Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Две модели развития характера






Все согласны с тем, как важно развивать характер. Родители хотят, чтобы их дети развивали характер, пасторы хотят, чтобы люди, которые ходят на их слу^ жения, развивали характер, а профессора и учителя


240

Как понимать людей

надеются, что их студенты не просто усвоят учебный материал, но и обретут более сильный характер. И хотя мы не совсем представляем себе, что же такое характер, мы знаем, что он важен. Но когда мы не имеем представления о главной природе характера, мы склонны воспитывать таких людей, которые отве­чают нашим ожиданиям, и если нам это удается, мы говорим, что у них хороший характер.

Когда характер измеряется по местным стандар­там, та модель его развития (на самом деле модель освящения), которой мы безоговорочно следуем, имеет дело только с той реальностью, которая видна над поверхностью воды. Такую модель можно было бы назвать моделью усвоения-благополучия. Делайте все для того, чтобы дети, прихожане и студенты усваива­ли определенные знания и следовали принятым нор­мам поведения. Когда люди до определенного уровня знают Библию и живут такой жизнью, которая внеш­не отражает приложение истины Библии к их жизни, мы считаем, что здесь происходит процесс обретения зрелости, развивается характер.

Семинарии в основном отражают эту модель, уде­ляя внимание при составлении учебных программ теме передачи определенных наборов знаний, опреде­ленного набора умений, необходимого в служении, а также выполнения требований, необходимых для того, чтобы следовать определенному поведению. Цер­кви делают то же самое, когда кафедра становится главной в обществе людей, которые собираются, слу­жат и молятся вместе, но не могут между собой от­крыто общаться и активно участвовать в решении проблем ближнего. Те семьи, которые подходят к эф­фективности взаимоотношений с меркой невидимого неприятия и внешней доброжелательности по отноше­нию друг к другу, следуют той самой модели усвое­ния-благополучия.

Главное предположение состоит в том, что харак­тер развивается без непосредственной работы над проблемами, невидимыми под водой. Если это пред­положение правильно, эта модель хороша. Если нет, тогда те люди, которые этой модели следуют, будут предрасположены к надменности, конформизму, про-


Сущность зрелости: осознанная зависимость 241

являя эти качества в своих семьях, церквах, школах, поэтому они окажутся слабыми христианами. При таком подходе, когда главное внимание уделяется усво­ению и внешнему благополучию, греховные стороны об­манчивого сердца останутся нетронутыми; в результате остаются незамеченными нюансы стратегии самозащи­ты во взаимоотношениях между людьми. Глубокое по­каяние становится все менее вероятным, в то время как стена отрицания, обусловленная скрытым стремлением к самозащите, становится все прочнее.

Подобным образом, если следовать этой модели, то глубокие стремления жаждущих душ останутся невы­явленными, поэтому человек не сможет испытать, на­сколько близкими и личными для него могут стать его взаимоотношения с Господом. Глубокие чувства остают­ся неразвитыми. На место той сокрушенности, которая приводит человека к глубокому познанию Христа, при­ходит стремление строже следовать дисциплине в хрис­тианской жизни. В результате академическое христиан­ство оставляет людей в глубоком одиночестве. Человек так и не познает Бога; он лишь знает о Боге.

Вторая модель делает ударение на двух идеях:

(1) характер, при котором человек способен любить,
наилучшим образом развивается тогда, когда главное
внимание уделяется скрытым сторонам сердца (в пер­
вую очередь глубоким стремлениям и стратегии само­
защиты во взаимоотношениях между людьми),

(2) идеальной почвой для роста характера является
живое общение. Скрытые стороны сердца могут быть
выявлены только при общении между людьми. Назо­
вем эту модель «характер через взаимоотношения».

Вторая модель предусматривает все элементы, о ко­торых идет речь в первой, но они предстают уже со­всем в другом контексте. Усвоение знаний, которые дают нам Библия и богословие, считается важным делом (и дома, и в учебном заведении, и в церкви), поскольку способствует развитию необходимых навы­ков в служении и поведении.

Но это не является главным. Главным в стремле­нии определить особенности самозащиты в человеке, помочь ему раскаяться в ней и таким образом привес­ти к зависимости от Бога, в которой все мы чувствуем

9 Л. Крабб


 

Как понимать людей

Его доброту, является изучение особенностей взаимо­отношений между людьми путем наблюдений за ними в реальной практике. Ни покаяние, ни призыв к благочестивости не могут в полной мере быть про­чувствованны, если при этом не будет иметь место здо­ровая христианская община.

Недостаток характера определяется как особен­ность во взаимоотношениях, которая направлена на защиту от дальнейшей боли. Самозащита — это недо­статок, поскольку она отражает стремление человека обрести s жизнь своими собственными силами, а не верой в то, что Иисус даст жизнь, как Он это и обеща­ет (Иоанна 7: 37-38). Люди, стремящиеся к самозащи­те, пьют из разбитых водоемов (Иеремия 2: 13). По­скольку эти недостатки особенно явно видны во время общения, данная модель требует, чтобы люди собира­лись вместе и выражали свою нераскрытую грехов­ность такой, какая она есть.

Люди, которые хотят расти, должны стараться не скрывать ничего из того, как другие люди влияют на их жизнь, и это должно происходить в атмосфере активной поддержки. Тогда у них появляется стимул для иссле­дования защитных образов и неразумных убеждений, которые лежат в основе специфических особенностей са­мозащиты. Когда человек раскрывает в себе неудовлет­воренные ожидания (ужасно болезненный процесс), он уже может искренне покаяться в стремлении к самоза­щите и прийти к Господу как к единственной надежде посреди необлегченных страданий.

Я глубоко убежден, что модель усвоения-благополу­чия в лучшем случае приводит к некоей любви, извра­щенной нераскрытой защитой и неспособностью приво­дить других людей ко Христу. Модель характера через взаимоотношения может помочь человеку глубже по­знать свою греховность и зависимость, что в свою оче­редь медленно, но верно уводит его от самозащиты в общении и усиливает в нем ту любовь, которая растет только через близкое общение с Господом.

В оставшейся части этой последней главы я хочу рассмотреть сущность благочестивого характера. Кем может стать искупленный носитель Божьего образа, если он следует воле Господа? Как это происходит?


Сущность зрелости: осознанная зависимость 243






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.