Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояния сознания. Роль сна






Традиционно психология признает два состояния со­знания, присущих всем людям: 1) сон, рассматриваемый как период отдыха, 2) состояние бодрствования, или ак­тивное состояние сознания, которому соответствует акти­вация всего организма, позволяющая ему улавливать, ана­лизировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествую­щего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.

В среднем наш организм функционирует с чередовани­ем: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответствен­ны за возбуждение центра сна и центра бодрствования. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрство­вания. Так, недостаток сна существенно сказывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыслитель­ная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после 2—3 дней лишения сна. Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый», «пара­доксальный сон» в зависимости от особенностей мозговой активности.

Согласно гипотезе Хартмана (1978), отключение чело­века от внешней среды во время сна необходимо для со­держательной обработки накопленной за день информа­ции.

Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импуль­сы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сно­видения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тре­вожных мыслей. По мнению Фрейда, сновидения обеспе­чивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Исследования Фаулкса (1971) показали, что сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание.

Согласно гипотезе Френча и Фромма, в сновидениях используются механизмы образного мышления для реше­ния мотивационных конфликтов, которые не удается ре­шить с помощью логического анализа во время бодрство­вания, т. е. сновидения представляют собой механизм пси­хологической защиты и стабилизации человека, благо­даря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеоб­разным «окном» в бессознательное человека и своеобраз­ным «каналом» обмена информацией между бессозна­тельным и сознанием, когда более информационно насы­щенное «бессознательное» способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных собы­тиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душев­ных болевых точках и т. п.).

Виды эмоциональных процессов и состояний

Эмоции — особый класс субъективных психологичес­ких состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практичес­кой деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает че­ловек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявле­ния активности человека сопровождаются эмоциональны­ми переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые су­щества устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддер­жания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наи­более распространенная среди живых существ форма эмо­циональных переживаний — это удовольствие, получае­мое от удовлетворения органических потребностей, и не­удовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испы­тывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, на­правленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значе­ния для ее удовлетворения предстоящего действия или де­ятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, вос­принимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционально­го развития человека. Они связаны с определенными вхо­дящими в сферу культуры предметами, видами деятельно­сти и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стре­мится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой со­знания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в тече­ние длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоццй и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органичес­кими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной орга­низации поведения, его разумности. Они способны остав­лять сильные и устойчивые следы в долговременной памя­ти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памя­тью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в ре­зультате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привес­ти к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чув­ством усталости, подавленности, депрессией. Наиболее распространенным видом аффектов является стресс – состояние чрезмерно длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует нашу деятельность. К понятию стресса близко понятие фрустрация (лат. – обман, тщетное ожидание). Фр. переживается как тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Страсть — еще один вид сложных, качественно свое­образных и встречающихся только у человека эмоциональ­ных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определен­ного вида деятельности или предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных прояв­лениях личности можно выделить три сферы: ее органи­ческую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоцио­нальную) чувствительность, предметные чувства и обоб­щенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмо­циональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимуще­ственно связанные с удовлетворением органических потреб­ностей. Предметные чувства связаны с обладанием опре­деленными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эс­тетические. Они проявляются в восхищении одними пред­метами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.