Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-методическое пособие






СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Врублевский Е.П., Врублевская Л.Г.,

Сулеменков А.В.

 

 

КРАТКИЙ КУРС дисциплины

«ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

(в вопросах и ответах)

 

Учебно-методическое пособие

 

Смоленск 2000


УДК 796.420

 

Врублевский Е.П., Врублевская Л.Г. Краткий курс дисциплины «Легкая атлетика» (в вопросах и ответах). Учебно-методическое пособие. – Смоленск: СГИФК, 2000. - с.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с учебным планом многоуровневой системы подготовки специалистов с высшим образованием по физической культуре и спорту по направлению 521900 – «Физическая культура». В пособии изложен основной программный материал, представленный в вопросах и ответах, который регламентирует объем теоретической подготовки, дает возможность студентам самостоятельно осваивать и подкреплять необходимыми знаниями навыки, полученные на практических занятиях.

 

 

© Смоленский государственный
институт физической культуры, 2000


ВВЕДЕНИЕ

 

Двигательная деятельность в спортивных упражнениях имеет определенную направленность, присущую конкретному виду спорта. В легкой атлетике достижение высоких спортивных результатов связано с решением различных, но в то же время конкретных двигательных задач. В гладком и барьерном беге это пробегание определенной дистанции с оптимальной скоростью в кратчайшее время; в прыжках в длину и тройным – преодоление наибольшего горизонтального расстояния; в прыжках в высоту и с шестом – наибольшего вертикального расстояния, а в метаниях – метание снаряда на максимальное расстояние. При этом спортсмен должен обладать спортивной техникой, которая представляет собой систему поз и движений, позволяющих решать двигательные задачи в конкретном упражнении. Техника, при помощи которой можно достичь наиболее высоких результатов (т.е. та, которую используют сильнейшие), считается наиболее совершенной. Поэтому понятие " спортивная техника" часто воспринимается как " рациональный, эффективный способ выполнения движений в данном спортивном упражнении" или характеризуется только внешней картинкой (формой) движений. Это не совсем верно, т.к. техника как способ выполнения движений может быть правильной или неправильной, хорошей или плохой, но без нее не могут действовать ни начинающий, ни рекордсмен мира.

Техника может быть в разной степени совершенной. В случае высокой степени совершенства следует считать, что спортсмен овладел техническим мастерством. Так, например, каждый в какой-то степени владеет техникой бега, так как навык этого движения дается человеку почти от рождения. В процессе тренировки техника совершенствуется, т.е. бегун овладевает спортивным мастерством. Степень овладения спортивным мастерством определяется с помощью специальных критериев на основе биомеханического анализа движения.

Различают технику в целом и технику биомеханических подсистем данного действия. Во всех легкоатлетических упражнениях в качестве их основных подсистем можно выделить части спортивного упражнения, в них – отдельные фазы и в фазах – элементы движения.

Части спортивного упражнения – это основные двигательные операции, приемы, из которых состоит данное целостное движение. Например, к частям техники бега относятся: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Фазы – это специфические детали какой-либо части спортивного упражнения. Например, в беге по дистанции в качестве фаз можно выделить фазу амортизации и отталкивания.

Каждая фаза спортивной техники делится на составляющие ее детали, которые называются элементами (движения одной частью тела). Например, элементом является сгибание ноги в фазе амортизации.

Кроме этого фазы, имеющие общие особенности, составляют периоды (например, периоды опоры и периоды полета в беге). Такое несколько условное деление используется с целью более удобного описания и анализа техники легкоатлетических упражнений и важно для обучения конкретным видам легкой атлетики.

В технике спортивного упражнения в целом, в ее частях и фазах выделяют подготовительные (предварительные), основные и заключительные (финальные) позы и движения. Так, назначение подготовительных поз и движений – выбор целесообразного исходного положения, достижения предварительного растягивания мышц перед сокращением, создание необходимой инерции отдельных частей тела или тела в целом. Назначение основных частей (фаз) – решать двигательную задачу данного действия; заключительных – сохранить устойчивое положение тела после выполнения двигательного задания, завершить решение двигательных задач в данном действии.

Все двигательные действия выполняются во времени, в пространстве, с использованием определенных сил и в определенном ритме. Пространственные, временные и пространственно-временные параметры характеризуют кинематическую структуру движений; взаимодействие внутренних и внешних сил – их динамическую структуру, а все вместе они могут образовывать те или иные ритмические структуры. Кроме вышеназванных параметров, техника каждого вида легкой атлетики в исполнении конкретного спортсмена может характеризоваться определенной степенью эффективности, экономичности, надежности, индивидуализации и вариативности.

Производя анализ техники легкоатлетических упражнений, лучше это делать следующим образом: вначале дать характеристику изучаемо­го упражнения, указывая в нем на его координационную сложность и физическую трудность, затем выделить в нем основные части, фазы движений, которые являются типичными для данного упражнения, затем в каждой фазе рассмотреть спо­собы движений, производимые отдельными частями тела, вы­деляя особо из них те, которые являются самыми эффективными для достижения спортивного результата.

Прослеживая таким путем последовательность движений сложного спортивного упражнения с самого начала и до кон­ца, следует обратить внимание и на рациональные переходы от одной части движения к другой, от одной фазы или группировки движений к другой.

Важно научиться правильно определять главные и решаю­щие части и фазы движений, от которых зависит основной эффект в данном целостном и сложном упражнении; а также выделять его фазы, играющие в нем второстепенную роль.

Главной фазой, создающей основной эффект в технике ходьбы, бега и прыжков, будет фаза отталкивания, а в мета­ниях — заключительного движения, в том числе и вы­пуск снаряда. Умение сосредоточивать волевые усилия в важ­нейшей фазе движения, более полно и быстро расслаблять мышцы вслед за выполненным движением будет являться характерным для высокой спортивной техники.

К этому следует добавить также и умение в главной фазе упражнения увеличивать амплитуду движения до наиболее выгодного предела, а время этого движения сокращать, одновременно в других фазах движения создавать благоприятные условия для отдыха ведущих мышц и подготовки их к после­дующим напряжениям, если упражнение состоит из несколь­ких повторяющихся циклов (бег, ходьба).

Что касается обучения техники легкоатлетических упражнений, то оно осуществляется в три последовательных этапа, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Первый этап - это часть целостного процесса обучения, целью которого является создание у занимающихся представления о технике данного легкоатлетического упражнения.

Второй этап - этап разучивания техники основного звена упражнения, где занимающиеся овладевают умением выполнять движения в стандартных условиях с учетом индивидуальных особенностей.

Третий этап не ограничен во времени и направлен на совершенствование техники выполнения упражнения в целом в вариативных условиях. Дело в том, что рациональная техника выполнения движений является динамическим стереотипом. Это следует понимать таким образом, что все двигательные действия в целостном упражнении доведены до автоматизма, сформирован прочный двигательный навык, но при этом данный навык является динамичным, то есть вариативным и позволяет спортсмену вносить коррективы в технику, в зависимости от конкретных условий выполнения упражнения и состояния (уровня физической, функциональной, психической и др. подготовленности) исполнителя. Очевидно, что на различных соревнованиях внешние условия выполнения упражнения меняются, так же как состояние и уровень подготовленности спортсмена. Наиболее существенные изменения в уровне подготовленности спортсменов наблюдаются в процессе становления спортивного мастерства в многолетнем аспекте. Следовательно, решение проблемы совершенствования техники выполнения упражнения является актуальной задачей на протяжении всей спортивной карьеры.

Достижение целей на различных этапах обучения предполагает постановку конкретных задач, подбор средств и выбор организационно-методических форм и приемов, адекватных поставленным задачам, и способствующих их разрешению. Задачи формулируются в повелительном наклонении, например, ознакомить, создать представление, научить, совершенствовать и т.п.

На первом этапе обучения ставится следующая задача: «Создать представление о технике изучаемого упражнения», для решения которой используются такие дидактические средства, как объяснение, образцовый показ техники выполнения упражнения в целом или по частям, то же с использованием иллюстративного материала (рисунки, кино-. видеоматериалы, макеты, манекены и т.п.), опробование элементов техники или упражнения в целом в облегченных условиях.

Организационные и методические особенности данного этапа заключаются в том, что наиболее рациональным способом организации занимающихся является фронтальный. При этом, объясняя технику упражнения, следует обращать внимание лишь на основные (ключевые) ее особенности, главным образом детерминирующие результативность упражнения. Опробование элементов упражнения позволяет сформировать у обучаемых более полное представление о технике изучаемых двигательных действий.

На втором этапе обучения последовательность задач определяется дидактическим принципом: «от главного к второстепенному». Например, первая задача на этапе разучивания (вторая в процессе обучения) в зависимости от вида может быть сформулирована таким образом: «Научить технике бега по прямой» - в беговых видах; «Научить технике преодоления барьера» - в барьерном беге; «Научить технике отталкивания» - в прыжках в высоту и в длину; «Научить финальному усилию» - в метаниях. Следующие задачи формулируются в логической последовательности: в прыжках и метаниях - научить разбегу и переходу к финальной части упражнения; в беге - технике бега по повороту и далее - технике старта и стартового разбега.

Средства для решения поставленных задач подбираются в соответствии со следующими дидактическими правилами: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Здесь целесообразно расчленение сложного элемента на более простые и доступные двигательные действия, облегчение условий выполнения движений, выделение ведущего звена, которое, главным образом, определяет эффективность упражнения, повышает его доступность и эффективность методики обучения. Вначале используются имитационные и подводящие упражнения, далее разучивается деталь техники в облегченных условиях и в упрощенном виде. Организационно-методические особенности данного этапа заключаются в том, что здесь осуществляется переход от фронтального к поточному способу организации занимающихся. Известно, что проще сразу научить рациональной технике, чем потом переучивать, разрушая неправильно сформированный двигательный навык. В связи с этим важно соблюдать постепенность, последовательность и преемственность при обучении легкоатлетическим упражнениям с параллельным повышением уровня физической подготовленности занимающихся. По мере устранения грубых (типичных) ошибок осуществляется переход к поточному методу выполнения упражнений с индивидуальной коррекцией техники его выполнения.

Важной методической особенностью этапа разучивания упражнения является необходимость исключения соревнования между занимающимися в скорости, дальности и в других количественных показателях, так как естественное стремление выиграть у соперника не позволяет сконцентрировать внимание обучаемых на качественной стороне движений. Одним из условий успешного обучения движению является также сознательное отношение к нему занимающихся. При объяснении рационального варианта двигательного действия наиболее эффективным приемом является тот, при котором не только констатируется схема движения отдельных локомоторных звеньев, но и используются метафорические образы и ощущения, которые сопровождают правильное выполнение данного движения,

На третьем завершающем этапе обучения решается задача: «Совершенствовать технику выполнения упражнения, закрепить правильные навыки в различных (вариативных) условиях». Таким образом, первая и заключительная задачи в методике обучения одинаковы для всех видов как легкой атлетики.

Средства, используемые на этапе совершенствования техники упражнения, обусловлены индивидуальными особенностями конкретного обучаемого. Арсенал средств на данном этапе может быть самым разнообразным и лимитируется, главным образом, эрудицией, фантазией педагога и ученика, а также условиями, в которых реализуется образовательный процесс.

Важно помнить, что наиболее эффективным средством совершенствования техники является выполнение упражнения в целом и с соревновательной интенсивностью. Но такая тренировочная работа может использоваться лишь периодически как средство контроля за уровнем подготовленности, в силу ее огромной эмоциональной и физической нагрузки на обучаемых и невозможности многократного повторения в одном занятии.

Важнейшим условием успешного владения техникой является способность занимающихся «видеть» свои ошибки, анализировать и находить причины их появления. При этом для эффективного исправления ошибок очень важно правильно установить причину их возникновения. Такими причинами, в основном, могут быть:

а) повышенная возбудимость занимающихся;

б) состояние утомления;

в) плохая подвижность в суставах;

г) недостаточное развитие двигательных качеств;

д) неясное представление о выполняемом упражнении;

е) неправильное выполнение предыдущих действий;

ж) сознательное вмешательство в детали движений, которые обычно выполняются автоматически, и др.

При наличие нескольких ошибок, допускаемых одновременно, необходимо установить главную, с исправлением которой могут быть устранены и остальные.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.