Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образы и убеждения






Чтобы понять, что имел в виду Павел, когда гово­рил, что мы должны «преобразоваться обновлением ума нашего», мы сначала должны определить, что


 


 


156


Как понимать людей


Люди обладают способностью думать


157


 


именно в нашем уме необходимо обновить. Что конк­ретно происходит в человеческом сознании?

На первый взгляд может показаться, что Библия не может помочь ответить на этот вопрос. Павел никогда не описывал подробно, из каких «частей» состоит наша личность. Он нигде не говорил об особенностях человеческой психологии. Вместо этого он уделял большое внимание личности — ожиданиям, мыслям, выбору, чувствам, которые испытывает личность, на­ходясь во взаимоотношениях с Богом и подчиняясь Ему.

Но Павел говорил о тех внутренних процессах, ко­торые в совокупности составляют то, что он сам на­звал «внутренним человеком» (Ефесянам 3: 16). «Внешний человек», т.е. видимый всеми окружающи­ми человек, поступки которого можно наблюдать не­вооруженным глазом, является проявлением внутрен­него человека (сердце, сознание, душа и т.д.). Павел ясно говорит, что внешние перемены без внутренних не имеют никакого смысла. Необходимо менять что-то внутри человека.

Подобным образом нащ Господь обращается с едкой критикой к внешне религиозным людям, кото­рые внутри самих себя извратили Божью истину (Матфея 23: 25-28). Те люди, которые ведут себя внеш­не очень пристойно, но при этом ничего не делают с невидимыми грехами внутри самих себя, в первую очередь достойны осуждения.

Смысл этой истины в том, что если не уделить глав­ное внимание внутреннему обновлению, то все внеш­ние улучшения окажутся простым лицемерием. В пе­ременах отчаянно нуждается нечто такое, что скрыто в самом центре моего Я. Но что это такое на самом деле?

Ожидания человеческого сердца, как я думаю, из­менить невозможно. И даже если бы такая возмож­ность нам представилась, мы оказались бы еще даль­ше от того, какими нас задумал Бог. Наши ожидания правомерны. Их необходимо чувствовать и выражать, чтобы мы могли лучше познавать Бога, как Того, Кто дает человеческой душе удовлетворение и любовь в


полной мере. Проблема определенно не в наших ожи­даниях.*

В том отрывке Послания к римлянам, который я уже процитировал, Павел утверждает, что обновление должно происходить с нашим умом. Мы строим свою жизнь в соответствии с нашим пониманием того, кто мы такие и что из себя представляет наша жизнь. Когда мы понимаем это неправильно, мы, безумные, идем по дороге, ведущей к смерти.

Как разумные существа мы способны наблюдать за окружающим нас миром и за самими собой, а также по-своему воспринимать все то, что мы видим. Это восприятие постепенно перерастает в образы реаль­ности, т.е. в умственные представления того, что мы думаем об этой реальности.**

Но мы не просто формируем образы реальности, да­ющие нам устойчивую структуру, в которой мы живем, но с помощью слоз символизируем наблюдав- ι мое нами таким образом, который позволяет нам вы- ι рабатывать концепции того, как устроен наблюдав- ' мый нами мир. Спустя какое-то время наши мысли по ι поводу всего того, что происходит вокруг нас, превра­щаются в убеждения. Наши убеждения руководят нами в наших подходах к тому миру, который мы себе представляем. Давайте назовем наши убеждения R-1 одной частью рационального круга и наши образы R-2 I вторым элементом нашей способности рассуждать.

* Поскольку мы обладаем греховной природой, каждое наше право­мерное ожидание неизбежно связано с грехом. Наши ожидания ни­когда не будут чистыми до тех пор, пока мы не окажемся на небесах. Наши ожидания ведут нас в том направлении, которое может ока­заться неправомерным и греховным. То возрождение, о котором го­ворит Писание, вовсе не подразумевает сокращения наших естест­венных ожиданий, но оно постепенно очищает их для того, чтобы мы могли все сильнее и сильнее стремиться к Богу. ** Когда я говорю об образах, я говорю о совершенно отличном от того, что имеют в виду мыслители — положительные конфессиона-листы и сторонникиjnepBH4HOH терапии. Эти люди рассматривают воображение как инструмент для раскрытия божественного потен­циала, заложенного внутри нас, чтобы виртуально создать все то, чего мы желаем. Поверь в это, вообрази это — и это будет. На мой взгляд, падшие носители Божьего образа используют свою способ­ность строить образы для того, чтобы иногда усиливать свои грехов­ные стремления к независимости.


158


Как понимать людей


Люди обладают способностью думать



 


Таким образом, убеждения и поступки являются двумя операциями рационального круга. Будучи пад­шими носителями Божьего образа, мы пытаемся найти удовлетворение нашим стремлениям, не при­знавая власти Бога и не слушаясь Его. Поэтому мы истолковываем наш мир таким образом, который под­крепляет наше стремление к вере в самих себя. И эти убеждения и образы, которые мы развиваем, не при­внесены в нас этим миром. Мы активно выбираем оп­ределенные способы восприятия и идеи (в тех рамках, которые определены нашим окружением), которые позволяют нам идти дальше по пути независимости. И это именно те образы и убеждения, которые необхо­димо осознать, в которых необходимо покаяться и ко­торые необходимо изменить.

Обновление умаэто сдвиг от образов и убежде­ний, которые ведут нас к независимости, к образам и убеждениям, которые требуют зависимости.

Чтобы лучше понять, как падший человек выбира­ет те образы и убеждения, которые способствуют его неразумному решению добиваться успеха, не следуя Богу, нам нужно подумать, как работает при этом разум.

Образы

Когда ребенок наблюдает окружающий его мир, в уме у него возникают картинки этого мира. Слепой ребенок тоже «видит» свой мир посредством других чувств. Именно эта способность воспроизводить реаль­ность в сознании позволяет нам не просто реагировать на сиюминутную стимуляцию. Мы учимся реагиро­вать не на то, что происходит в мире, а на наши кар­тинки этого мира.

Иногда эти картинки регистрируются сильнее обычного, оставляя в нашем сознании глубокий след. Когда наши переживания проникают глубоко в нас — а именно в наши стремления к любви и разного рода ценностям, картинки таких переживаний забыть не­легко.

Если эти глубоко проникшие картинки постоянно извлекаются посредством определенного рода пережи­ваний, тема этих картинок становится образом, дово-


льно устойчивым изображением реальности. Напри­мер, когда ребенок видит, как его отец сердится в ответ на его неуклюжесть, у него может появиться образ обладающих властью людей как людей, все время склонных сердиться, а также образ себя самого как безнадежно глупого.

Конечно, образы других людей и себя самого могут быть и более приятными. Благородный, сильный отец может способствовать созданию образа обладающих влабтыо людей как людей снисходительных и заслу­живающих доверия, а также образа себя самого как компетентного человека.

И хотя образы могут быть приятные или неприят­ные, всегда останется главный образ нас самих, кото­рый носит довольно болезненный характер. Подумай­те, почему так происходит.

Никакой родитель, родственник или пастор не может полностью удовлетворять требованиям жажду­щего носителя Божьего образа. Мы были задуманы для Бога; никто другой нас не создавал. И в то же время в поисках того удовлетворения, которого мы жаждем, все мы превращаемся в простых смертных. Никто не ищет Бога.

Поэтому каждый ребенок в определенной степени смотрит на мир как на разочарование, при этом сам испытывает разочарование. Все мы чувствуем боль без полноты, которая исходит только от Бога.

Боль является мотивирующим фактором. Мы хотим от нее избавиться. И если мы верим, что при­чина нашего разочарования лежит в этом неприветли­вом мире, значит, мы сдаемся на милость этого мира — беспомощные, беззащитные, не способные положиться на свои силы, чтобы изменить существу­ющее положение к лучшему.

Но если все дело в нас самих, если мы сами явля­емся причиной нашего разочарования, тогда есть на­дежда. Если мы начинаем думать, что все плохое во­круг происходит по вполне определенной причине, тогда мы клюем на обман, заключающийся в иллюзии того, что мы можем заставить этот мир дать нам, что мы хотим, — либо спрятав наш недостаток за стеной того, что может представлять ценность, либо испра-


160


Как понимать людей


Люди обладают способностью думать


161


 


вив этот дефект. И теперь я могу что-то делать, делать что-то такое, что в той или иной степени находится под моим контролем. Жизнь находится в моих руках.

В первую очередь надо отбросить осознание того, что меня не любят по той причине, которую я не могу ни изменить, ни устранить. Ничто так не приводит в чувство зависимости, как ужасное осознание моей соб­ственной беспомощности и неспособности манипули­ровать тем, кто меня принимает. Выходит, что у меня совершенно нет представления о том, как на самом деле проходит жизнь. Я живу в растерянности, кото­рая заставляет меня признать мою зависимость.

Но именно этого упорно не хочет признавать пад­ший человек. Чтобы отвергнуть факт своей растерян­ности, я не должен смотреть на себя как на субъект причин, которых я не могу контролировать. Поэтому я предпочитаю представлять свой собственный образ, который позволяет мне думать, что я могу что-то в этом мире менять. Этот образ может быть болезнен­ным (глупый, тупой, урод), но он защищает меня от большей боли, которую я испытываю, осознавая свою беспомощность.

Даже болезненный образ самого себя дает основу для подхода к жизни. Если я смотрю на себя как на неуклюжего человека и в своих жизненных неуряди­цах могу винить только себя, то у меня есть направ­ление, в котором надо идти, чтобы достичь некоего удовлетворения. Вероятно, я могу посмотреть, к чему у меня есть способности, и одновременно начать избе­гать те области, в которых моя несостоятельность про­глядывает ярче всего. Бывают случаи, когда человек, не способный прижиться в обществе, становится вид­ным ученым.

Главная идея здесь: мы предпочитаем болезнен­ный образ о самих себе (исходя из того, что нам дает наше окружение), чтобы избежать более мучитель­ной боли от признания собственной беспомощности. Образы играют роль защиты, помогая нам игнориро­вать реальную угрозу растерянности и обеспечивая такой порядок, который дает нам надежду, что с по­мощью своих действий мы можем менять жизнь.


Таким образом, человек избегает зависимости, пути к настоящей жизни; он предпочитает независи­мость, нежно любимый путь к смерти. Необходимо менять те образы, которые дают нам надежду на жизнь через независимость. Необходимо раскаяться в той силе, которая скрывается за образом, — решени­ем найти жизнь без Бога. И когда мы отвергаем стрем­ление жить только своими силами, этот защитный образ исчезает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.