Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л Крабб







34


Как понимать людей


Откуда мы знаем, во что нам верить?


35


 


ваний, которые подтверждают определенную гипотезу о том, как все происходит (и такие заявления ценны для того, чтобы христиане учились). Но никто из них не сделает ясных выводов по всем данным или по всем возможным данным. Хотя я никогда не видел, чтобы воды реки разделились, оставив посередине сухой путь, я не могу сказать, что этого не происходило или не могло произойти. Я только могу сказать, что я (как и многие другие) просто не видел такого. Эмпиризм может располагать фактами, но не может утверждать что-то с уверенностью. Иными словами, эмпиризм может служить прагматической основой действий («Я думаю, что мне надо поискать мост, чтобы перейти на тот берег реки, а не молиться о том, чтобы воды реки разошлись»), но не может провозгласить истинность в конечной форме (например, «есть Бог, Который может разделить воды реки, когда захочет сделать это»).

В-третьих, эмпиризм смотрит на то, что можно ви­деть. Поддающиеся наблюдению данные формируют весь базис эмпиризма, и это резко ограничивает темы разговоров для эмпириков. Многие важные реальные явления нельзя свести к видимому: любовь, смысл, радость, гнев, справедливость — вот лишь немногие из них. Когда эмпирик пытается изучать такую реаль­ность, ему приходится определять ее в свете своих поддающихся исследованиям данных. Но в этом про­цессе он вдруг обнаруживает, что сама реальность, о которой он говорит, ускользает от него. Вряд ли кто из нас может измерить любовь мужа к своей жене только лишь данными о том, как часто он ее целует или как часто говорит ей комплименты. Эмпирики, которые берутся изучать неосязаемый мир, обычно сводят свою работу к исследованию элементов, не име­ющих особого значения и интересных разве что для издателей журналов.

* * *

Наши усилия решить, что является истиной, могут привести к большим разочарованиям. Должны ли христиане ради разрешения своих сложных проблем прибегать к помощи терапии возврата к переживани­ям прошлого? Как нам ответить на этот вопрос?


Интуиция требует, чтобы мы ждали появления внутренней уверенности в себе. Но сколько раз люди «уверенно» шли в неверном направлении. Рациона­лизм призывает нас обо всем хорошо подумать или положиться на мнение более квалифицированных мыслителей, а не на наше собственное. Но даже самые лучшие мыслители думают по-разному. Эмпиризм призывает нас смотреть на результаты: помогала ли в прошлом данная терапия людям, находящимся в де­прессии? Но данные только вводят в растерянность. Каждая система консультаций может привести к впе­чатляющим результатам. Более того, в практике каж­дой системы можно вспомнить множество ужасных случаев, когда система приносила только вред. И даже если имеют место положительные результаты, то положительны ли они в моральном аспекте? Эмпи­ризм нам не может ответить на этот вопрос.

Если нам надо обрести такую позицию, в которой мы чувствовали бы себя уверенно, нам нужны способы знания ответов на важные вопросы, отличные от ин­туиции, рационализма и эмпиризма. И существует еще одна возможность — откровение.

В следующей главе мы поговорим об откровении как основе знания и обсудим некоторые проблемы, ко­торые могут встать перед нами, когда, для того чтобы найти ответы на вопросы, касающиеся консультации, мы стремимся положиться на откровение.


Библия дает нам уверенность


37


 


Глава 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.