Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение: Иисус есть путь






ЛАРРИ КРАББ

КАК

ПОНИМАТЬ ЛЮДЕЙ

СОКРОВЕННЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ К ОБЩЕНИЮ

«БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ»

ДОНЕЦКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

санкт-петербург


БВК 86.376 К78


Dr. Larry Crabb

UNDERSTANDING PEOPLE Deep Longings for Relationship

Zondervan Publishing House Grand Rapids, Michigan, USA


Предисловие


 


ISBN 5-7454-0230-X

К

0403000000—230 47A(03)—98


ι объявл.


© Lawrence J. Crabb, Jr., 1987

© Русское издание. Донецкий христианский университет, 1998

© Перевод. «Библия для всех», 1998


Вот уже несколько лет я главным образом занима­юсь тем, что провожу консультации по изучению Биб­лии. По крайней мере к одному заключению я пришел однозначно: эта область включает в себя поистине не­ограниченное количество самых разнообразных во­просов, каждый из которых требует своего разъясне­ния. И там, где такая ситуация возникает, мы нахо­димся не так далеко от реальности.

Рассмотрим некоторые из этих проблем. Во-пер­вых, как определить, что какой-то конкретный под­ход к консультациям носит библейский характер" } Разумеется, никакой евангелист не согласится утвер­ждать, что его идеи не соответствуют учению Библии. И в то же время создается впечатление, что всякий, кто проводит консультации, подвергается критике со стороны других людей за то, что он не придерживает­ся Библии. Христианский консультант в своих пись­менных трудах и лекциях затрачивает» как правило, немало времени и сил на упреки в адрес других хрис­тианских консультантов в том, что те, по его мнению, не следуют Библии.

И в самом деле, как нам определить, что та или иная тема, затронутая в консультации, рассматрива­ется в соответствии с учением Библии? Я вспоминаю, как один богослов предложил считать библейской учебную программу по курсу консультаций лишь в


4

Как понимать людей

том случае, если она включает в себя определенный ми­нимум богословия и библейского курса на английском языке. Кроме того, существует мнение, что консульта­ция как таковая не носит библейского характера, не имеет ничего общего с библейскими (богословскими) дисциплинами, но в сочетании с дисциплинами духов­ной семинарии может подняться до статуса библейской.

Рассмотрим еще одну разновидность сложных во­просов. Как нам определять взаимоотношения между библейским курсом и психологическими иссле­дованиями? Нужно ли, чтобы стать хорошим библей­ским консультантом, иметь какой-то уровень знаний в богословии — или это несущественно? Следует ли христианину изучать мирскую психологию, чтобы ^быть библейским консультантом? Повредит ли это библейскому консультанту или поможет? Надо ли проверять мирскую теорию учением мирских профес­соров, или же мирская теория должна быть подверг­нута критике христианских ученых, признающих ав­торитет Библии? А может быть, если Библия действи­тельно способна ответить на все вопросы в процессе консультации, мирскую теорию можно вообще игно­рировать? Каждую неделю я получаю по нескольку писем, в которых меня спрашивают о целесообразно­сти введения в программу обычной или христианской школы курса консультационных занятий. Как мне на это ответить?

Важно ли обладать исчерпывающими знаниями Писания, чтобы подготовить хорошего консультанта? Или же для этого требуется практическая подготовка по освоению методов применения Библии в жизни. Что вы хотели бы закончить, какие знания и опыт обрести, чтобы потом решить, куда послать за по­мощью свою дочь, страдающую от отсутствия аппети­та, или отца, страдающего от депрессии?

И, наконец, что можно сказать о таком спорном вопросе, как собственное достоинство? Отходит ли Джеймс Добсон от Библии, когда подчеркивает важ­ность развития чувства самолюбия в подрастающем человеке? Ближе ли становится к Библии Джей Адаме, когда утверждает, что людям нужен Бог и только Бог, а не развитое самолюбие?


Предисловие 5

А как насчет Ларри Крабба? Является ли он теоре­тиком самолюбия, ловко скрывающимся под маской убежденного евангелиста? Становится ли он в вопросе самоуважения ближе к взглядам Шуллера, когда го­ворит, что человеку необходимы чувства безопасности и собственной значимости? Вероятно, он действитель­но способствовал развитию системы, в которой чело­век занимает главное место (начав с психологических идей о нуждах личности), предпочтя ее системе, в ко­торой главное место занимает Бог и которая подчер­кивает святость Бога, греховность человека, идею прощения и примирения через кровь Агнца. Некото­рым (как мне говорили) интересно, чьи принципы в большей степени он заимствовал при формировании своих идей — Маслова, Роджерса и Эллиса, или же Моисея, Луки и Павла.

Тема собственного достоинства стала своеобразным водоразделом, разделившим консультантов по взгля­дам на отдельные течения. По одну сторону находится большая группа исследователей, глубоко убежденных в том, что любовь человека к самому себе является непременным условием его любви к другим людям. «Любите других так, как вы любите самих себя» — это ключевая фраза их теории, которая сводится к тому, что без «любви к себе» невозможна «любовь к другим».* Самая главная проблема, по их убеждению, кроется в слабо развитом чувстве собственного досто­инства, что потом становится главной причиной греха. Следовательно, основные усилия при консуль­тации должны быть направлены на то, чтобы помочь человеку в большей степени уважать себя.

Другая группа исследователей утверждает, что люди и без того слишком много внимания уделяют самим себе и что усилия по укреплению чувства само­уважения только усугубляют проблему. Сторонники этой идеи считают, что настоящая проблема не в не­осуществленных ожиданиях, а в развращенности. Грех настолько затмил сердца и умы людей, что необ-

* Следует отметить, что Эрих Фромм развил и популяризовал идею о том, что только после того, как человек полюбит самого себя, он сможет полюбить и других.


6

Как понимать людей

ходимый свет может принести только истина Библии. Поэтому наивысшей ценностью является изучение Библии.

Сторонники теории самоуважения говорят о своих оппонентах, что они не понимают глубинных нужд че­ловека, упрекают их в холодности, чопорности, экзе­гезе, за которыми они не видят настоящей истины о Божьей любви, способной раскрыться только в истине Писания.

Твердые экзегеты, стоящие по другую сторону от сторонников теории любви к себе, считают, что само­уважение — это своеобразный троянский конь, заду­манный для того, чтобы внести в Божью истину без­божный гуманизм, использующий для маскировки " благодушный христианский язык. По-видимому, по­лагают они, здесь главная задача состоит в том, чтобы замаскировать под какое-нибудь учение чисто челове­ческое искажение Евангелия, что дало бы благопри­ятную почву для заботы в первую очередь о собствен­ном достоинстве. Поэтому экзегеты решительно отвер­гают такое учение, считая, что сами они твердо стоят за истинную веру. Сторонников самоуважения они склонны рассматривать как разнородную массу, неко­торые из которых являются искренне верующими и хотят следовать Библии, другие придерживаются от­кровенно либеральных взглядов или по крайней мере либеральных взглядов на богословие, но при этом общее в них то, что все они обмануты, неверны и по­тенциально опасны.

Я сам не отношу себя ни к одной из этих групп. Сторонники теории любви к себе не считают грех вы­сокомерным противлением Божьей воле и глупой за­носчивостью, поэтому предлагают такое мягкое лекар­ство, которое не способно реально бороться с пробле­мой. Когда злокачественная опухоль быстро растет, обеспечение условий для ее роста лишь противодейст­вует эффективному лечению.

С другой стороны, твердые экзегеты ставят во главу угла строгое толкование Библии. Это приводит к тому, что текст Писания теряет свою повествова­тельную ценность и ценность в плане изменения жизни. И чтобы утвердить свое неповествовательное и


Предисловие 7

неличностное понимание Библии, они должны отвер­гать многие места в Писании, в которых подчеркива­ется важность живого общения и личностного воспри­ятия истины. Таким образом, люди больше внимания уделяют скрупулезному изучению Библии и жесткому богословию, а не любви, открытой жизни и доброте. Экзегеты настаивают на том, что правильный экзеге-зис Слова никогда не отделяет доктрину от практики, что Слово, если его понимать, провозглашать и пра­вильно ему следовать, само по себе уже меняет жизнь. Но каким-то образом получается, что Бог отделяется от Своего Слова, и за то время, которое мы проводим в скрупулезном изучении Слова, мы не становимся ближе к Той Личности, Которая помогает нам пони­мать изучаемые слова.

Учение твердых экзегетов оставляет без внимания огромные пласты и существенные стороны человечес­кой жизни. Жизненная истина, которая затрагивает самые главные вопросы жизни, заменяется техниче­ской истиной, которая помогает людям сдавать экза­мены в семинариях и правильно подготовить пропо­ведь, но не помогает устанавливать тесные контакты с людьми, серьезно относиться к людям и соотносить истину с реальными человеческими нуждами. Пони­мание Писания, при котором мы не способны ответить на сложные вопросы о том, как нам принести реаль­ную пользу другим людям, — это и не понимание вовсе.

Каждый христианин, который верит в то, что Биб­лия является непогрешимым, авторитетным и важ­ным Словом Божьим, искренне желает, чтобы текст Слова руководил его мыслями, желает с радостью по­лучать поддержку в Писании. Но когда мы обращаем­ся к Библии в поисках ответов на жизненные ситуа­ции, которые постоянно приходится рассматривать консультантам (например: «Что мне делать с убежав­шей из дома молоденькой девушкой, которая ненави­дит себя, поскольку ее отец уже три года домогается ее, и это до сих пор продолжается?»), актуальным ста­новится такой злободневный вопрос:

Какими принципами толкования и практического применения мы должны руководствоваться, чтобы


8


Как понимать людей


Предисловие


9


 


найти в тексте информацию, необходимую для помо­щи этой несчастной дочери? Верим ли мы в то, что Библия является той книгой, в которой мы можем найти ответы на подобные вопросы? Если да, то каким образом мы можем противостоять тем положениям, которых мы придерживались до того, как обратились к этому тексту? Если взять искреннего, возрожденно­го консультанта, не прошедшего подготовку ни в об­ласти формального богословия, ни в области языка Библии, обладает ли он способностями только к экзе-гезису, а, следовательно, зависит ли он от квалифици­рованных богословов, если говорить о «реальном» эк-зегезисе? Если да, то почему исследователи Библии редко отвечают на те трудные вопросы, которые люди.падают им о жизни?

Является ли Библия главной книгой для консультан­та? Некоторые глубоко убеждены, что Библия раскры­вает нам все знания, необходимые для того, чтобы жить так, как должен жить христианин, но почему-то отсы­лают людей с «психологическими» проблемами к спе­циалистам, обладающим профессиональной подготов­кой (т.е. к консультантам, прошедшим подготовку и не следующим библейской истине). Они ставят различия между психологическими и духовными проблемами и проводят консультации по Писанию только в тех случа­ях, когда речь идет о проблемах духовных. Правильно ли это? Отличаются ли в действительности психологи­ческие проблемы от духовных? Если да, то в чем именно состоит это отличие? Может быть, агорафобия — это просто название чего-то такого, что при правильном его понимании можно отнести и к духовной проблеме, о ко­торой говорит Библия. Вероятно, у психологических и духовных проблем один корень.

Если же тем не менее эти две категории проблем отличаются в принципе, то можем ли мы надеяться на то, что неверующий психолог просветит нас в области психологических проблем, как мы надеемся на то, что высококвалифицированный врач поставит правиль­ный диагноз и назначит правильный курс лечения, независимо от того, верующий этот врач или греш­ник? Иными словами, прав ли Корнелиус Ван Тиль, говоря о том, что грех воздействует на интеллект, из


чего можно сделать вывод, что все заключения, сде­ланные неверующим человеком, являются безнравст­венными?

Вероятно, нам следует предположить, что сущест­вует только одна категория проблем, состоящих в том, что так называемые умственные болезни и нервные расстройства на самом деле являются сложными ду­ховными проблемами, переименованными и замаски­рованными, но все-таки проблемами, о которых Писа­ние говорит на своем языке. И если мы примем эту идею, то что нам тогда делать с теми бесчисленными данными, которые старательно собрали мирские ис­следователи? Отбросить их как бесполезные? Взять из них те, которые лишний раз доказывают истинность Библии, и говорить о том, как нечестивые спотыкают­ся об истину? Или все, что было достигнуто мирскими психологами, взять и перетолковать через призму ут­верждений Библии?

* * *

Вопросам нет конца. Так же нет конца и ответам, которые дают на эти вопросы христиане. Такое по­ложение в области христианского консультирования напоминает (в самом плохом смысле) разделение еван­гельской церкви на конкурирующие между собой де­номинации, последователи которых защищают свою неповторимость с такой энергией, будто речь идет о борьбе за выживание, и смотрят на других иногда бла­госклонно, а иногда с открытым пренебрежением.

Деноминации среди христианских консультантов подразумевают, различие более или менее широко из­вестных школ, некоторые из которых располагают всеми признаками целых движений:

• Явные лидеры.

• Ревностные ученики.

• Специальные конференции, которые многие по­
следователи неизменно посещают.

• Признанные авторы и ораторы.

• Особый язык, который отличает того, кто его
применяет, от всех остальных.


10


Как понимать людей


Предисловие


11


 


Сходство, которое выявит какое-либо соглашение в результате дальнейших диалогов или изучений, не сулит ничего хорошего: на мой взгляд, оно не лучше перспектив развития экуменических позиций, кото­рых с радостью придерживаются все консервативные деноминации. Разногласия останутся даже среди тех, кто занимается самыми главными богословскими во­просами.

Вероятно, это просто неизбежно, а потому достойно того, чтобы к этому относиться терпимо. Это даже хо­рошо. В том мире, где в несовершенных умах идет борьба за то, как понимать^ сказанное Богом, расхож­дения идей в рамках четко определенной структуры может пойти только на пользу. Христиане часто слу­шают друг друга для того, чтобы в первую очередь найти разногласия, а не взаимный стимул. В резуль­тате они задыхаются, оставшись без творческого мышления, которое могло бы помочь лучше понимать сложные вопросы.

Ясное выражение различных точек зрения и актив­ная работа в области неясно сформулированных идей, когда стороны позволяют Писанию быть самым глав­ным судьей, могут лишний раз подвергнуть проверке правильность позиций. После этого мы уже лучше видим, где наше понимание вещей неадекватно важ­ным вопросам. Если же мы в конце концов считаем Писание высшим авторитетом, то в результате мы можем вернуться к тексту, вооруженные новыми ме­тодами изучения и стимулируемые теми вопросами, на которые необходимо найти ответ. В атмосфере вза­имной любви, уважения и терпимости диалог может принести только пользу./

Однако диалог между христианами (как, впрочем, и неверующими) очень часто перерастает в раскол, на­тянутые отношения и открытую вражду. Дух разделе­ния, подогреваемый непониманием и бессмысленной риторикой, заставляет с подозрением относиться ко всем, чьи взгляды выходят за рамки нашего узкого круга, а также выступать с нездоровой поддержкой в защиту «нашего круга». Почему? Почему Божьи дети ссорятся по пустякам, делятся на кланы и клевещут


 


друг на друга, когда все мы понимаем, что нет ничего горше, чем враждовать друг с другом?

Думаю, что ответ так же прост, как и трагичен. Все мы замкнуты в себе, горды и находимся в опасности. Сторонники одной позиции иногда считают, что их ду­ховная роль в связях «между лагерями» состоит в том, чтобы информировать и поправлять, но никак не слу­шать. Мы убеждаем себя в том, что отстаиваем истину, а фактически бездумно замыкаемся в себе. Поскольку во время диалога мы редко проверяем свои собственные мотивы, наивно предпочитая верить в то, что Дух Божий на нашей стороне, дискуссия заканчивается тем, что каждая сторона с чувством выполненного долга еще сильнее убеждается в правоте собственных взглядов и благочестиво отвергает взгляды всех остальных.

Такое положение вещей, разумеется, оправдывает себя, когда необходимо отстаивать истину. Христиан­ский миссионер может терпимо относиться к мусуль­манской культуре, но никогда не должен идти на ком­промисс с истинным Евангелием ради наведения мос­тов между народами. Он находится там для того, чтобы обращать людей в веру, отвращать их от лже­учения и обращать к истинному учению. Его цель не состоит в том, чтобы в диалоге находить синтез идей.

Христианские консультанты также считают, что Божья истина — это не какой-то набор гибких кон­цепций, которые легко можно приспособить к любой позиции. Есть истина, и есть ложь, а Библия является твердой основой, которая определяет, что есть что. Среди христиан, в равной степени признающих авто­ритет Библии, существуют значительные разногласия по поводу таких вопросов, как экклесиология, эсхато­логия и пневматология, и мы должны отстаивать свои взгляды, искренне в них веря.

Но в семье тех, кто исповедует господство Христа и авторитет Библии, определенные подходы должны быть характерными для всех. Сторонние наблюдатели должны сразу видеть, что мы говорим друг с другом в духе взаимной поддержки и любви. Вместо этого, я опасаюсь, в большинстве случаев они видят подход, который можно выразить примерно так: «Я подожду, пока ты не наступишь на мою любимую мозоль, а


12


Как понимать людей


Предисловие


13


 


затем взорвусь в ответ криком праведного негодова­ния».

~ Когда наши взгляды как христианских консуль­тантов не совпадают, мы должны хранить верность своим убеждениям и в то же время стремиться по­нять, в чем состоят наши различия. И всякий раз, видя очевидные ошибки или опасные тенденции, мы должны одновременно со смирением и непоколебимой твердостью отстаивать свои взгляды.

Но проблема заключается в том, что мы не умеем этого делать. Наша склонность ко греху заставляет нас спокойно и вполне искренне наслаждаться кри­тикой в адрес идей, отличных от наших. Мы печально качаем головами по поводу ошибки брата, а в это время наши сердца наполнены радостью от осознания собственного превосходства. Осуждение кого-то друго­го, особенно в кругу его единомышленников и призна­тельных последователей, может оказаться поспеш­ным, подобно массовому подбадриванию болельщиков задолго до начала спортивной игры.

Как христиане мы должны понимать, что можем обмануть самих себя, принимая фарисейскую надмен­ность за благородные мотивы. Зная свою склонность к самовозвышению, мы должны быть особенно осто­рожны, выражая то, в чем мы отличаемся друг от друга. Мы должны проводить много времени в молит­ве, проверяя свои мотивы, стремясь найти в них то, что способствует служению. Мы должны избегать воз­буждающей риторики, замаскированной под самоуве­ренное обличение ошибки, и вместо нее вести страст­ный, но разумный разговор о мыслях верующего брата. Самоуверенность очень легко может перерасти в высокомерие.

При нынешней же ситуации будущее библейской консультации, как мне кажется, довольно безлико. Сложившееся положение дел таит в себе реальную возможность для существенного раскола, а не для бла­гословения. Это легко может стать фундаментом, на котором лидеры воздвигают себе монументы, а не несут служение, чтобы с состраданием вносить в за­блудшие жизни Божью истину. Это может стать пред­посылкой для препирательств и ненависти, но не для


конструктивных взаимоотношений людей, призван­ных любить друг друга. Но все может быть и совер­шенно иначе.

Если цель библейской консультации состоит в том, чтобы понять свой положительный потенциал и про­славить Бога, Который является единственным, Кто может исцелить разрушенные сердца и привести к Себе грешников, в этом случае, я думаю, мы должны при обсуждении этого вопроса уделить первостепен­ное внимание нескольким простым принципам, кото­рые тем не менее легко нарушить.

Принцип 1: Излагайте наши позиции четко и не выражайте при этом жарких эмоций. Показывайте их соответствие Писанию, не демонстрируя при этом анта­гонистического пыла. От этого яснее будет видна наша убежденность в ценности и пользе Божьего Слова. Там, где убежденность явно видна с самого начала, пыл сразу угасает. (Чтобы следовать принципу 1, потребуется су­щественная самопроверка наших мотивов.)

Принцип 2: Постоянно будьте готовы изменить взгляды, которые мы только что лелеяли, если мы на­чинаем понимать, что в свете Писания их необходимо изменить. Поддерживайте в себе эту готовность, посе­щая конференции, проводимые другими евангельскими консультантами. Серьезно изучайте и обсуждайте их взгляды посредством живого диалога. Предлагайте бо­гословам обсудить наше понимание Писания,,

Принцип 3: Отдайте все силы, для того, чтобы пройти по натянутому канату убежденности, избе­гая при этом (1) принятия всего и вся (убежденности в том, что единство выше истины) или (2) полного не­приятия (убежденности в том, что обличение иного взгляда выше понимания этого взгляда).

Мы должны соглашаться, если можем соглашать­ся, не соглашаться, если должны не соглашаться, и сотрудничать, когда это возможно, не поступаясь ради компромисса Божьими целями.

* * *

В данной книге я пытаюсь следовать этим принци­пам. Моя цель состоит в том, чтобы показать некото­рые труды моих усилий в понимании того, что такое


14


Как понимать людей


Предисловие


15


 


библейская консультация. Я не намерен дальше раз­вивать еще одну деноминацию в вопросе о консульта­ции. Я намерен выразить свои идеи таким образом, чтобы они способствовали дальнейшему развитию дискуссии, пролили свет на неясные вопросы и заста­вили нас идти к Божьему Слову с дополнительными вопросами.

Читатели, знакомые с моими прежними трудами, увидят, что изменились мои концепции, но, как я считаю, фундаментальных изменений в моих идеях все-таки не произошло. Например, сейчас я предпочи­таю говорить о глубоких стремлениях: человеческих сердец к взаимоотношениям и к переменам, а не о личной нужде человека в безопасности и осознании своей значимости. Некоторые поняли меня так, будто я утверждаю, что нужда человека в безопасности и осознании своей значимости определяет его внутрен­нюю суть и поэтому становится его первостепенной за­ботой в жизни. И поэтому в сознании некоторых людей человек занял центральное место в осуществле­нии идей, вместо того чтобы Бог стал центром в по­слушании Ему и в прославлении Его.

Поскольку выбранный мной термин «нужда» чисто внешне ассоциируется с тем, во что я не верю и против чего твердо выступаю, я надеюсь, что высказывание «глубокие стремления, представляющие из себя имен­но ту жажду, которую может утолить только наш Гос­подь» более убедительно покажет, каковы мои убеж­дения. Внимательный же читатель увидит в моих мыслях и другие направления, некоторые из которых являются более существенными.

Цель книги состоит лишь в том, чтобы выразить в общих чертах мысли о консультации и ученичестве. Чтобы знать о том, какие вопросы задавать и какие рекомендации давать во время консультаций, необхо­димо интуитивно чувствовать людей, а это приходит только с многолетним опытом. Развитие концепций в этой книге не обязательно сразу сделает кого-нибудь мастерским консультантом, но оно заложит, я думаю, основы для того, чтобы потом лучше понимать людей. Дискуссии о том, как происходят перемены в людях и каким образом консультанты способствуют этим пе-


ременам, базируются на понимании того, каким обра­
зом поступают люди в тех или иных ситуациях и как
развиваются их проблемы. Этой книгой я стремлюсь!
заложить такую базу.

В процессе работы я искренне молился о том, чтобы растущий дух дружбы и любви среди евангелистов, различных по многим вопросам, но единых в главном, прославлял превосходство Христа и повышал автори­тет Библии во всех усилиях консультантов.


Введение: Иисус есть путь



 


Введение: Иисус есть путь

«...ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого...» (1 Коринфянам 2: 2).

Иногда мне интересно: а может быть, пути реше­ния жизненных проблем на самом деле гораздо проще, чем это себе представляет наша умудренная психологией культура? Сложная теория Фрейда в се­годняшнем мире становится менее интригующей для обыкновенного человека, чем в прошлые времена, а «поп-психология», принявшая лишь формы христи­анства благодаря Роберту Шуллеру или же оставлен­ная мирской усилиями Уэйна Дуайера, чисто внешне соответствует современному воображению. Многие люди склонны находить простые, ничем не усложнен­ные ответы на самые главные и волнующие вопросы жизни.

Вероятно, тенденция к простым ответам — это хо­рошо. Да, слишком часто это побуждает людей наивно принимать идеи, оставляющие без внимания те слож­ности, о которых необходимо помнить, чтобы адекват­но понимать происходящее. Данная тенденция, воз­можно, отражает желание найти безболезненные, быс­трые ответы, вместо того чтобы идти по трудной доро­ге к настоящему счастью.


Но все равно, готовность поверить в то, что сущес­твуют простые ответы, может быть и преимуществом. Наверное, ответы на важные вопросы действительно просты. Трудным может быть практическое решение сложных личных проблем, но их, вероятно, легко об­наружить, понять.

Когда я в буквальном смысле проводил тысячи часов, стремясь удержать супружеские пары от разво­дов, мне много раз приходила в голову одна и та же мысль: если бы мужья больше внимания уделяли своим женам, а жены перестали бы пытаться изме­нить своих мужей, большая часть таких браков стала бы прочнее. В этом нет ничего сложного. Главным же препятствием на пути к этому является упрямство, а не недостаток понимания.

Дети, я думаю, стали бы более управляемыми и ми­лыми, если бы родители отвечали ясно и серьезно на те немногие элементарные вопросы, которые дети им задают. Первый вопрос: «Ты меня любишь?». Пра­вильный ответ: «Да, очень — ведь ты видишь, что я отдаю тебе все силы, и знаешь, что я никогда не брошу тебя». Второй вопрос: «Могу ли я делать то, что мне хочется?». Правильный ответ: «Безнаказанно — нет. И ты видишь, к чему привело то, что человек отошел от Бога».

Люди, страдающие невротическим беспокойством (те, которые в большей степени склонны нервничать, чем остальные), если задумаются над темдв какой ^фереТих жизни Бог не радуется их будущему, и на­учатся более серьезно воспринимать Его обетования, могут быстрее найти покой, чем если они будут при­нимать лекарства и думать над тем, какие травмы в детстве стали источником страха для них.

Депрессию легче побороть, поняв настоящую цель христианства в жизни человека, то, какую надежду на завтрашний день оно дает человеку, чем при по­пытке заглушить свою подавленность и боль посредст­вом терапевтического катарсиса.

«Доверьтесь и слушайтесь, ибо нет иного пути к счастью, кроме как через Иисуса». Действительно ли это может быть так просто, как поется в гимне? Поче­му подобный образ мыслей кажется таким безнадежно


18


Как понимать людей


Введение: Иисус есть путь


19


 


наивным и до опасного поверхностным? Почему люди, которые говорят о том, что «Иисус — это ответ», воспринимаются как недалекие фанатики, а не как разумные профессионалы, предлагающие дей­ственные меры помощи?

Если существует «простота во Христе», которая на­ходит свое применение в консультации, то она так или иначе ускользнула от мыслей и идей большинства психологов и богословов. Ни те, ни другие ничего не сделали для того, чтобы понять чисто практически, как грехопадение человека соотносится с анорексией, депрессией, гомосексуализмом или каким образом выход из таких ситуаций можно найти во Христе и Писании.

Психологи (и даже некоторые богословы и пропо­ведники) часто определяют грех как недостаток само­уважения или неспособность любить — что угодно, только не нравственное зло, не противление, достой­ное осуждения. Поворачиваясь спиной к радикально­му учению Библии о том, каким образом грех прони­кает во все фибры человеческой личности, они пред­лагают такие решения проблем, которые не требуют искупительной жертвы Христа на кресте. Их усилия решить проблемы без Христа облекаются в такие впе­чатляющие теории и подходы к современным исследо­ваниям, что Божьи идеи после них кажутся просто до беспомощного общими и несовременными.

Богословы (в том числе и особо консервативные) всегда с разочарованием открывают для себя, на­сколько просты ответы на сложные вопросы жизни. За небольшим исключением, их высокий уровень об­разования, как правило, побуждает их тратить боль­ше усилий на вопросы для дискуссий, чем на прин­ципы, по которым необходимо жить. Записанная в Библии истина неким образом сокрыта от их глаз. Безжизненная ортодоксия породила поколение твер­долобых христианских лидеров, которые просто ие способны опуститься до забот простых людей.

Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я убежден в том, что серьезная учеба, которая, возмож­но, и не сразу откроет ученику все истины, необходи­ма. Тщательное изучение Библии и богословия долзк-


ао служить основанием, на котором строится все ос­тальное. И ценность инструментов экзегезиса (библей­ские языки, контекстуальный анализ, знание культу­ры) трудно переоценить.

Но каким-то образом похвальное отношение к точ­ности экзегезиса мешает дать конкретные ответы на многие вопросы, что приводит в расстройство коллег-ученых. И обеспокоенные родители, обиженные су­пруги, упрямые люди, оказавшиеся в депрессии, не^· невидящие себя нервные больные обращаются за от­ветами на их срочные и личные вопросы к учителям Библии.

Значит, что-то здесь не так. Все истинное богосло­вие, по самой своей природе, носит практический ха­рактер. Между академическим, духовным и практи­ческим методами изучения Библии не может быть ни­какого разделения. Каждый из них неотделим от ос­тальных. Божественная истина всегда принимается интеллектом, обогащает духовно и имеет бесценное практическое значение. И если это так, то она активно воздействует на человека. Истина всегда находится в движении к более глубоким взаимоотношениям. Если в нашей дискуссии не видно никакого продвижения, то истину здесь понять невозможно.

Однако по определенным причинам широта бого­словия не является гарантом глубины духовности или каких-либо знаний и умений. Знания в области экзе­гетики, основанные на знании первоначальных язы­ков и культуры, сами по себе не гарантируют подго­товку квалифицированных служителей, умеющих от­вечать на острейшие нужды людей. Существует оши­бочное разделение между академическим и практи­ческим подходами.

Когда психологи не борются с греховным корнем эмоционального хаоса, а богословы отделяют учение от практики, люди продолжают жить в растерянно­сти, так и не понимая, есть ли ответы на те вопросы, которые не дают им покоя. Не найдя никакой реаль­ной помощи ни у психолога, который не способен при­вести их ко Христу, ни в проповеди, которая свиде­тельствует скорее о знаниях проповедника, но не до­носит до людей Божью истину, обеспокоенные люди


20


Как понимать людей


Введение; Иисус есть путь


21


 


склонны искать разрешения своих проблем в радости, а не сверхъестественной реальности, в немедленном облегчении, а не в постоянном движении. Как следст­вие, множество людей сегодня имеет поверхностное и искаженное представление о том, что значит доверять Господу. С одной стороны, эмоциональная напряжен­ность заменяет спокойную истину, и последователь­ной настойчивости предпочитают взбешенный фана­тизм. С другой — христиане часто склонны уделять слишком много внимания ритуалу, что приводит под­час просто к самодовольству и чисто показной значи­мости происходящего.

Пасторы и другие христианские служители нахо­дятся в одной связке с остальными христианами. Им не помогают ни психологические идеи, находящиеся под влиянием гуманистической мысли, ни скучное и не имеющее никакого отношения к реальности бого­словие. В результате, стараясь помочь людям, они иногда тоже прибегают к упрощенным и бесполез­ным, но благочестиво звучащим идеям. Жаркие при­зывы исповедаться в грехе, раскаяться в нем и следо­вать Божьим заповедям (делать то, что хорошо и пра­вильно) адресуются пребывающим в растерянности людям, которые порой просто не понимают, в каком грехе нужно исповедаться и какую реальную помощь приносит та или иная перемена в поведении. И сам по себе этот призыв не вносит никакой ясности в вопрос о том, каким образом меняется человек в результате всех этих действий. (Некоторые служители за более сильными призывами к покаянию лишь прячут свое неумение.)

Иеремия не мог относиться иначе, как только с презрением, к поверхностным религиозным руководи­телям своего времени, которые «врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: " мир! мир! ", а мира нет» (Иеремия 6: 14). Те рекомендации, которые не по­могают решению проблемы, могут на самом деле на­нести большой вред. Служители часто обещают покой и исцеление от главной болезни, даже не пытаясь ис­целить при этом непосредственный недуг.

Когда я выступаю в защиту простых решений, я ни в коем случае не хочу, чтобы меня причисляли либо


к поверхностным целителям, которые бойко говорят о вере и любви, либо к склонным все упрощать консуль­тантам, которые могут, пожалуй, влиять только на чисто внешние перемены. Я вообще не хочу, чтобы меня относили к какой-нибудь группе христианских консультантов, которые не способны принять во вни­мание сложность человеческих проблем или болезнен­ность роста личности. У меня нет также ни малейшего желания говорить о своей вере в незыблемость Писа­ния, а потом самому же это Писание извращать. Я не хочу прибегать ни к аллегории экзегезиса, играя тем самым на спекуляции воображением, ни к тривиаль­ности экзегезиса, скрупулезно выстраивая не имею­щие никакой важности мелочи.

Работая над этой книгой, я стремился заложить ос­новы для принятия простой (но скорее радикальной) идеи о том, что Иисус Христос есть путь, истина и жизнь, не впадая при этом в поверхностность или оторванность от реальной жизни. Чтобы достичь этой цели, необходимо понимать, каким образом психоло­гический хаос на самом деле является результатом греховной жизни, в которой нет Бога. Нам также не­обходимо развивать такой подход к Писанию, кото­рый дает нам возможность не только понимать истину Слова, но и применять ее. Такой подход, я уверен, позволит нам увидеть, каким образом истина Библии соотносится с выявлением и лечением эмоциональных проблем.

Когда я думаю о природе библейской консульта­ции, мне на ум приходят три предположения:

1. Если к Библии подходить правильно, то она может
помочь понять структуру обсуждения каждого во­
проса, который необходимо задать консультанту;

2. Связь человека с Иисусом дает поистине неисчер­
паемые возможности для разрешения всякой пси­
хологической (т.е. не органического происхожде­
ния) проблемы;

3. Сообщество Божьих людей, действующих вместе и
стремящихся жить по истине Писания, является
обязательным условием для понимания Божьих от­
ветов на проблемы жизни.


•22 Как понимать людей

Книга построена на основе этих трех главных идей, Первая говорит о важности Писания для решения всех вопросов, с которыми приходится сталкиваться консультанту. Вторая акцентирует внимание на взглядах людей и их проблемах, после чего становит­ся ясяо, почему Христос необходим для разрешения всех возникающих у человека трудностей. Третья рас­сматривает важные перемены в человеческой личнос­ти и указывает на то, каким образом действует биб­лейское сообщество, чтобы стать необходимым усло­вием в такого рода переменах.


Часть I

В БИБЛИИ ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ

Как найти ответы в Писании


Глава 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.