Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2: Субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности, их объединения и структурные подразделения 1 страница






Составитель: Давыденко М.В.

Тема 1: Общие положения о правовом регулировании хозяйственной (предпринимательской) деятельности

 

Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности и её правового регулирования.

Источники правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Структура и содержание законодательства, регулирующего хозяйственную (предпринимательскую) деятельность.

Правовое регулирование видов, форм, способов осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Государственное регулирование и контроль хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Литература

 

1. Андреева, Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник / Л.В. Андреева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 328 с.

2. Ашмарина, Е.М., Ручкина, Г.Ф. Экономическое право Российской Федерации (предмет и метод, система и структура, источники правового регулирования) / Е.М. Ашмарина, Г.Ф. Ручкина // Гос. и право. – 2012. - № 8. – С. 57 – 65.

3. Каменков, В. Нужен ли Хозяйственный кодекс Республики Беларусь? / В. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2009. - № 20. – С. 11 – 21.

4. Каменков, В. Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства / В. Каменков // Юридический журнал. – 2005. - № 1(1). – С. 16 – 20.

5. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. − М.: Изд-во «Юрайт». − 2010. − 875 с.

6. Мамутов, В.К. Хозяйственный кодекс в системе правового обеспечения экономики в Украине / В.К. Мамутов // Гос. и право. – 2008. - № 6. – С. 65 – 72.

7. Попондопуло, В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб­ник / В.Ф. По­пон­допуло. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2011. – 800 с.

8. Практикум по хозяйственному праву / Под ред. В.Ф. Чигира, В.Н. Году­но­ва − Мн: Амал­фея, 2003. − 240 с.

9. Проблемы развития частного права. Сб. статей / Отв. ред. Е.М. Суханов, Н.В. Козлова. – М., 2011. – 559 с.

10. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России: Учебник. – 5-е изд. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2013. – 376 с.

11. Российское предпринимательское право: учебник / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова [и др.]: отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. – 4-е изд. – Москва: Проспект, 2013. – 808 с.

12. Толкачев, А.Н. Коммерческое право: Учебное пособие / А.Н. Толкачев. – М.: Дашков и К, 2012. – 360 с.

13. Шершеневич, Г.Ф. Учебник торгового права: по изданию 1914 г. / Г.Ф. Шершеневич. – М.: СПАРК, 1994. – 159 с.

 

 

В норме ст.1 действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Для раскрытия юридической сущности предпринимательской деятельности необходимо рассмотреть ее признаки, т.е. свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской. Правильное понимание предпринимательской деятельности необходимо, прежде всего, для осуществления контроля за соблюдением требования о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или организации со статусом юридического лица, закрепленного в нормах Декрета Президента Республики Беларусь " О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования", ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Определяющим моментом для уяснения сущности предпринимательской деятельности является норма ст.13 Конституции, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступает разновидностью деятельности экономической, т.е. предпринимательская деятельность может осуществляться только в рамках экономической. Из приведенной конституционной нормы следует, что если деятельность не является предпринимательской, то она относится к " иной не запрещенной законом экономической деятельности".

После того как определенная деятельность отнесена к экономической, необходимо решать вопрос о возможности или невозможности ее квалификации в качестве предпринимательской. С этой целью попытаемся выполнить поставленную выше задачу - проанализировать систему признаков предпринимательской деятельности. Таковыми являются:

1. Участие лица в гражданском обороте. Как следует из нормы ч.2 п.1 ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, осуществляя предпринимательскую деятельность, лицо участвует в гражданском обороте. Под Гражданским оборотом следует понимать " процесс перехода вещных нрав на гражданско-правовые объекты от одних лиц к другим в результате исполнения обязательств". На первый взгляд данное определение не учитывает ситуацию, когда предметом обязательства выступают услуги. Однако, если рассматривать нематериальные блага в качестве товаров в экономическом смысле, то приведенное определение будет охватывать все, что входит в гражданский оборот.

2. Самостоятельный характер деятельности. Этот признак указывает на так называемый " волевой источник" предпринимательской деятельности. Следует отметить, что это не просто самостоятельная, но еще и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение различных потребностей других лиц и общества в целом. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность. Имущественная самостоятельность предполагает наличие у предпринимателя обособленного собственного имущества в качестве экономической базы деятельности. Объем имущественной самостоятельности организаций со статусом юридического лица определяется тем видом вещного права, на котором за ними закрепляется имущество. Больше возможностей в осуществлении предпринимательской деятельности у организаций-собственников и индивидуальных предпринимателей, меньше - у организаций, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Организационная самостоятельность подразумевает возможность принятия предпринимателем самостоятельных решений в процессе осуществления деятельности. Необходимая предпосылка такой самостоятельности - наличие правоспособности, которая у организации со статусом юридического лица возникает с момента государственной регистрации (п.3 ст.45 Гражданского кодекса Республики Беларусь). По общему правилу, способность физического лица осуществлять предпринимательскую деятельность возникает с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Лицо действует от своего имени. Необходимо иметь в виду, что в современных условиях в отдельных случаях предприниматель, например, коммерческий представитель, может действовать от имени и в интересах другого лица (ст.185 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Однако, в отношениях с представляемым такой предприниматель действует от своего имени.

Выступление лица в гражданском обороте от своего имени отличает предпринимательскую деятельность от наемного труда, а предпринимателя - от наемного работника. Последний выполняет по трудовому договору (контракту) определенную трудовую функцию, действуя от имени нанимателя, который в результате действий работника приобретает права и принимает на себя обязанности.

4. Предпринимательский риск, являющийся логическим продолжением самостоятельности предпринимателя. Легальное определение понятия " предпринимательский риск" в действующем праве дается применительно к договору страхования. Предпринимательский риск представляет собой риск убытков от предпринимательской деятельности.

Рассматривая рисковый характер предпринимательской деятельности, следует отметить, что в случае наступления неблагоприятных результатов деятельности предприниматель лишь рискует ухудшить свое имущественное положение. При этом убытки из-за нарушения своих обязательств контрагентами могут быть возмещены посредством привлечения контрагентов к гражданско-правовой ответственности, что значительно снижает степень риска таких убытков. Если же предприниматель нарушает нормы права либо обязательства перед контрагентами, то он сам несет ответственность, которая также является необходимым элементом понятия предпринимательской деятельности.

5. Самостоятельная имущественная ответственность находится в неразрывной связи с предпринимательским риском. Отличительная особенность ответственности предпринимателя заключается в том, что она наступает независимо от вины. Нарушитель обязательства освобождается от ответственности, если он докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Для обеспечения самостоятельной имущественной ответственности коммерческих организаций законодатель предусматривает два способа: установление минимального размера уставного фонда и субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей (участников) организации по ее обязательствам. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть обращено взыскание.

6. Цель деятельности - систематическое получение прибыли. Прибыль - это конечная цель осуществления предпринимательской деятельности, но не обязательный результат. Даже если первоначально предприниматель ставил целью получение дохода, а в итоге понес убытки (результат предпринимательского риска), его деятельность все равно будет считаться предпринимательской, т.е. для отнесения экономической деятельности к предпринимательской принципиальное значение имеет не фактическое систематическое получение прибыли, а совершение действий, направленных на ее систематическое получение.

Квалифицирующим признаком извлечения прибыли как цели предпринимательской деятельности является систематичность ее извлечения. Это один из самых спорных моментов в определении предпринимательской деятельности ввиду отсутствия легальных критериев систематичности применительно к указанной деятельности. Принципиальным применительно к толкованию словосочетания " деятельность, направленная на систематическое получение прибыли" является вопрос о том, должна ли эта деятельность носить систематический характер или достаточно совершения одной сделки, приносящей систематическую прибыль.

Понятие " системность" использовалось ранее и используется в настоящее время в гражданском праве применительно к различным ситуациям, однако какие-либо ориентиры для определения систематичности в указанных случаях в Гражданском кодексе Республики Беларусь не приводятся. В нормах других отраслей права систематичность характеризуется чаще всего с количественной стороны, хотя в отдельных случаях законодатель использует и качественную характеристику. Чаще всего используется такой критерий как " более двух раз в течение года".

Таким образом, систематичность как характеристика цели предпринимательской деятельности может состоять либо в систематическом (более двух раз в течение года) совершении действий, направленных на получение прибыли, либо в совершении действий, которые не имеют систематического характера, но очевидно свидетельствуют о намерении лица осуществлять эти действия в будущем с целью систематического получения прибыли.

7. Способ осуществления предпринимательской деятельности (получения прибыли). К таковым согласно норме ч.2 п.1 ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся: пользование имуществом; продажа вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи; выполнение работ; оказание услуг, при условии, что эти работы и услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Данный перечень сформулирован как исключительный, однако в соответствии с правилом ч.3 ст.13 Конституции " государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

При этом в соответствии с нормами ч.4 п.1 ст. 1 гражданского кодекса Республики Беларусь к предпринимательской деятельности не относятся ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством (далее - лицо, осуществляющее разовую реализацию товаров на рынке), адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность, деятельность третейских судей, деятельность физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам по оказанию услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми, сдаче внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания и др.

Исходя из легального определения, предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность) и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь организационно-правовых формах).

Понятие " организационно-правовая форма" употребляется в отношении организаций со статусом юридического лица, поэтому, когда идет речь о предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах. Соответственно под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, кто выступает субъектом собственности или на базе какого вещного права осуществляет свою деятельность организация. Если имущество является государственным, то речь идет о государственных предприятиях, находящихся в республиканской или коммунальной собственности. Хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, частные унитарные предприятия относятся к частным коммерческим организациям.

В зависимости от объема прав самой организации на используемое ею имущество можно выделить три отличных друг от друга модели имущественных отношений:

· организации, обладающие правом оперативного управления на имущество, в частности казенные предприятия;

· организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество, - унитарные предприятия;

· организации, обладающие правом собственности на имущество, - все остальные организации.

Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления деятельностью коммерческой организации. Так, в унитарных предприятиях данная структура представлена отношениями руководителя и собственника имущества, основанными на контракте, в хозяйственных товариществах - взаимоотношениями участников, в хозяйственных обществах и производственных кооперативах - взаимоотношениями общего собрания участников и исполнительных органов.

Особенности взаимодействия собственника имущества и учредителей (участников) проявляются в первую очередь в их правах на участие в управлении деятельностью организации. Так, собственник унитарного предприятия определяет цели деятельности предприятия, утверждает устав и назначает руководителя, но в последующем не вмешивается в оперативную деятельность предприятия. В коммандитном товариществе управление деятельностью осуществляется только полными товарищами, вкладчики (коммандиты) в управлении делами товарищества не участвуют.

Конструкция ответственности также является отличительным признаком организационно-правовой формы. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом. В хозяйственных обществах, за исключением общества с дополнительной ответственностью, участники не отвечают по долгам общества, а лишь рискуют своей долей в капитале общества. Участники производственного кооператива кроме риска своим паем отвечают по долгам кооператива субсидиарно, в пределах, определенных уставом, что характерно и для участников общества с дополнительной ответственностью.

Исходя из перечисленных признаков можно выделить следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные); хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные); производственные кооперативы; государственные и частные унитарные предприятия.

Указанные организации в соответствии с действующими правовыми нормами являются коммерческими, т.е. основной целью их деятельности является получение прибыли и (или) распределение ее между участниками.

Организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими (п.1 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что эта деятельность соответствует следующим требованиям:

1) она необходима для уставных целей, ради которых они созданы;

2) соответствует этим целям;

3) отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций (ч.4 п.3 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

В отношении отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (ассоциации, союзы) установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности, однако такие организации вправе выступать в качестве учредителей коммерческих организаций.

Политические партии не имеют права и на участие в создании коммерческих организаций. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики.

В целях удовлетворения материальных (имущественных) потребностей участников создаются некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов. Для достижения этой цели последние объединяют имущественные паевые взносы (п.1 ст.116 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Норма ст.116 Гражданского кодекса Республики Беларусь не содержит прямых указаний либо запретов на осуществление потребительским кооперативом предпринимательской деятельностью. Однако норма п.5 данной статьи Гражданского кодекса Республики Беларусь содержит прямой запрет на распределение доходов и прибыли между членами потребительского кооператива, из чего следует вывод о том, что кооператив может заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли при условии соблюдения рассмотренных выше требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

В научной и учебной юридической литературе в качестве предмета правового регулирования называют общественные отношения. В качестве предмета хозяйственно-правового регулирования выступает круг общественных отношений, которые можно разделить на два вида.

1. Вертикальные - это отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой - орган государственного управления.

2. Горизонтальные - это отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности в процессе ее осуществления. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.

Перечисленные общественные отношения, урегулированные нормами, закрепленными в нормативных правовых актах, составляющих систему хозяйственного законодательства, приобретают качества хозяйственных правоотношений. Последние, представляя собой правовую связь между субъектами, имеют сложное содержание и структуру, так как их составляющие - горизонтальные и вертикальные отношения - не всегда выступают в чистом виде.

Наиболее полное представление о хозяйственном правоотношении возникает тогда, когда оно рассматривается в виде составляющих его элементов, к числу которых относят: субъект, объект, содержание, юридические факты.

Участники хозяйственного правоотношения именуются их субъектами. В качестве таковых выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.

Объектами хозяйственного правоотношения являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, действия субъектов, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.

Содержание хозяйственного правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, являющиеся соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением.

Основанием возникновения, изменения и прекращения хозяйственного правоотношения выступают юридические факты. Поскольку данные отношения возникают в процессе осуществления предпринимательской деятельности, обстоятельствами, с которыми нормы права связывают возникновение хозяйственного правоотношения, являются, прежде всего, действия участников правоотношения (юридические акты). Правоизменяющими и правопрекращающими юридическими фактами выступают чаще всего события.

Действия участников хозяйственных отношений подразделяются на правомерные и неправомерные. Примером последних является указание органа государственного управления, данное по вопросу, не входящему в его компетенцию. Правомерные действия можно подразделить акты-соглашения (например, договор, заключенный между двумя коммерческими организациями), акты-разрешения (например, лицензия на определенный вид деятельности, выдаваемая уполномоченным государственным органом), акты одностороннего характера (к ним относятся меры оперативного характера, применяемые как субъектом предпринимательской деятельности для защиты своих субъективных прав и законных интересов, так и уполномоченными государственными органами).

Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе наша Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности является, безусловно, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с положением ч.3 ст.13 Конституции " государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Возможность ограничения свободы предпринимательства " в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц" и " только в случаях, предусмотренных законом" следует и из нормы ч.1 ст.23 Конституции.

В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч.1 ст.63 Конституции).

2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч.1 ст.13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения. Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст.44 Конституции. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.

4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч.4 ст.13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

5. Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст.7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой - деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст.12 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.

В системе принципов правового регулирования предпринимательской деятельности кроме вышеперечисленных конституционных принципов следует включить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют принципы гражданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются на положениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражают сущность гражданско-правовых отношений в целом. В общей форме они сформулированы в норме ст.2 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.

Поскольку основным источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт, характеристику источников правового регулирования предпринимательской деятельности целесообразно начать с анализа законодательства о предпринимательской деятельности, именуемого в юридической литературе в зависимости от принятой терминологии предпринимательским или хозяйственным законодательством.

В основе всей национальной правовой системы лежит Конституция. Конституционная основа предпринимательской деятельности - это система конституционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательской деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго определенных пределах.

С этой целью конституционные нормы:

1) закрепляют предпосылки для реализации права на осуществление предпринимательской и иных видов экономической деятельности (единая денежная система, единая финансово-кредитная система, право частной собственности и т.д.);






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.