Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сертификация систем качества






 

Сертификация систем качества может проводиться как в рамках обязатель-

 

ной сертификации продукции, так и в рамках добровольной сертификации. В пер-

вом случае сертификация систем качества осуществляется, если это предусмотрено способом (формой, схемой) сертификации этой продукции; во втором - если это продиктовано интересами предприятия-заявителя.

 

В любом случае, сертификацию систем качества осуществляют аккредито-

 

ванные для этих целей органы по сертификации, зарегистрированные в Госстандар-

 

те России.

 

В целях обеспечения необходимой информацией потребителей, заказчиков, хо-

 

зяйствующих субъектов и других заинтересованных лиц, Госстандарт России еже-

 

годно публикует перечень Систем сертификации, в которых осуществляется серти-

фикация систем качества, и перечень органов по сертификации, зарегистрирован-

ных Госстандартом России в соответствии с Законом РФ" О сертификации продук-


ции и услуг". Аналогичным образом осуществляется информация зарегистрирован-

 

ных систем качества.

 

Проведение работ по сертификации систем качества осуществляет штатный персонал экспертов органа по сертификации, способных проводить такие работы по соответствующим областям деятельности органа.

 

В целях создания в России условий для высококвалифицированной деятельно-

 

сти по сертификации, в том числе по сертификации систем качества, Госстандартом России сформирована и функционирует Российская система сертификации персо-

нала, включающая специализированную Систему сертификации экспертов. Под-

 

готовка экспертов осуществляется Академией стандартизации, метрологии и сертификации (учебной), а также другими аккредитованными для этих целей учеб-

 

ными организациями. Для этого разработаны специальные программы с учетом тре-

 

бований ИСО 10011-2, определены процедуры и порядок аттестации экспертов, пра-

 

вила их регистрации в государственном реестре.

 

По результатам сертификации систем качества предприятию выдается сер-

 

тификат на систему качества. Знак соответствия системы качества состоит изединого Знака системы, свидетельствующего об аккредитации органа по сертифика-

ции, и Знака органа по сертификации. Знак соответствия размещается на сертифика-

 

те на систему качества. Как сертификат на систему качества, так и Знак соответст-

 

вия системы качества могут использоваться владельцем сертификата в рекламных целях. Однако, во избежание неправильного толкования значения Знака соответст-

вия системы качества, не допускается проставлять его на продукции.

 

При проведении работ как по обязательной, так и добровольной сертифика-

 

ции в Системе сертификации ГОСТ Р Госстандартом России создан Регистр системкачества. Он представляет собой систему сертификации, сформированную в со-

ответствии с действующим законодательством Российской Федерации, правила-

 

ми по сертификации, государственными стандартами, а также международными и европейскими правилами и процедурами (стандарт ИСО8402; стандарты ИСО се-

 

рии 9000; ИСО 10011-1-ИСО 10011-3; Руководства ИСО/МЭК 2, ИСО/МЭК 61 и

 

ИСО/МЭК 62, EN 45012, Рекомендации EAC по применению EN 45012, Рекоменда-

 

ции EQC " по проведению проверок систем качества и сертификации систем качест-

 

ва третьей стороной (EQC 147)).

 

Регистром осуществляется не только сертификация систем качества, но и

сертификация производств, инспекционный контроль за сертифицированными


объектами, международное сотрудничество в области сертификации систем ка-

 

чества в интересах взаимного признания результатов сертификации.

 

При этом необходимо обязательно осуществить процедуру идентификации

 

системы качества, посредством которой устанавливают соответствие представлен-

 

ной на сертификацию системы качества заявленной модели. Аналогичным образом определена сертификация производств как действие третьей стороны, доказы-

вающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным обра-

 

зом идентифицированное производство и его условия обеспечивают стабильность конкретных характеристик производимых продукции, услуг или работ, определен-

 

ных нормативными документами.

 

Система качества определена, в соответствии с ИСО8402, как совокупностьорганизационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осу-

 

ществления общего руководства качеством. Модели для обеспечения качествастандартизованы тремя международными стандартами (ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО

 

9003) или их отечественными государственными аналогами(ГОСТ Р ИСО9001,

 

ГОСТ Р ИСО9002, ГОСТ Р ИСО 9003) и представляют собой набор требований системы качества, объединенных с целью удовлетворения потребностей обеспече-

ния качества в данной ситуации.

 

Организация работ по сертификации систем качества(производств) основыва-

 

ется на таких основных общепринятых в практике сертификации принципа х, как

 

· добровольность;

 

· бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;

 

· объективность оценок;

 

· воспроизводимость результатов оценок;

 

· конфиденциальность;

 

· информативность;

 

· специализация органов по сертификации;

 

· обязательность проверки выполнения требований, предъявляемых кпродукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере;

 

· достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия сис-

 

темы качества нормативным требованиям.

 

Принцип добровольности основывается на том положении, что сертификациясистем качества в Регистре осуществляется только по инициативе заявителя и при наличии письменной заявки, если иное не предусмотрено законодательными актами.


Объективность оценок обеспечивается, во-первых, независимостью органа посертификации и привлекаемых им экспертов от заявителей или других организаций,

заинтересованных в результатах оценки и сертификации, во-вторых, полнотой со-

 

става комиссии экспертов, в-третьих, компетентностью проводящих сертификацию экспертов, аттестованных в Системе сертификации персонала.

 

Для обеспечения воспроизводимости результатов оценок применяются правила и процедуры проверки, основанные на единых требованиях, оценка проводится на основе фактических данных, результаты оценки документально фиксируются, орга-

ном по сертификации создана система учета и хранения документации.

 

Конфиденциальность всей информации об организации на всех этапах серти-

фикации и по ее результатам, характеризующим состояние системы качества(про-

 

изводства) и соответствие персонала, обеспечивается руководством органа по сер-

 

тификации как в части штатного, так и привлекаемого к работам по сертификации персонала. К конфиденциальной информации, в частности, относятся:

 

· сведения о технологии и организации производства, перспективных разработках продукции, " ноу-хау ", коммерческие данные и сведения, кото-

рые могут представлять интерес для конкурентов;

 

· сведения о недостатках организации, несоответствиях, материальных,

 

организационных и технических трудностях, которые могли бы повредитьпрестижу организации, принести ей моральный или материальный ущерб;

· сведения об экономических взаиморасчетах между участниками сер-

 

тификации и др.

 

В случае, когда продукция (услуга), производимая предприятием, а также усло-

 

вия производства могут угрожать здоровью потребителей и представляют опас-

 

ность для экологии, принцип конфиденциальности информации не соблюдается.

 

Информативность достигается ежегодными официальными публикациями Ре-

 

гистра и через периодические издания организаций Госстандарта России о сертифи-

 

цированных системах качества (производств) или об аннулировании сертификатов.

 

Официальным источником по всем этим вопросам является Реестр сертифициро-

 

ванных систем качества и производств Регистра.

 

Специализация органов по сертификации систем качества(производств)дости-

гается как областью аккредитации органа, так и наличием в его штате или среди привлекаемого персонала экспертов и консультантов, специализированных в соот-

ветствующей сфере деятельности (помимо экспертов по сертификации систем каче-

 

ства).


Организация работ по сертификации включает предварительный(предсер-

 

тификационный)этап и непосредственно три этапа сертификации: I - предварительная оценка системы качества;

II - проверка и оценка системы качества в организации;

 

III - инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

 

Предварительная оценка системы качества состоит в предварительном анализеи оценке описания системы качества в документах проверяемой организации. Пред-

варительная оценка проводится органом по сертификации целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества ицелесообразности проведения дальнейших работ по сертификации.

 

Предварительная оценка осуществляется на основе анализа сведений, имею-

 

щихся в таких исходных документах, представленных заявителем в орган по сер-

тификации, как:

 

· декларация-заявка на проведение сертификации;

 

· политика организации (заявителя)в области качества;

 

· перечень внутрифирменных документов системы качества;

 

· организационно-структурные схемы заявителя и его службы качества;

 

· анкета-вопросник проведения предварительного обследования системы каче-

 

ства;

 

· исходные данные для предварительной оценки состояния производств.

 

При подготовке к проверке и оценке системы качества (этапII) составляется

программа проверки, распределяются обязанности между членами комиссии, гото-

 

вятся рабочие документы. Программы проверки разрабатывает главный эксперт иутверждает руководитель органа по сертификации.Программа согласовывается с проверяемой организацией. В интересах возможного исключения преждевременно-

 

го раскрытия конкретных деталей проверки, которые могут помешать сбору объек-

 

тивной информации, эти детали сообщаются заявителю только в ходе проверки.

 

Введено определение понятия " значительное несоответствие", как отсутст-

 

вие, неприменение или полное нарушение какого-либо элемента или субэлемента системы качества. Примерами значительных несоответствий могут быть следую-

 

щие:

 

а) политика предприятия в области качества и процедура деятельности по эле-

 

ментам системы качества не определены и не оформлены документально в необхо-

 

димом объеме, позволяющем использовать их в качестве основы для внедрения и функционирования системы качества;


б) сформированная система качества не соответствует политике в области качества;

в) отсутствует необходимый элемент системы качества или процедура;

 

д) отсутствует система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно

 

контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмот-

 

ренным ее обязательной сертификацией;

 

е) требования документированных процедур не выполняются в полном объеме;

 

ж) требования стандарта, на соответствие которому проводится проверка, не соблюдаются;

 

и) зарегистрированные данные по качеству продукции и деятельности по обеспечению качества не дают представления об эффективности функционирова-

 

ния системы качества.

 

Систему качества признают соответствующей стандарту при отсутст-

вии значительных несоответствий или наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. В противном случае не может быть принято решение об одобре-

нии системы качества. Решение о рекомендации системы качества к сертификации

 

(отказе в сертификации системы качества) принимает главный эксперт по согласо-

ванию с руководством органа по сертификации на основании акта о результатахпроверки и оценки системы качества. Окончательное решение о регистрации сер-

тификата соответствия системы качества в Реестре Регистра и выдаче разреше-

 

ния (лицензии) на право применения знака соответствия принимает Технический Центр Регистра. Срок действия сертификата соответствия системы качества, какправило, не превышает3лет. По окончании его действия проводится ресертифика-

ция системы качества.

 

Программа проверки и оценки системы качества тверждается у руководите-

 

лем Органа по сертификации. Составляется для каждого конкретного предпри-

 

ятия -заявителя, заявка которого принята в работу. Содержание документа:

а) цель и область проверки. Указывается нормативный документ, на соответ-

 

ствие требованиям которого будет проводиться проверка и оценка системы качест-

 

ва. Возможные цели: сертификация или проверка.

 

Б) Время проведения проверки.

 

В) Состав комиссии.

 

Д) Объекты проверки.

 

При этом выполняются требования конфиденциальности. Комиссия обязует-

ся не разглашать сведения, полученные от организации-заявителя в ходе проверки и


оценки системы качества и не передавать материальной оценки в какую-либо ор-

ганизацию или каким-либо лицам.

 

Рассылка акта. Указываются адреса рассылки, согласованные с представите-

лем организации-заявителя. Документ подписывается председателем комиссии (гл.

 

экспертом), а также согласуется с представителем руководства организации-

 

заявителя, что подтверждается подписью этого представителя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.