Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1.1. Введение в курс «История государства и права зарубежных стран».






 

План лекции:

1. Понятие, предмет, метод науки.

2. Периодизация курса, обзор литературы.

 

История государства и права зарубежных стран является историко-правовой наукой, так как она является составной частью всеобщей истории и юриспруденции. Знание истории государства и права зарубежных стран нужно для прогнозирования основных тенденций развития государства и права в ближайшем будущем. Чтобы понять современное государство и право, необходимо знать, как они возникли, какие причины влияли на их образование, становление, изменение их формы и содержания.

Предметом курса является закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права стран и регионов в определенный исторический период.

Как и любая другая наука, история государства и права обладает целым рядом методов. Методология науки образуется из совокупности методов и принципов научного познания.

Основными методами являются:

1. Сравнительно-исторический и сравнительно-правовой методы используется для выявления общих закономерностей и отличительных признаков в развитии государства и права в разных странах в одно и тоже время.

2. Культурологический метод предполагает обособленное изучение закона и права. Право при этом рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества.

3. Системно-структурный метод применяется при исследовании правовых систем состоящих из множества взаимодействующих элементов: принципы, институты, нормы, отрасли, которые обеспечивают устойчивую целостность. Этот метод требует изучения структурных элементов нормы права в их внутренней взаимосвязи.

4. Статистический метод используется при исследовании количественных сторон историко-правового процесса. Применение его позволяет выявить распространенность, темпы развития того или иного политико-правового института. Этот метод помогает отличить необходимое от случайного, распознать закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями (феномен тоталитаризма). В современное время статистический метод уступает место математическим методам.

Материалы учебного курса располагаются в хронологической последовательности в рамках четырех основных периодов Древнего мира (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.); Средних веков (V в. – XVII в.); Нового времени (XVII в. – конец XIXв.); Новейшего времени (XX – XXI в.). Эта периодизация в значительной мере условна, каждая из эпох характеризуется неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов. Не все страны прошли эти периоды общественного развития, а если и проходили, то не всегда синхронно и однозначно. В период Древнего мира в древневосточных государствах существовал иной способ производства, нежели в античной цивидизации, который получил в науке название «азиатский». Во многих регионах мира господствовал первобытнообщинный строй. В пределах этих эпох и цивилизаций рассматривается далее история государства и права отдельных стран.

Как самостоятельная наука история государства и права складывается в кон. XVIII нач. XIX вв. Большую роль в развитии историко-правовых знаний сыграла историческая школа права Германии (Р. Пухта, Ф. Савиньи и др.), которая изучала историю римского и германского права.

Всеобщая история права преподавалась в России под различными названиями: в начале – «права знатнейших древних и нынешних народов» (по Университетскому уставу 1805 г.), затем по отдельным правовым «семействам» (А.А. Неволин) – славянское право, мусульманское право.

В западной литературе в XIX – XX вв. накоплен и обобщен огромный фактический материал, что привело к изданию фундаментальных трудов: многотомной «Истории права» немецких ученых И. Колера и Л. Венгера, «Панорамы правовых систем», «Истории права», многотомной «Истории английского права» У. Холдсворта.

В России кафедра всеобщей истории была образована в 1872 г. в Демидовском юридическом училище г. Ярославля, который был приравнен к статусу университетского учебного заведения. Здесь же в 1872 г. вышел первый учебник, автором которого был М.Н. Капустин.

В XX веке историю развития права и государственных институтов изучали представители французской школы «Анналов» М. Блок, французские ученые Н. Эллюль, Р. Монье, Ф. Гиррисон. Большой вклад в изучение курса принадлежит представителям сравнительного правоведения (Р. Давид, К. Увайгерт, Х. Кету и др.).

В 1980-е гг. были изданы труды шведского ученого Э. Аннерса «История европейского права» и Г. Дж. Бермана «Западная традиция права: эпоха формирования».

Важным событием в советской историко-правовой науке стало издание в 1944-1947 г. первого учебника по всеобщей истории государства и права, авторами которого стали видные российские ученые-правоведы А.В. Венедиктов, Н.П. Дмитриевский, С.Ф. Кечекьян, Я.А. Лунц, И.С. Перетерский, он был переиздан в 2002 году[1].

В советский и постсоветский период учебные пособия издаются под двумя названиями: «Всеобщая история государства и права» (труды З.М. Черниловского, В.Г. Графского, К.И. Батыра, О.А. Омельченко) и история государства зарубежных стран (труды П.Н. Галанзы, О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой).

История государства и права является огромной копилкой памяти, лабораторией мирового опыта, поэтому она вооружает будущего юриста необходимыми знаниями, без которых невозможна практическая деятельность и успех в решении таких важных задач как формирование правового и социального государства.

 




массаж дмитров

© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.