Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие естественной монополии.






Началом антимонопольного законодательства в Р.Ф. положил 1991 году Закон " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1992 году принят Закон РФ " О защите прав потребителей", который содержит ряд норм, определяющих как компетенцию антимонопольных органов, так и сферу регулирования антимонопольного законодательства при защите прав потребителей.

Важным этапом стала Конституция Р.Ф. принятая всенародным голосованием 12.12.1993 ст 8-й гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Первый проект Закона " О естественных монополиях" был подготовлен Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО " Газпром", РАО " ЕЭС России" и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. В апреле Госдума приняла Закон, и он был отправлен на подпись Президенту. В мае Президент, сославшись на наличие в нем противоречий с действующим законодательством, наложил вето на Закон в новой редакции и вернул его в Госдуму. В июне - июле работала согласительная комиссия Госдумы и президентского аппарата. После этого Госдума практически без обсуждения приняла Закон в новой редакции и 17 августа Президент подписал Закон. Это стало возможным благодаря широкой летней кампании, которую развернули средства массовой информации против злоупотреблений, допускаемых естественными монополиями. Особое внимание обращалось на финансовые показатели газовой промышленности, возможность улучшить состояние госбюджета в результате увеличения налогообложения РАО " Газпром" и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда и т.п. По Закону " О естественных монополиях" сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.[3]

Цели антимонопольного законодательства реализуются специально созданной структурой исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом и создаваемыми им территориальными органами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 " О структуре федеральных органов исполнительной власти" с изменениями от 5 ноября 2001 г. Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - МАП России были переданы функции упраздненных органов исполнительной власти - Государственного антимонопольного комитета РФ, Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.[4]

(Natural monopoly натуральная монополия) Монополия, основанная на подавляющем преимуществе в издержках для присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными природными ресурсами, например шахтой с единственными известными залежами определенного полезного ископаемого, или благодаря вложениям капитала в прошлом, которые должны были бы быть продублированы конкурентом, например в национальную систему электроснабжения. Естественную монополию следует отличать от закрепленной законом статутной монополии (государственной монополии statutory monopoly), где позиции присутствующей на рынке фирмы основаны на законах в целях устранения возможных конкурентов. Если преимущество присутствующей на рынке фирмы вытекает лишь из имеющегося у нее доступа к необходимой технологии, если она основана на неспособности других фирм сравняться с ней в ноу-хау, то это и есть естественная монополия, но она не является таковой, если основана лишь на исключительном обладании патентами (patents).[5]

То есть примерно это выглядит так при повышении например цен на гречку потребитель может заменить её например рисом, или другой крупой более приемлемой для него по цене. При повышении цены на газ или электричество у потребителя нет другой альтернативы.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридичес­кое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Субъекты естественных монополий функционируют в следующих сферах деятельности:

1) услуги по передаче электрической энергии;

2) услуги по передаче тепловой энергии;

3) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в

электроэнергетике;

4) транспортировка газа по трубопроводам;

5) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным

рубопроводам;

6) железнодорожные перевозки;

7) услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного

транспорта общего пользования;

8) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

9) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой

связи;

10) услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных

путей.

 

Госрегулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17.08.95 № 147-ФЗ. Закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего, доступность реализуемого ими товара для потребителей, эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Из выше сказанного можно сделать вывод что естественная монополия это скорее экономический круг отношений чем юридический и более эффективно их можно регулировать экономическими мерами а не юридическими. Но на практике это не возможно да и нет смысла строить две АЭС или тянуть два нефтепровода параллельно друг другу.

Для естественных монополий отчасти характерен сетевой характер организации рынка это значит что монополизирован не весь рынок в какой-то отрасли, а лишь ее часть передающие сети. Например газовые и нефтяные проводы, а не хранение и переработка.

В то же время допустима трансформация отдельных сфер деятельности по мере их развития из естественно-монопольных в конкурентные.

Желательным для экономики любой страны является развитие конкуренции на всех функционирующих товарных рынках, наличие отдельных неконкурентных рынков - это временная необходимость, непосредственно зависящая от существующего уровня научно-технического развития.

Данные причины состоят в технологических особенностях производства товаров или услуг субъектов естественных монополий. Данные особенности связаны с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Говоря другими словами, чем больше производится данного товара, тем меньше стоимость единицы такого товара. Стоит обратить внимание читателей на оценочное понятие " существенное понижение издержек производства". Законодательство не содержит разъяснений о размере такой " существенности". Представляется, что определенные рекомендации будут выработаны практикой применения комментируемых положений, и в данном случае имеется в виду прежде всего практика антимонопольного органа.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями), учитывается следующее:

1. требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара и прочие требования).

2. организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями.

3. возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару

4. наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (покупателя рассматриваемого товара).

5. расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

6. особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования)

7. региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения).

 

Например, по одному из дел суд указал, что отсутствие в данном случае одного из установленных ст. 6 Закона о защите конкуренции критериев - сопоставимого рынка такого товара, как хлористый калий, - не лишало антимонопольный орган возможности признания установленной производителем цены на товар, подлежащий реализации на внутреннем рынке, монопольно высокой при установлении несоответствия цены другому предусмотренному в названной норме критерию - превышению цены товара над суммой необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.[6]

 

Признак естественной монополии заключается и в том, что спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Говоря другими словами, речь идет о жизненно важных товарах и услугах, которые необходимы в любом случае для обеспечения нормальной жизни и деятельности человека, функционирования предприятия (электрическая, тепловая энергия, связь и т.д.). Такая ситуация является следствием того, что товары (или услуги), производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены другими товарами (или услугами).

Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со ст. 4 Закона " О конкуренции" основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры. Если для замены товара другими товарами в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой покупатель товара несет значительные издержки (превышающие 10 процентов от цены товара), то такие товары не должны относиться к взаимозаменяемым.[7]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.