязательно собираться вместе. Примером может быть “ящик предложений”. Последнее слово остается за руководителем.

Демократический подход - решения принимаются в пользу большинства. Этот подход редко используется, т.к. он ведет к тому, что голосующие по каждому вопросу делятся на “победителей” и “проигравших”. Этот подход имеет склонность к конфликтам с иерархическим устройством большинства организаций.

Совещательный подход заключается в том, что привлекается множество людей и находится компромисс между всеми мнениями. Негативный момент – групповое мышление.

Процесс принятия решений может иметь интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.

Интуитивные решения - это выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен. При этом не происходит сознательного взвешивания всех “за” и “против” по каждой альтернативе и нет даже понимания ситуации. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без применения логики невелики.

Рисунок 5.- Процесс рационального решения проблемы
Решения, основанные на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Они могут быть эффективны в ситуациях, которые имеют тенденцию к частому повторению. Однако чрезмерная ориентация на опыт смещает решения в направлениях, хорошо знакомых руководителю, в результате чего может быть упущена новая более эффективная альтернатива.

Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Решение проблемы представляет собой процесс, предполагающий ряд этапов (Рис.5.).

1. Диагностирование проблемы.

Понятие проблемы имеет два значения:

1) цели организации не достигнуты;

2) потенциальная возможность.

На этом этапе необходимо выявить симптомы возникших затруднений и имеющихся возможностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.